Top.Mail.Ru
архив

Четвертое звено

Сегодня практически каждый мало-мальски уважающий себя магазин стремится не просто обзавестись страничкой во Всемирной паутине, но и создать, помимо реального, физически существующего, еще и интернет-магазин.

Достаточно вбить в поисковике "Яндекс.Маркета" запрос Apple iPhone 5, и вы увидите, что его предлагают 682 онлайн-магазина. Цены у них, как правило, до 20% ниже, нежели у обычных торговых точек. Естественно: нет расходов на аренду площадей, персонал и многое другое. Но вот с получением товара из таких интернет-магазинов зачастую возникают проблемы. "Как-то за беседой в кругу знакомых мы обсуждали очередную неудачную попытку приобрести что-то в Интернете, как обещали, "быстро, надежно и недорого". Опять получилось все с точностью наоборот: "долго, дорого". Да и к тому же товара мы не увидели вообще. Не говоря уже о том, что была вероятность не получить деньги обратно", - вспоминает президент компании TetraMall Антон Цайлингер.

Действительно, звоним в один из интернет-магазинов и спрашиваем, имеется ли в наличии Apple iPhone 5 с объемом памяти 16 Gb по заявленной цене 22 990 руб. Нам отвечают, что партия уже распродана, но есть по цене 23 560 руб. Разница небольшая, почему бы и нет? Оформляем заказ, товар обещают доставить на следующий день. Проходит обед, но курьер все еще не объявляется. Набираем номер интернет-магазина, там извиняются и говорят, что очень много заказов, и курьер, если удобно, сможет подъехать только поздно вечером. Но в этот день заказанный товар мы так и не дождались. 

"Да что же это такое, что за безобразие, не торговля, а сплошное надувательство и нервотрепка", - возмущается Антон Цайлингер. А ведь суть проблемы лежит на поверхности: как уже было сказано в самом начале, интернет-магазины сейчас открывают все кому не лень. Это лишь на первый взгляд открыть свой интернет-магазин очень просто. 

Загляните в Сеть. Она просто пестрит предложениями типа "платите 600 руб. в месяц и пользуйтесь интернет-магазином". На деле, "купившись" на эту авантюру, предприниматели сталкиваются с большими сложностями. К сожалению, у многих бизнесменов, успешно торгующих в своих магазинах (не виртуальных), нет четкого понимания того, что именно необходимо для качественной работы во Всемирной паутине. Как оказалось, 600 руб. вовсе недостаточно. За эти деньги предприниматель получает стандартную страницу в Интернете с ограниченным набором функций, коими он даже не всегда умеет пользоваться. Создание собственного качественного сайта обойдется уже более чем в 100 000 руб. Плюс к этому необходимо организовать полноценный call-центр и службу доставки. В итоге сумма на организацию онлайн-магазина вырастает в десятки раз, и далеко не каждый бизнесмен, владеющий небольшим магазинчиком по продаже бытовой техники, способен потянуть подобные расходы.

Только опт

Обсудив все проблемы торговли в Сети с друзьями, Антон Цайлингер пришел к выводу, что можно попробовать создать единую площадку для интернет-торговли всех магазинов. Вовсе не такую, как "Яндекс.Маркет", где присутствуют предложения различных продавцов и сам "Яндекс" совсем не отвечает за качество их деятельности, а лишь предоставляет возможность оставлять отзывы пользователей о качестве работы интернет-магазинов. Есть, конечно, и крупные интернет-магазины, но они являются интернет-площадками все тех же сетей (Е5, Enter.ru, tshok.ru и т.п.) либо развиваются по их образу и подобию (Ozon, Amazon и т.д.). 

"Сегодня на рынке господствуют крупные сети, и интернет-магазины, с одной стороны, практически выдавливают с рынка малого и среднего предпринимателя, а с другой - паразитируют на иллюзиях и лени покупателя. Нас с вами. И к сожалению, это касается не только мелкой розницы, то есть того самого милого, привычного, десятилетиями жившего "в шаговой доступности" от нас магазинчика, куда можно зайти по дороге с работы за пачкой сигарет или быстренько сбегать за хлебом и солью", - рассуждает Антон Цайлингер. Он с друзьями решил создать платформу, где аккумулировались бы предложения от всех без исключения продавцов: мелкие магазины могли бы предлагать свой товар покупателям, оптовики - магазинам, а производители - оптовикам. Так родилась идея TetraMall. 

