Top.Mail.Ru
архив

Их хотят продавать все

Популярность, а значит, и хорошая продаваемость той или иной модели - материя весьма тонкая. Далеко не всё решают выдающиеся технические характеристики, удачный дизайн или сверхпривлекательная цена. Для выведения формулы успеха нужно учесть такие специфические составляющие, как местный имидж марки, привычки здешнего покупателя, соответствие потребительских характеристик модели запросам местной же нишевой группы и еще тысячу всяких условностей. В этом плане российский автомобильный рынок представляет собой terra incognita, а наши покупательские автомобильные предпочтения еще нуждаются в длительном изучении маркетологами производителей.

Некоторые основополагающие установки, касающиеся российского представления о хорошей машине, производителям уже известны. Например, в России всем типам кузовов предпочитают седан. Ни хэтчбеки, ни тем более универсалы особенной любовью отечественного покупателя не пользуются. Представляется, что корни стереотипа уходят в советское прошлое, когда абсолютное большинство моделей легковых автомобилей выпускалось именно в виде седанов. Хэтчбеки массово появились в СССР всего 15 лет назад, когда ВАЗ освоил модель 2108, а АЗЛК - "Москвич-2141", и пока как-то не привились. Милая советская привычка таскать в багажнике не только походный ремкомплект, но и канистру, наполненную бензином, не прибавляла хэтчбекам популярности: противно вдыхать пары бензина и слушать грохот перемещающихся на крутых поворотах запчастей прямо в салоне; эти неприятные ощущения не достигают ваших органов чувств, когда канистра и железки располагаются у седана в отделенном от салона багажнике. По тем же причинам мы не любим и универсалы: нехорошо солидному человеку ехать вместе с мешком картошки, который болтается сразу за задним диваном. Самое забавное, что проблем с бензином теперь нет, картошку мешками возить перестали и, главное, хорошие машины стали нашему человеку доступны; ан нет - россиянин, понимаешь, глядя на BMW-320 Touring, пренебрежительно цедит: "Сарай!" - и эффектному Nissan Almera с кузовом хэтчбек предпочитает редкий по безликости даже для японцев седан той же модели.

Что еще? Еще известно, что усредненный русский человек всеми фибрами души любит внедорожники, обозначая их скопом термином "джипы", чем постоянно нарушает законный копирайт на это слово компании DaimlerChrysler. Тут объяснение более объективное: хорошие дороги у нас действительно в дефиците - это раз; хорошей машины должно быть по преимуществу много - это два; ничто не демонстрирует выросший социальный статус владельца лучше, чем зверский оскал какого-нибудь Lincoln Navigator, - это три. В своей страсти к внедорожникам наш потребитель готов мириться даже с пресловутым кузовом-"сараем". Впрочем, иногда кажется, что, предложи нетривиально мыслящий производитель нашему рынку вездеход с обычным выступающим сундуком-багажником (выдающаяся по уродству получилась бы машина!) - так с руками бы оторвали и в очередь по ночам отмечаться ходили бы.

В остальном же душа русского автолюбителя пока столь же загадочна, как и эта обобщенная душа в ее прочих проявлениях. Но! Если отойти от самокопания и перейти к фиксации упрямых фактов, то будет несложно обнаружить наиболее упорно предлагаемые дилерами модели и как раз в них найти особенности, которые делают машину популярной в России. Предварительно две оговорки: имеются в виду не самые продаваемые (при больших объемах продаж определяющим фактором является только и исключительно цена: посему хитами российских продаж в прошлом году были Daewoo Nexia, Skoda Felicia, Daewoo Espero - все стоимостью до $10 тыс.), а именно наиболее настойчиво продвигаемые продавцами модели; рассмотрению подвергаются модели, активно предлагаемые не только "белыми", но и "серыми" дилерами - этими пиратами свободного рынка, - а уж они-то, имея свободу выбора марок и моделей, имеют о покупательских предпочтениях самое объективное и точное представление. Их девиз - "Продаем только то, что хорошо продается", и с этим мнением трудно не согласиться.

Итак, "Ко" представляет великолепную семерку сезона "лето-99".

Volkswagen Golf (1,6 л). Для любителей всего тевтонского, в том числе "настоящего немецкого качества". Golf уже опередил по продажам другую успешную модель VW - Passat. Сейчас концерн активно раскручивает в России модель Bora - грубо говоря, Golf с кузовом седан, который, однако, из-за более богатой комплектации стоит дороже. Преимущества: новое (продается с прошлого года) издание хорошо известной модели; предсказуемый осовремененный дизайн Golf предыдущего поколения; высокий (главным образом благодаря происхождению) престиж марки. Цена - от $14 тыс. у "серых" дилеров до $17 тыс. у официальных. Конкуренты в ценовой группе: Honda Civic, Mitsubishi Colt (имеют японское происхождение и соответственно менее престижны), Opel Astra, Nissan Primera (достойная альтернатива более высокого класса), Ford Focus (пока конкурент потенциальный, но в случае установления приемлемой цены - чем Ford вообще славится, - довольно грозный).

