Top.Mail.Ru
архив

Гонки в карьере

Российское машиностроение, пришедшее в 1990-е годы в полный упадок, вновь подает признаки жизни. Плохие времена еще не закончились, но объемы производства и экспорта продукции машиностроения увеличиваются, даже несмотря на то что оборудование российских заводов изношено почти на 70%, а технологии отстают от мировых в среднем на 20 лет. Выходом из ситуации могло бы стать создание СП с западными производителями, однако иностранцы проявляют крайнюю осторожность.

 

Российские машиностроительные заводы раздумали умирать. По данным Госкомстата, в 1999 и 2000 годах темпы роста в российском машиностроении составляли 15 – 16% в год. При этом экспорт продукции машиностроения из России с 1996 по 2000 год увеличился на 16% и в абсолютных цифрах составил $6,5 млрд. Быстрее всего растут объемы производства строительной, дорожной и горнодобывающей техники. По данным Госкомстата, производство бульдозеров, кранов на автомобильном ходу и погрузчиков за 1999 – 2000 годы увеличилось вдвое. Основная часть техники продается на внутреннем рынке, однако постепенно растет и экспорт. Главными импортерами наших бульдозеров и экскаваторов являются страны третьего мира – такие, как Вьетнам, Иран и Индия. В последнее время интерес к российской технике проявляют и в Южной Америке. Азиатских и латиноамериканских импортеров привлекает относительная дешевизна российской техники.

 

Трактора на запчасти

На состоявшейся недавно в Екатеринбурге международной выставке «Строительная техника и сервис – 2001» некоторые бульдозеры и экскаваторы продавались прямо со стендов. Всего в дни выставки российские и зарубежные производители продали техники на общую сумму $18 млн. Основными покупателями стали предприятия добывающей промышленности и компании, занимающиеся дорожным строительством.

В советские времена в парке дорожно-строительных хозяйств преобладали отечественные машины. Сегодня на внутреннем российском рынке доли отечественной и импортной техники примерно равны. Баланс этот, правда, неустойчив и в значительной степени зависит от экономического положения в стране: чем лучше дела в российской экономике, тем больше спрос на зарубежную технику.

По словам президента Национального агентства промышленного маркетинга (НАПМ) Александра Денисова, главное достоинство западной техники – ее надежность: «Импортная техника практически не ломается. Российские же трактора значительно дешевле, но для нормальной работы вместо одного трактора нужно покупать три – один работает, а два других идут на запчасти».

Россияне стремятся перебить импорт дешевизной своей техники. «На зарубежные машины могут раскошелиться только крупные и зажиточные предприятия – импортная техника очень дорогостояща, ей необходимы столь же дорогие расходные материалы и комплектующие. Среднее или мелкое предприятие уже не может позволить себе подобную роскошь. Кроме того, степень оснащенности компаний импортной техникой значительно разнится в зависимости региона. Например, в Москве почти 90% парка дорожной техники укомплектовано импортными машинами, в Екатеринбурге же заграничной техники значительно меньше. Здесь много механизмов, выпущенных местным предприятием «Промстроймашина», – говорит вице-президент НАПМ Владимир Репетий.

 

Лидеры

Среди иностранных игроков на российском рынке выделяются японская Komatsu и американский Caterpillar. За ними идут Liebherr и Dressta (последняя продает тракторы и погрузчики, собранные польским предприятием Huta Stalowa Wola).

Komatsu работает в России уже более 30 лет, и ее положение прочнее, чем у конкурентов. Сильно запоздавший Caterpillar всеми силами стремится наверстать упущенное. Американская компания активно внедряется в российский рынок и уже занимается строительством предприятий в России. В частности, в марте прошлого года в Тосно под Санкт-Петербургом открылся завод Caterpillar, производящий комплектующие. Кроме того, предствители Caterpillar ведут переговоры о создании совместных предприятий с российскими заводами – производителями тракторной техники.

У Komatsu есть предприятие «МК Кранекс», собирающее в Иванове технику по лицензии и из комплектующих японской компании. Появления же новых японских проектов в России придется ждать долго. Говорит глава представительства Komatsu в СНГ Сигэру Судзуки: «Возможно, мы и будем создавать совместные предприятия в России, но только не в ближайшее время. В России мы продаем технику, собранную на японских и европейских заводах».

 

Ветераны Куликовской битвы

У российского производителя сегодня есть шансы укрепить свои позиции, однако времени и возможностей для этого не слишком много. С одной стороны, отечественному машиностроению на руку улучшение инвестиционного климата. По данным председателя экономического комитета по программам развития Уральского региона Сергея Воздвиженского, в 2000 году объем инвестиций в предприятия Урала впервые оказался больше, чем объем собственной прибыли предприятий. В машиностроительные заводы инвестируют и западные, и отечественные корпорации. С другой стороны, как подчеркивает Воздвиженский, в Россию уже 20 лет не ввозилось современное технологическое оборудование, а старое вот-вот выработает свой ресурс. «Нам нужно налаживать сотрудничество с западными производителями. Если мы «проспим» еще десять лет, с нами уже никто не будет разговаривать», – считает он.

Впрочем, сами западные компании ввязываться в проблемы отечественного машиностроения не торопятся. В частности, в интервью корреспонденту «Ко» Сигэру Судзуки опроверг циркулировавшие на выставке слухи о том, будто Komatsu ведет переговоры о создании СП с одним из крупнейших машиностроительных предприятий Урала – нижнетагильским «Уралвагонзаводом».

Владимир Репетий считает, что начинать нужно с частичной модернизации производства: «Предприятию не нужно сразу и полностью переоснащать все производство. Можно начать с поэтапного переоборудования».

 

«Красные директора» не хотят учиться

Главной проблемой отечественных машиностроительных предприятий участники рынка считают слабый менеджмент. Говорит Владимир Репетий: «Российские производители не хотят или не могут производить конкурентоспособную продукцию по ряду причин. Главная беда – вовсе не в отсутствии оборотных средств или инвестиций, а в том, что руководство предприятий не стремится что-либо менять. В большинстве своем машиностроительными предприятиями руководят те же люди, которые управляли ими еще в советские времена. «Красным директорам» тяжело перестроиться на иной стиль менеджмента. Необходимы новые высокопрофессиональные управленцы, которые бы изменили производственную культуру на предприятиях».

Не хватает отрасли также и специалистов среднего звена – менеджеров и «технарей». По словам Валерия Столбова, президента компании ИКО (эта фирма занимается  сервисным обслуживанием строительной техники), спрос на специалистов появился не так давно. «Мы обнаружили в Челябинске предприятие «Эверест», которое готовит технических специалистов по обслуживанию строительной техники и выдает государственный сертификат. Их услуги не были востребованы семь лет. Чем им только не приходилось заниматься все эти годы – даже фитодизайном», – говорит Столбов.

 

СПРАВКА

Мировым лидером по продажам строительной техники является американская корпорация Caterpillar. Второе место принадлежит японской Komatsu. За «бронзу» борются шведская Volvo и американо-голландский концерн Case New Holland.

На российском рынке ситуация несколько отличается: лидером продаж является Komatsu, а Caterpillar уступает японским коллегам, занимая второе место.

Какие места в этой табели о рангах занимают российские производители, определить трудно. Западные компании, как правило, предлагают всю линейку продукции, отечественные же предприятия отличаются узкой специализацией. Например, чебоксарский «Промтрактор» производит тяжелые бульдозеры, челябинский ЧТЗ – средние трактора, а владимирский «Ковровец» – легкие машины. Сравнивать эти компании между собой просто невозможно.

Еще по теме