Top.Mail.Ru
технологии и наука

История телемедицины: от телеграфа до карманной ЭКГ

Фото: 123rf/Legion-media Фото: 123rf/Legion-media

Пандемия коронавируса подстегнула интерес к телемедицине, которую обычно представляют как некое инновационное явление. Между тем ее история насчитывает около 150 лет, и она может впечатлить не меньше перспектив ее развития. Об этом в колонке для журнала «Компания» рассказывает Денис Швецов, генеральный директор цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом»

В основе развития телемедицинских технологий лежит прогресс технологий телекоммуникационных. В каждом временном периоде инженеры и врачи создавали аппараты, системы и методы, позволяющие использовать для передачи медицинской информации передовые для своего времени средства телекоммуникации. За счет этого в XXI веке телемедицина подошла к каждому пациенту максимально близко.

«Викторианский интернет»

История телемедицины берет начало с середины XIX века — с момента изобретения электрического телеграфа. По значению это событие можно сравнить с появлением интернета в наши дни: современники его так и называют — «викторианский интернет».

Телеграфная связь применялась в медицинских целях — в частности, во время Гражданской войны в США (1861–1865 годы): воюющие стороны заказывали по ней медицинские принадлежности, передавали списки погибших и организовывали медицинские консультации. А в книге «Записки врача» писателя Викентия Вересаева описано применение телеграфа для решения организационных вопросов медицинской помощи во время Русско-японской войны (1904-1905 годы).

Первый аппарат удаленной связи для передачи непосредственно медицинской информации появился в начале XX века. Его создатель — нидерландский физиолог Виллем Эйнтховен, основоположник электрокардиографии и создатель первого в мире аппарата регистрации электрической активности сердца (впоследствии он получил за это Нобелевскую премию). В 1906 году он опубликовал статью «Телекардиограмма», в которой описал эксперимент по передаче ЭКГ на полтора километра по экранированному телефонному кабелю из Академической больницы Лейдена в свою лабораторию. Но практического применения в медицине дистанционная запись данных долго не находила из-за дороговизны и сложности оборудования.

Телемедицина — фантастика

Телемедицина по-настоящему стала набирать силу в начале 1920-х годов — спустя 15 лет с момента эксперимента Эйнтховена. В 1921 году в США была создана первая в мире служба медицинских радиоконсультаций для судов американского торгового флота.

Тогда же о телемедицине заговорили как о полноценном направлении. Главным ее популяризатором был американец Хьюго Гернсбек, известный не только как инженер и изобретатель, но и как писатель и издатель многочисленных научно-фантастических журналов, включая первый в мире журнал научной фантастики. Но именно его казавшиеся безумными для того времени идеи оказались пророческими.

В 1924 году — спустя почти 50 лет после появления патентов на телефон и радио и спустя год после того, как американский инженер российского происхождения Владимир Зворыкин подал патентную заявку на электронную систему передачи изображения, которая впоследствии эволюционировала в телевидение, — один из журналов Гернсбека, Radio News, вышел с изображением «радиодоктора» на обложке — концепта аппарата, обеспечивающего дистанционную связь между доктором и пациентом с помощью звука и изображения. Статья под заголовком «Радиодоктор — возможно» авторства некоего Fips представляла собой по сути полухудожественное произведение, посвященное изобретению аппарата будущего. Но сама иллюстрация «радиодоктора» стала историческим символом телемедицины.

В 1925 году Гернсбек опубликовал в другом своем журнале, «Наука и изобретательство» (Science and Invention), статью, в которой описал концепт аппарата для дистанционного медосмотра пациентов под названием «теледактиль» — от греческого «дактилос» (палец) и приставки «теле» (далеко).

По задумке Гернсбека прибор должен был находиться в больничных палатах и контакт с врачом обеспечивался бы через него. Предполагалось, что аппарат будет сконструирован с использованием технологий радио- и видеосвязи, которые позволят врачу и пациенту слышать и видеть друг друга, и будет оснащен управляемыми рычагами, напоминающими пальцы и чувствительными к температуре и звуку. Рычаги на аппарате пациента повторяли бы действия рычагов, управляемых врачом, и таким образом позволяли бы ему совершать пальпацию и медицинские манипуляции. Предполагалось также, что за счет чувствительности рычагов к температуре и звуку врач сможет дистанционно «послушать» легкие пациента и измерить его температуру и пульс и что аппарат сможет мгновенно передать полученные при осмотре данные от аппарата пациента к аппарату врача по радиосвязи.

