Top.Mail.Ru
архив

Экономист, культуролог, психолог

В нашем бизнесе людей с профильным образованием не так много. Рекламные агентства и рекламные отделы компаний в этом смысле не исключение. Сегодня мало кого из работодателей интересует наличие у соискателя специального "рекламного" образования. Смотрят на другое.

Оле-оле-оле-оле, журфак - не чемпион

Несколько лет назад у любого первокурсника факультета журналистики МГУ был шанс возглавить рекламный отдел небольшой фирмы. Неважно, что в "отделе" такой студент был единственным сотрудником и вся его работа сводилась к выяснению рекламных расценок нескольких изданий.

Сегодня ситуация изменилась. Вслед за журфаковской кафедрой партийной печати, преобразованной в кафедру маркетинга и рекламы, "в рекламу" пошли и кафедры других вузов. При Институте молодежи, например, появилась Высшая школа рекламы. Отделения рекламы открылись в учебных заведениях, готовящих специалистов самых разных специальностей. Психологи, культурологи, режиссеры, социологи и многие другие гуманитарии получили возможность осваивать новомодное ремесло.

В большинстве случаев преподают на соответствующих кафедрах те же специалисты, которые читали раньше лекции по идеологии и пропаганде. Однако на том же журфаке МГУ, например, существует практика приглашать на лекции действующих рекламистов. Многие студенты из таких групп попали на работу после призывов того или иного лектора попробовать свои силы. Среди приглашаемых практиков в МГУ читал лекции, например, Владимир Евстафьев - президент коммуникационной группы Maxima и, кстати, кандидат технических наук.

Помимо переквалифицировавшихся кафедр государственных вузов в начале 90-х рекламистов стали готовить и различные новообразованные коммерческие вузы: популярность специальности "реклама и маркетинг" росла быстрее, чем появлялись действительно толковые преподаватели. Естественно, что коммерческие вузы коммерческим рознь. Те, кто учился рекламе у Юрия Грымова, приобрели больше, чем те, кто заканчивал платные двухмесячные курсы по подготовке копирайтеров.

Сегодня теоретические знания по специальности можно получить и в крупных провинциальных вузах. В Москве приличное образование могут дать порядка 30 учебных заведений, по России их насчитывается около 70. Проблема в том, что ни лекций, ни выходящей сейчас в большом количестве рекламной литературы, для того чтобы стать профессионалом, недостаточно. Почти все акулы рекламного рынка стали ими еще до того, как система рекламного образования в России мало-мальски оформилась. Сергей Лисовский, например, защищал в МГУ диссертацию по политической рекламе в прошлом году, когда никто в его профессиональных качествах уже не сомневался. Как и Владимир Филипов - президент РА "Аврора", Лисовский заканчивал МЭИ.

Где куют спецов

Как и в любом бизнесе, когда все только начинается и профессионалов нет в принципе, до середины 90-х можно было прийти в рекламу из любого другого бизнеса и сделать в ней карьеру. В одном сетевом агентстве, например, работает человек, который раньше был водителем в провинциальном городке. Возил он режиссера рекламных роликов и тот постоянно жаловался на сценаристов: мол, то не так и это не так... Водитель внимательно слушал, а потом стал придумывать сценарии сам. Потом режиссер привел его в штат уже как сценариста.

Сегодня такие метаморфозы происходят все реже. Рекламные агентства и отделы рекламы крупных компаний требуют от соискателей предыдущего опыта работы. "При этом базовая специальность не играет решающей роли, - рассказывает Светлана Готоватюк, руководитель департамента "Рекрутмент для медиа-индустрии" в "Агентстве Контакт". - В основном работу получают выпускники МГУ, МГИМО, Плехановской академии, Государственной академии управления. В принципе клиенты готовы брать и выпускников, например, МИСИ, но среди них хороших кандидатов нет". МИСИ, впрочем, окончил когда-то Юрий Заполь.

