Top.Mail.Ru
$ 58.13
 108.40
£ 72.70
¥ 45.31
 59.87
Нефть WTI 111.28
GOLD 1855.04
РТС 1253.69
DJIA 31880.24
NASDAQ 11535.28
BTC/USD 29280.00
бизнес

Еда для всех

Фото: 123rf / Legion-Media Фото: 123rf / Legion-Media

В 2016 году в России появился первый сервис доставки корпоративного питания — Catery. Спустя три года оценка стартапа превысила 10 млн долларов. В прошлом году компания объявила о планах выйти на испанский фудтех-рынок, оборот которого оценивается в 2,5 млрд евро в год. Основатель Catery Дмитрий Федоров рассказал в интервью журналу «Компания» о подготовке к международной экспансии и о роли, которую пандемия сыграла в «перестройке» сервиса.

Какое-то время вы жили в США и там же получили образование. Почему вы решили вернуться в Россию?

— Переезд в Штаты не был моей инициативой, а стал выбором моей семьи: мои родители хотели дать детям западное образование. Мы с сестрой переехали в США, когда мне было около 8 лет и вернулись, когда мне было 16, также по решению семьи. Я поступил в МИСиС, затем параллельно учебе начал работать в Metro Group в России в отделе обучения и развития персонала. Позже, на четвертом курсе вместе с партнером открыл наш первый Subway и потом запустили еще 4 ресторана. Так что нельзя сказать, что я осознанно выбирал, где стартовать.

Catery стал тогда первым сервисом кейтеринга в России, и сейчас их в стране не так много. Как вы объясняете, почему эта ниша не занята?

— Catery — первый в России маркетплейс кейтеринговых компаний, сам же рынок кейтеринга в стране большой и существует давно, но был крайне слабо диджитализирован. Создать новую полноценную IT-платформу на этом рынке с нуля тяжело: требуются большие вложения средств. Это логистические процессы, IT-решения, построение клиентского сервиса, создание качественного контента и т.д. В том числе требуется много времени на привлечение корпоративных клиентов: согласование и подписание договора о сотрудничестве с некоторыми клиентами может занимать год и более.

За 2,5 года партнерами Catery стали около 500 ресторанов. Как выглядит эта цифра сейчас?

— Сейчас мы работаем с более чем 700 ресторанов и кейтеринговых служб. С большинством заведений мы тщательно перерабатываем меню под формат кейтеринга, используя накопленную аналитику, а также вкладываемся в проведение фотосъемок. За все время проведено уже более 400 съемок.

Среди наших корпоративных клиентов есть компании из всех отраслей, но больше всего — банки, IT, фармацевтические компании, консалтинг, образовательные центры, бренды одежды, страховые компании и FMCG.

У нас много планов по дальнейшему развитию, в том числе мы рассматриваем возможность открытия собственного производства в партнерстве с ресторанами. Тем не менее все планы корректируются в режиме реального времени по мере изменения ситуации с коронавирусом.

Дмитрий ФедоровДмитрий Федоров. Фото: пресс-служба Catery
Catery сотрудничает не только с компаниями, но и обслуживает частные мероприятия. Насколько востребован B2C-сегмент?

— Сегодня около половины заказов на нашей платформе можно отнести к B2C и B2E (сотрудники корпоративных клиентов). У людей есть множество поводов для частных мероприятий — дни рождения, свадьбы, вечеринки и т.д. Также в России очень развита культура отмечания личных праздников в офисе, так что это очень востребованный сегмент.

Какие сервисы можете назвать своими конкурентами?

— В B2B мы конкурируем с кейтеринговыми службами, которые являются нашими партнерами, так как клиент может обратиться к ним напрямую. В B2Е мы конкурируем с множеством сервисов в сфере фудтеха, например «Яндекс.Еда» или Delivery Club.

Как пандемия отразилась на вашем бизнесе? Отмечаете рост спроса на доставку после возвращения сотрудников в офисы?

— Пандемия сильно ударила по нашему бизнесу — в первые месяцы поток b2b-заказов уменьшился в разы, поскольку люди переходили на удаленную работу, а проведение массовых мероприятий оказалось под запретом. Мы достаточно оперативно ввели новые форматы услуг (бесконтактную доставку, начали продавать наборы продуктов для дома, а также индивидуальные фуршетные сеты для онлайн-мероприятий и работников на дому), что позволило несколько выправить ситуацию. В настоящий момент спрос вернулся к уровню 2019 года. Далее, по мере возвращения к нормальной жизни, мы ожидаем эффекта отложенного спроса.