Toyota Avensis (1,6 л). Продукт двойного назначения: может использоваться как в качестве семейного, так и корпоративного автомобиля. Самый любимый на нашем рынке типоразмер (седан длиной около 4,5 м; класс D по европейской классификации). Преимущества: современный дизайн; недорогое сервисное обслуживание; хорошая комплектация уже в базовом исполнении. Цена - от $16,8 тыс. у "серых" дилеров и до $18 тыс. у официальных. Конкуренты в ценовой группе: Nissan Primera, обновленная Mitsubishi Carisma, европейские альтернативы - Opel Vectra, Ford Mondeo (даже с двигателем 1,8 л).

Nissan Primera (1,6 л). Главный конкурент предыдущей машины. Активно продвигается как многочисленными официальными (у Nissan в России самая разветвленная из всех японцев дилерская сеть), так и "серыми" дилерами. Так же как и Avensis, принадлежит к европейскому классу D. Преимущества: самая низкая для машины такого класса цена на местном рынке; почти полное отсутствие случаев угона; повсеместный и недорогой сервис. Только что модель прошла внешнюю модернизацию (рестайлинг) и наверняка по этому случаю подорожает, поэтому у Avensis появится шанс взять реванш. Пока цена колеблется от $14,5 тыс. до $16 тыс. Конкуренты в ценовой группе - Toyota Avensis, Mitsubishi Carisma, Opel Vectra, Volkswagen Golf.

Volkswagen Passat (1,8 л). Как и две предыдущие модели относится к классу D, но, как и всякий продукт родом из фатерлянда, лишен такого японского преимущества, как низкая цена: Passat стоит дороже. В прошлом году (продажи в России по официальным каналам начались еще в 1997 году) стал лидером продаж среди всех моделей, предлагаемых официальными дилерами VW в нашей стране. Настоящая европейская (более того - немецкая) машина русского размера. Благодаря богатому для "европейцев" оснащению и солидной внешности выглядит как автомобиль более высокого класса и стоит тоже соответственно дороже. Впрочем, не дороже денег: цена на Passat с двигателем 1,8 л варьируется в диапазоне от $23 тыс. до $25 тыс. Конкуренты в этой ценовой группе: Opel Vectra 1.8, Ford Mondeo 2.0, Peugeot 406 1.8, Volvo S40 1.8, Skoda Octavia 1.8 Turbo, Audi A4 в простой комплектации (две последние модели - "родственники" Passat по концерну VW).

Honda HR-V (1,6 л). Новинка 1999 года, имеющая все шансы повторить и даже превзойти успех своего предшественника в классе легких внедорожников - Toyota RAV4. В России позиционируется как однозначно женская машина. Преимущества: привлекательный для целевой аудитории дизайн ("кругленькая, глазастенькая"); двигатель небольшого рабочего объема, что удешевляет таможенную очистку; полный привод; положительный имидж марки, который ставит машину в шкале престижности выше, чем близкие ей по характеристикам Suzuki Vitara и Kia Sportage. Кроме того, модель абсолютна новая, что дает покупателю возможность выделиться и чем уже не могут похвастать упомянутые Toyota, Suzuki и Kia. Цена - от $19,5 тыс. у "серых" дилеров до $24,5 тыс. у официальных. Конкуренты в ценовой группе: новая трехдверная Suzuki Grand Vitara и Mitsubishi Pajero iO (пока в России не сертифицирована, и предложение, вероятно, будет ограничено только "серыми" дилерами).

Honda CR-V (2 л). Очень неплохо продается уже более года, в 1998 году первенствовала по российским продажам среди всех моделей Honda. Во многом эта модель предопределила успешную судьбу своей младшей сестры HR-V, так как ранее Honda своих внедорожников не выпускала и у потребителя могли бы возникнуть сложности с восприятием авангардной HR-V. Покупается мужчинами - как для себя, так и для женщин. Преимущества: один из самых дешевых внедорожников престижной марки (впрочем, истинно внедорожные качества находятся под большим вопросом); современный, хотя и вполне спокойный дизайн кузова. Цена - от $26 тыс. у "серых" дилеров до $29 тыс. у официальных. Конкуренты в ценовой группе: пятидверные Toyota RAV4 и Suzuki Grand Vitara (обе ощутимо меньше по габаритам), слишком брутальные и не раскрученные на местном рынке корейские внедорожники Hyundai Galloper и Ssangyong Musso, бразильско-татарский Chevrolet Blazer (для тех, кто любит что-то поосновательнее).

Toyota Landcruiser серии 100 (4,7 л). Самый дорогой автомобиль семерки. Как это ни странно, но именно флагманский Landcruiser стал в прошлом году лидером российских продаж Toyota - фирмы, которая выпускает вообще-то недорогие машины. Один из лучших настоящих, а не "паркетных" внедорожников мира. Покупается как частными лицами, так и богатыми провинциальными конторами, которых привлекают богатая комплектация внедорожника и его соответствие всем национальным представлениям о джипе как о проходимой, большой, прочной и надежной машине. Цена - от $54 тыс. у "серых" дилеров до $58 тыс. у официальных. Конкуренты в ценовой группе: Chevrolet Suburban, Lincoln Navigator, Jeep Grand Cherokee (машины "понтовые", но как вездеходы абсолютно бессмысленные); достойная альтернатива - Nissan Patrol GR, не столь престижный и посему более дешевый.

Еще по теме