Гернсбек был убежден, что создать такой аппарат было возможно уже в те годы путем модернизации существовавших тогда технологий, а именно телеавтографа — изобретенного в конце XIX века прибора для дистанционной передачи по проводам рукописных текстов и изображений (по сути предшественника современного факса. — Примеч. авт.). Эта же технология должна была позволить врачу использовать теледактиль для электронной выписки рецептов.

Теледактиль так и остался на уровне задумки. Но Гернсбек предсказал появление видеоконференций, дистанционной диагностики, телехирургии (когда врача заменяет робот), телеметрии (в контексте телемедицины — создание систем медицинского наблюдения со встроенной функцией передачи данных о состоянии здоровья пациента), электронных рецептов и прочих составляющих телемедицины.

Космические технологии на службе у врачей

Для развития телемедицины были важны не только доступные технологии, но и систематизация методов оказания помощи. Существенную роль в этом сыграли войны первой половины XX века. Военные врачи разных стран быстро научились дистанционно обслуживать изолированные коллективы, экипажи судов в дальних рейсах. Для этого нужны были средства связи, стандартные укладки медицинских инструментов и препаратов с типовой нумерацией, понятные инструкции. В ходе консультации врач мог сделать назначение пациенту из стандартной укладки, указав номера препаратов или инвентаря. В мемуарах главного хирурга Минобороны СССР Александра Вишневского содержатся многочисленные описания дистанционных консультаций раненых с помощью телеграфа («аппарат Бодо») и телефона в Советско-финскую (1939-1940) и в Великую Отечественную (1941–1945 годы) войны.

С 1950-х до конца 1970-х годов в Азии, Северной Америке и странах Европы расцветали крупные телемедицинские сети с видео-конференц-связью, трансэлектрокардиографией, биорадиотелеметрией. Например, в начале 1950-х годов канадские радиологи из больницы Жан-Талон в Монреале организовали систему передачи диагностических изображений по телефонным каналам связи. А в конце 50-х ученые из Университета штата Небраска (США) впервые использовали технологии двусторонней видеосвязи для передачи результатов неврологических обследований и другой медицинской информации студентам внутри кампуса. В 1964 году они организовали канал двусторонней видеосвязи с врачами государственной больницы Норфолка для предоставления консультаций по конкретным случаям, диагностики сложных психических заболеваний, проведения семинаров и образовательных мероприятий. Между учреждениями было 112 миль.

Постепенно опыт военных переходил на службу граждан — и здесь пионерами использования технологий для оказания медпомощи на расстоянии вновь выступают США. В 1971 году НАСА, военно-промышленная корпорация Lockheed Missile and Space Company и Индейская служба здравоохранения (Indian Health Services) реализовали первый в своем роде проект по предоставлению дистанционной медпомощи индейцам племени Папаго в одной из отдаленных резерваций в Аризоне. Оснащенный специальным теле-, радио- и телефонным оборудованием фургон, в котором находились врач и технический ассистент, ездил от деревни к деревне вплоть до 160 км от контрольного центра, расположенного в одной из больниц штата. Жители могли пройти очный и дистанционный осмотр, сделать рентген и электрокардиограмму. Каждый мобильный комплекс давал возможность проведения цветных и черно-белых видеоконференций, обмена голосовыми сообщениями и передачи компьютеризированной информации с помощью микроволновой, радио- и телефонной связи.

Тем не менее, несмотря на очевидную пользу для пациентов, проекты обеспечения телемедицинской помощи, включая этот, не длились дольше 15–20 лет и затухали. Оборудование для связи пациентов с врачами было громоздким и дорогостоящим, для работы с ним не хватало специалистов. Кроме того, оборудование могло быть использовано только в ограниченном количестве случаев или при определенных заболеваниях. Продолжение этих проектов требовало дополнительного развития телекоммуникационной инфраструктуры.

прочитать весь текст

Телемедицина в России

В России, а точнее в СССР, телемедицина появилась сравнительно недавно — в 1970-е годы. Тогда врачи передавали ЭКГ из больниц в консультативные центры.

