Top.Mail.Ru
архив

"Евротабачок" врозь

Существует стереотип, что производители, "работающие" под известные марки, - некие полуподпольные дельцы, сами стесняющиеся собственного бизнеса. Они якобы не хотят "светиться" и прячутся от прессы. Наверное, часто так оно и происходит. Существуют, однако, "идейные" бизнесмены, считающие, что в производстве продукции, похожей на мировые брэнды, нет ничего зазорного. Мы разыскали руководителей одной из таких фирм - табачной "Инвест-Траст".

Компания "Инвест-Траст" начала выпускать сигареты "Союз Планета" и "Евро Street" с августа 1999 года. Названия этих марок созвучны российским брэндам американской Philip Morris - "Союз-Аполлон" и Bond Street. Дизайн пачек тоже подозрительно напоминает эти марки.

Philip Morris трижды пыталась добиться запрета на производство этих марок, обвиняя конкурента в нарушении прав собственности на товарные знаки путем использования "сходных обозначений". В сентябре и ноябре 1999 года американцы судились с россиянами в Арбитражном суде Московской области, где зарегистрирован "Инвест-Траст". В январе нынешнего года тяжба шла уже в Федеральном арбитражном суде. Во всех случаях в удовлетворении претензий Philip Morris было отказано.

Крупные московские фирмы, специализирующиеся на оптовой торговле сигаретами ("Савва Юнивесл", SNS, "Шаттл", "Тюсом") все это время преспокойно торгуют продукцией от "Инвест-Траст", равно как и "настоящими" "Союз-Аполлон" и Bond Street от Philip Morris.

"Инвест-Траст" в октябре прошлого года переименовалась в "Евротабак" и под теми же марками "Союз Планета" и "Евро Street" запустила в продажу сигареты с новым дизайном пачек. Пачка "Евро Street" стала совсем непохожей на Bond Street, хотя обновленная "Союз Планета" все так же смахивает на своего "сводного брата" "Союз-Аполлон". Впрочем, и сигареты в пачках со "старым" дизайном от "Евротабака" остаются в продаже.

Конфликт табачных компаний получил широкую огласку в столичной прессе и даже был освещен в Wall Street Journal. (Кстати, дизайн Wall Street совсем непохож на пачку Bond Street.)

Причину судебного поражения Philip Morris наши газеты почему-то увидели в юридических нюансах. Дескать, компания зарегистрировала марки "Союз-Аполлон" и Bond Street по классу "табак", а не по конкретному виду продукции - "сигареты". Ушлые русские будто бы просекли это, наняли хитрых юристов и придумали, как использовать недосмотр американцев в своих интересах.

На самом деле в судебных решениях указывалась иная причина, а именно - что "суд не установил сходства в изобразительных и объемных обозначениях товарных знаков, используемых истцом и ответчиком". (Цитируем по постановлению Федерального арбитражного суда от 26.01.2000 по делу № КА-А41/4680-99. Копия этого документа имеется в редакции.) То есть наши судьи решили, что "Союз Планета" и "Евро Street" не настолько похожи на "Союз-Аполлон" и Bond Street, чтобы можно было в угоду Philip Morris запрещать их выпуск.

Нам-то, честно говоря, кажется, что сходство есть (см. иллюстрации). И оно наводит на мысль о хитроумном маркетинговом ходе молодой табачной компании - мимикрии под раскрученные торговые марки. Хотя и не самые популярные: по нашим данным, в прошлом году объем продаж L&M, еще одной марки компании Philip Morris, почти в четыре раза превысил продажи Bond Street. В одной крупной ежедневной газете появилось даже известие, что компания "Евротабак" была создана командой бывших менеджеров самой Philip Morris, знавших уязвимые места табачного гиганта и этим воспользовавшихся.

Роман Тимофеев, заместитель гендиректора "Евротабака", эту версию опровергает: "Наш генеральный директор Владимир Густян и я сами раньше не работали ни в Philip Morris, ни в какой-либо компании, с нею связанной. Что касается нашей команды вообще, то в ней работают выходцы из самых разных структур, в том числе и от сигаретных дистрибуторов".

Разумеется, обвинения Philip Morris в плагиате руководство "Евротабака" не признает. "Если следовать их аргументам, то можно, например, предъявить претензии к ГАЗу из-за внешней схожести некоторых моделей "Волги" с "Мерседесами", - говорит Роман Тимофеев. - Покупателя сигарет не купишь схожестью упаковки, он всегда интересуется качеством табака. Что касается названий и оформления наших сигарет, то их мы не просто так придумали, а выбрали из большого числа вариантов, появившихся в результате изучения рынка и психологии потребителя".

Интересно, что топ-менеджер одной из перечисленных выше оптовых фирм, торгующих продукцией обоих конфликтующих производителей, анонимно высказал аналогичное мнение: "Этикетки похожие, но содержимое-то разное. Нельзя говорить о тождестве продукции только из-за картинки. Сейчас, например, "Приму" и "Космос" делают все кому не лень. Но потребитель не путает же продукцию "Явы" с продукцией Моршанской фабрики. Так что "Евротабак" вряд ли подпортит имидж Philip Morris. А тем более не перебьет торговлю - объемы производства несопоставимые".

По словам руководителей фирмы "Евротабак", принадлежащая ей фабрика в подмосковном Краснознаменске в месяц выпускает 200 миллионов штук сигарет шести различных марок (в том числе "Союз Планета" и "Евро Street"). Тогда как суммарные ежемесячные объемы продаж "Союз-Аполлон" и Bond Street, по нашим подсчетам, составляют не менее 700 миллионов штук.

Несмотря на январское решение Федерального арбитражного суда, руководство Philip Morris намерено продолжать тяжбу с конкурентом и добиться рассмотрения своей жалобы в Высшем арбитражном суде. "Мы убеждены в том, что производство сигарет под марками "Союз Планета" и "Евро Street" является нарушением наших прав, - заявил "Ко" Петр Лидов, управляющий по связям с общественностью Philip Morris. - Непризнание факта имитации товарного знака создает весьма опасный прецедент. Получается, что для любого владельца оригинальных марок нет гарантированной защиты от массового выпуска подделок".

Со времени первого иска компании к "Евротабаку" прошло уже полгода, и за все это время никто из российских табачников не решился повторить эксперимент с выпуском похожих на иностранные марки пачек. Сигарет, внешне похожих на продукцию В.А.Т. или R.J.Reynolds, отечественные компании, кажется, пока не выпускают.

У "Евротабака", по всей видимости, дела идут неплохо. Во всяком случае, руководство компании заявляет о своем намерении расширять производство. Как знать, не забила ли Philip Morris гол в собственные ворота: желая придать "общественный резонанс" своему спору с новоявленным конкурентом, компания на деле сделала ему хороший промоушн. Интересно было бы подсчитать число курильщиков, купивших "Союз Планета" или "Евро Street" из любопытства - чтобы узнать, почему же это табачный монстр так забеспокоился.

Кстати, может быть, такой бесплатный промоушн, устроенный усилиями американского табачного гиганта, тоже был частью маркетингового плана "Евротабака"?

Еще по теме