Вы говорите, что пандемия сильно ударила по бизнесу Catery, а можно ли говорить о каких-то положительных ее сторонах?

— В апреле 2020-го года, когда закрыли офисы и все ушли на самоизоляцию, мы также перешли в онлайн. Первые же планерки показали слабые места: неэффективные сотрудники, дублирующий друг друга функционал, бизнес-процессы, без которых можно обойтись. До этого мы постоянно росли, а тут все остановилось и стало понятно, где необходима перестройка. Пандемия помогла оценить эффективность и инициативность команды: некоторые сотрудники, функции которых утратили приоритетность из-за пандемии, сразу переключились на новые задачи и подхватили проблемные места, а кто-то остался сидеть сложа руки. Мы оптимизировали штат и, когда офисы начали открываться, снова начали расти и вышли на допандемийные обороты. Выяснилось, что пересборка команды сделала нас намного эффективнее.

Как вы относитесь к идее ряда компаний полностью отказаться от офисов? Вы сами были бы готовы к такому шагу?

— Во время пандемии мы соблюдали все требования Роспотребнадзора: вели температурные листы, вводили удаленку для сотрудников, когда выходили соответствующие распоряжения. Как только появилась возможность работать из офиса, все вернулись. Несмотря на то, что мы продуктивны и на удаленке, сплоченность коллектива и работа в команде очень важна.

Я думаю, что отказ компаний от офисов — временная история. Через какое-то время будет волна новостей в духе «Facebook провел внутреннее исследование и выяснил, что при работе команды в офисе эффективность вырастает на 30%». Безусловно, есть компании, которые могут работать дистанционно, но в нашем бизнесе важно, чтобы люди работали вместе, так как у нас в большей степени операционный, чем IT-бизнес.

В 2020 году вы запустили новое направление — «Catery Обеды». Чем отличается этот сервис?

— Новый сервис направлен на расширение спектра услуг для корпоративных клиентов. Это первый шаг к созданию B2B-экосистемы, которая сможет закрыть все потребности компаний. Благодаря сервису компании могут заказывать недорогие и качественные обеды для сотрудников. В рамках создания «Catery.Обеды» мы подключили к платформе новых партнеров, это позволило нам расширить ассортимент под новый запрос. Сейчас доля заказов обедов составляет уже около 20% от всех заказов, к концу года мы планируем увеличить эту долю до 30%.

В прошлом году Catery объявил о выходе на международный рынок. С чем было связано такое решение?

— У нас есть готовая IT-платформа, которую мы можем быстро адаптировать под рынки других стран. Мы считаем, что наш подход к диджитализации рынка кейтеринга успешно можно применять вне России, где этот рынок также слабо оцифрован, как и в России 5 лет назад.

Нам понравилось видение наших испанских коллег, мы увидели много точек для синергии и обмена опытом. Коронавирус вынудил нас временно пересмотреть планы на дальнейшее международное развитие, но в будущем мы планируем вернуться к этой истории.

Почему для экспансии была выбрана Испания?

— У нас был феноменальный 2017 год, мы очень быстро росли. За первые 12 месяцев мы обогнали всех, кто был в то время на рынке. На нас начали обращать внимание разные фонды и конкуренты из Европы — мне поступало много писем и предложений о сотрудничестве. Одно из предложений было от крупного венчурного акселератора, который имел в портфеле несколько компаний с нашей бизнес-моделью. Они хотели собрать пул компаний в разных странах под единый зонтичный бренд и через несколько лет вывести его на IPO, но мы не договорились по условиям. Мне понравилась идея консолидации компаний в разных странах, и мы решили сделать это самостоятельно. Четверка крупнейших фудтех рынков Европы — Англия, Германия, Франция и Испания. Поскольку первые три были заняты стратегами, мы выбрали Испанию.

В 2019 году вы говорили, что рассчитываете выйти на ежемесячный оборот в 3 млн долларов. Этого удалось добиться?

— Могу сказать даже так: все наши допандемийные планы, которые мы озвучили, мы выполнили и даже перевыполнили.


Еще по теме