Одно из самых значимых событий в истории телемедицины в Советском Союзе — первый трансатлантический телемедицинский мост между СССР и США, организованный для оказания помощи пострадавшим от землетрясения в Армении 7 декабря 1988 года. Землетрясение почти полностью разрушило Спитак, Гюмри (Ленинакан) и Ванадзор (Кировакан). Погибли свыше 25 тыс. человек, около 19 тыс. стали инвалидами, 530 тыс. человек остались без крова.

В статье авторства американского врача Джереми Грина от 13 апреля 2020 года говорится, что генсекретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев во время землетрясения находился в Вашингтоне с государственным визитом. Он обратился за помощью к американскому президенту Рональду Рейгану — и эта просьба стала первым обращением СССР к США с начала холодной войны.

В результате совместный советско-американский проект под названием Spacebridge, который предполагал использование аудио-, видео- и факсимильной связи, стал крупнейшей в мире мобилизацией телемедицины для оказания помощи пострадавшим в результате катастрофы. За 60 дней было проведено более 300 телеконсультаций, 209 пациентов получили помощь от американских врачей по лечению ожогов, синдрома сдавливания, при котором отказывают почки, и инфекционных заболеваний.

Благодаря богатому опыту лечения американскими врачам синдрома сдавливания, после проведения сеанса консультирования более чем в 30 % случаев выполнялась коррекция диагноза или тактики лечения пострадавших.

В России первая видеоконсультация была проведена в 1995 году. Ее организовали сотрудники Российской Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Правда, консультировали они не пациентов, а своих коллег из регионов.

В России, в силу особенностей законодательства, телемедицина развивалась преимущественно в направлении «врач-врач» — в части дистанционного консультирования, обучения врачей и обмена медицинской информацией, — тогда как дистанционная коммуникация между врачом и пациентом грозила в том числе уголовной ответственностью. Закон о телемедицине, который позволил развивать направление «врач-пациент», был принят лишь в 2017 году, а вступил в силу в начале 2018-го.

На сегодняшний день закон жестко регламентирует формат дистанционных консультаций. Во время первичного телемедицинского приема врач может лишь выслушать жалобы пациента, при необходимости посоветовать специалиста для очного осмотра и обсудить меры профилактики. В полной же мере использовать телемедицину можно только после первичного очного приема. При этом по закону врач во время телемедицинской консультации не вправе ставить предварительный диагноз, не вправе назначать лечение или выписывать направление на обследование. Таким образом, пациент вынужден неоднократно посещать поликлинику. Кроме того, дистанционно консультировать имеют право только работники медицинских учреждений либо врачи — индивидуальные предприниматели с наличием лицензии, позволяющей заниматься медицинской деятельностью.

прочитать весь текст

Вперед к медицинским роботам!

Период нового витка развития технологий для телемедицины пришелся на конец 1990-х. Интернет, в отличие от аналоговых средств связи, позволил передавать жизненные показатели пациентов в реальном времени. Экономика и потребительский спрос стимулировали развитие интернета, а он — развитие телемедицины. Выросла скорость соединения, появились облачные технологии хранения больших объемов данных, вырос уровень защищенности данных. В 2020 году без долгих объяснений или длительных опросов врачи могут через интернет получить весь анамнез пациента, помочь поставить диагноз и спланировать лечение.

На новый уровень вышло и обучение в медицинских вузах по всему миру: практикующий хирург может показать все детали сложнейшей операции своим студентам, повесив камеру на лоб или подбородок. Таким образом небольшое количество первоклассных специалистов могут передать опыт наибольшему числу начинающих коллег.

Инновации появляются и в формате «врач-пациент». Например, Apple оснастила последние версии своих умных часов iWatch пульсоксиметром, актуальным в условиях пандемии COVID-19, и функцией электрокардиограммы. Для определения, не сердечный ли это приступ, когда вдруг заболело в груди, часы не очень помогут (да они и не медицинский прибор), а вот для мониторинга пациентов, которые уже наблюдаются у врача, они могут пригодиться. Эпизодическая регистрация ЭКГ пациентам с транзиторной ишемической атакой или инсультами может помочь с диагностикой бессимптомной фибрилляции предсердий.

Следующий шаг телемедицины — внедрение медицинских роботов, технологий искусственного интеллекта для облегчения маршрутизации пациентов и постоянного сбора данных о важнейших жизненных показателях.

Еще по теме