Достаточно много сейчас трудится в рекламном бизнесе и людей с коммерческим образованием. По словам Светланы Головатюк, это и те, кто окончил платные курсы при вузах вроде Плехановской академии, и выпускники Международного университета бизнеса. Платные курсы при государственных вузах предпочтительнее: выпускникам коммерческих вузов приходится долго объяснять на собеседовании, какое заведение они окончили. "Мнение о выпускнике отделения рекламы и PR экономического факультета МГИМО у работодателя априори выше, чем о выпускнике, скажем, университета Натальи Нестеровой", - говорит Светлана Головатюк.

С профессиональной подготовкой дизайнеров для рекламы проблем нет. И Суриковское училище, и Строгановка, и МАрхИ, почувствовав требования времени, сразу же ввели в учебный план такую дисциплину, как компьютерный дизайн. И школа, и база в этих вузах есть. Хотя, конечно, и при выборе дизайнера сегодня смотрят не столько на его образование, сколько на портфолио.

Сейчас появилась и новая волна соискателей высоких должностей в рекламном бизнесе. Это люди 28 - 30 лет, успевшие поработать в рекламе в начале 90-х, понять, каких знаний им не хватает, и успевшие получить степень MBA на Западе (за свои деньги или за счет фирмы). "Такие специалисты, конечно, нарасхват, - говорит Светлана Головатюк. - Они обладают почти десятилетним опытом работы и знают самые современные технологии. Зарплата таких специалистов может составлять и $5000".

Универсальные русские

Западное образование без наличия предварительного российского опыта ценится чуть меньше - в силу пресловутой специфики рынка. Сотрудники сетевых агентств, например, участвуя в семинарах своего агентства, на которые съезжаются их коллеги со всего мира, отмечают, что задачи у западных менеджеров, занимающих аналогичные должности, совсем другие. На Западе account-менеджер - это человек, который должен заниматься координацией. И всё. От нашего же требуется знать маркетинг и глубоко вникать в бизнес клиента. Ведь согласно мировой практике задачи рекламной кампании должен формулировать отдел маркетинга предприятия, а не РА. Но в российской действительности отдел маркетинга чаще всего является лишь связующим звеном между РА и руководством.

Поэтому в рекламе так любят людей с экономическим образованием. По словам Светланы Головатюк, больше других котируются экономисты из МГУ и МГИМО. Не мешает и юридическое образование - договоры составлять тоже кто-то должен. Экономическое образование ценится гораздо больше, чем модное рекламное.

От работающего в России менеджера РА требуется больший универсализм, чем от его коллеги на Западе. Получается, что помимо хорошего знания английского языка российский рекламист должен знать экономику, иметь достаточно высокий общекультурный уровень - чтобы оценить, к примеру, какой дизайн предлагать клиенту.

"Сейчас для рекламного рынка по большому счету неважно, какое у человека базовое образование. Важно, чтобы оно было фундаментальным", - говорит Светлана Головатюк. Кристиан Гонт, генеральный директор BBDO Marketing, тоже считает, что какого-то определенного академического образования, универсально подходящего для работы в рекламе, не существует. "За 17 лет работы в разных агентствах, в том числе в Великобритании и на Ближнем Востоке, я работал с математиками, химиками, историками, лингвистами. Сам я изучал юриспруденцию и политику".

Подбирая профессионала, работодатель обращает внимание и на его личные качества. "Настоящий профессионализм есть способность применить интеллектуальные способности к решению теоретических и практических задач. Но навыки и страсть к работе тоже очень важны, - говорит Кристиан Гонт. - В рекламные агентства берут общительных, дружелюбных людей, и именно это делает работу в рекламе столь увлекательной".

На рынке труда рекламистов самым большим спросом сейчас пользуются профессиональные медиа-планнеры. А навыки можно приобрести, если пойти в рекламное агентство на низшую должность в клиентский отдел. Получая $200 - 300 и занимаясь техническими вопросами, можно быстро войти в курс дела.

Еще по теме