Эта площадка, по замыслу создателей, призвана объединить всех. Причем службу доставки, call-центр и интернет-платформу предоставляет непосредственно TetraMall. Tetra с латинского переводится как четвертый: именно новую, четвертую систему торговли и стремится создать Антон Цайлингер. Причем он утверждает, что аналогов TetraMall ни в России, ни в мире нет. С этим и были связаны первые трудности. На что ориентироваться? Ведь ничего подобного никто не делал, какое количество на это потребуется средств, кто будет их вкладывать и сколько займет окупаемость, да и будет ли вообще интересен проект потенциальным клиентам? 

Проверить это Антон Цайлингер решил, рискнув собственными деньгами. В 2011 г. он вложил в стартап полмиллиона евро. "Маркетинговые исследования и внедрение прототипа системы сразу же обозначили ее успешность и популярность. Ее масштабность также привлекла внимание Станислава Сваричевского (вице-президент холдинга ALS Group; занимается 3D-графикой и анимацией), который в этом же году принял участие в инвестировании и управлении перспективным IT-проектом. В итоге суммарное количество инвестиций составило 4 млн евро в равных долях", - рассказывает Антон Цайлингер. "Идея компании кажется нам интересной, она дает возможность компаниям, ранее не имевшим отношения к электронной коммерции, стать частью этого рынка с небольшими вложениями", - комментирует официальный представитель OZON Holdings Мария Назамутдинова. 

"Идея сама по себе жизнеспособна и доказала свою эффективность на западных рынках. Фактически в основе лежит идея дроп-шиппинг платформы, объединяющей в себе информацию по товарам от различных поставщиков, - отмечает директор по маркетингу фулфилмент-оператора "Бета Продакшн" Алексей Жуков. - Эти товары предлагаются для реализации так называемым дроп-шипперам - интернет-магазинам, выполняющим роль коммивояжеров... Собранные заказы дроп-шиппер отдает на исполнение поставщикам, которые взаимодействуют с дроп-шиппинг платформой".

Невозвратные проблемы

TetraMall запустила бета-версию сервиса уже в сентябре 2012 г. Официальный запуск системы состоялся в марте 2013 г. На текущий момент у TetraMall подписаны контракты с несколькими сотнями компаний, преимущественно с производителями и оптовиками. "Система Tetramall удобна прежде всего тем, что она представляет собой определенный свод товаров, где легко можно найти необходимый. После того как ты его нашел, существует возможность оплатить покупку из дома карточкой или "Яндекс.Деньгами". Сама визуализация сделана хорошо. Нет затычек", - делится впечатлениями один из клиентов новой платформы коммерческий директор компании "Зеленая шина" (бренд "4 точки") Михаил Яськов.

 "Компания TetraMall проявляет себя как перспективный и надежный партнер и представляет возможность нашей компании поучаствовать в эксклюзивном проекте торговой интернет-площадки. Данный проект дает возможность компании Typhoon существенным образом продвинуться на рынке сбыта и найти новых партнеров в регионах за счет крайне удобной системы пользовательского доступа регионального дилера к нашему текущему складу", - добавляет другой клиент, генеральный директор ООО "Снаряжение "Тайфун" (эксклюзивный представитель Typhoon Int. в России) Марина Варавина. Также среди пользователей TetraMall интернет-магазин специального "железа" для обработки графической информации (компьютерного рисования, 3D-графики, анимации, спецэффектов и т.д) Render.ru.

Сам сайт - это презентация услуги, но с него компании входят в систему. Система TetraMall - это площадка, где размещаются товары участников. При подключении к системе все товары организации размещаются, меняются, дополняются в режиме онлайн (при помощи синхронизации с 1С или с другой складской программой). При этом каждый участник может просмотреть товары других компаний. Но для этого необходима регистрация (как для продавца, так и для покупателя), ведь сам сайт TetraMall обеспечивает лишь оптовые поставки, то есть ориентирован на BTB. При подключении к системе TetraMall компания может создать на своем сайте раздел с интернет-магазином, и все товары в нем будут проходить через систему (поэтому на сайтах висит логотип TetraMall). То есть фирмы создают свой интернет-магазин с актуализацией ассортимента.

"Если идея хороша, то реализация ее далека от жизни. По большому счету сейчас у компании есть только сайт и перспективная идея, но этого недостаточно для успеха", - критически отзывается о проекте Алексей Жуков. По его словам, подавляющее большинство поставщиков, которые, как предполагается, будут реализовывать свои товары через эту систему, не имеет инфраструктурных возможностей исполнять заказы, собранные дроп-шипперами. Во-первых, не позволяет применяемая технология хранения, ориентированная на подбор крупных партий товаров. Абсолютное большинство поставщиков не может дать точные остатки (до единицы) в режиме онлайн, что приведет к путанице с резервированием. Во-вторых, складские площади поставщиков просто не приспособлены к операциям с интернет-заказами: нет специализированного оборудования, отсутствует ряд технологий, да и людей требуется несколько больше. "Еще один важный момент - заказы не только уходят в сторону конечного клиента, в 10-50% случаев в зависимости от категории товаров они возвращаются. Работа с возвратами в системе, насколько я понял, не продумывалась. Для того чтобы эта схема заработала, необходимо предложить рынку полный комплекс: не только IT-часть, но инфраструктуру исполнения заказа - фулфилмент", - уверен Алексей Жуков.

Деньги на ветер?

Говоря о перспективах проекта, Антон Цайлингер отмечает, что уже на стадии бета-тестирования эффект от соприкосновения с потенциальным потребителем системы превзошел все ожидания. Опыт показал, что за первый год легко был преодолен барьер в 1000 клиентов. Этот же опыт продемонстрировал, что необходимо сразу же, со стартовых же шагов, двигаться дальше и преодолевать психологические барьеры. Изначально основатели были уверены, что главными пользователями на первом этапе станут малые и средние предприятия. Оказалось, это не так. Не успев засветиться, система сразу же привлекла к себе внимание ряда крупных производителей и дилеров. "Скажем честно, для нас это было несколько неожиданно. Не то чтобы мы не планировали сотрудничать с крупными компаниями, нет, конечно же планировали. Но мы думали, что этот момент наступит несколько позже, где-то через полгода после запуска системы, - поясняет Антон Цайлингер - Сейчас нам приходится пересматривать некоторые свои планы в сторону ускорения их реализации, так как идут переговоры с целым рядом ведущих в своей отрасли игроков". Проект начал развиваться столь бурно, что его основатели просто не успевают отлаживать весь функционал. Требуются инвестиции уже совершенно иного уровня. "Сейчас мы ведем переговоры с рядом заинтересовавшихся инвесторов. Но до тех пор, пока место главного инвестора не занято, мы остаемся открытыми для диалога с любым потенциальным инвестором", - говорит Антон Цайлингер. Он рассчитывает, что начальные вложения в создание проекта удастся вернуть уже за первые три года работы.

"На данном этапе сложно спрогнозировать успех данной компании, но то, что она занимают новую нишу, безусловно, вселяет оптимизм", - констатирует Мария Назамутдинова. "Сейчас трудно судить, окупятся ли инвестиции. Рано или поздно создатели придут к пониманию процессов интернет-торговли в рамках дроп-шиппинг платформы. В том виде, в котором идею преподносят сейчас, вряд ли найдутся крупные инвесторы, - резюмирует Алексей Жуков. - Другое дело - окупятся ли инвестиции за три года? Наверное, нет, поскольку проделана лишь часть работы. Создание инфраструктуры исполнения заказа обойдется в не меньшую сумму, и здесь все зависит от навыков фандрайзинга".


Еще по теме