Top.Mail.Ru
мнения

Из крутых виражей — к новым высотам

Разворот на Восток, спровоцированный резким разрывом хозяйственных связей с Западом, привел к важным структурным сдвигам в экономике и дал дополнительный импульс для развития тихоокеанской части нашей страны. 

Российская экономика разочаровывает зарубежных авторов санкционных пакетов. Несмотря на мощные внешние шоки и ограничения, хозяйственная система не только справляется с задачами структурной перестройки, но и ищет возможности для роста. Дальний Восток находится в авангарде этого процесса. За десятилетие, прошедшее с запуска первых механизмов ускоренного развития, дальневосточная экономика набрала высокую скорость, которая позволила ей уверенно пройти сложный период 2022–2023 годов и выйти на новую траекторию.

Один из главных индикаторов — динамика промышленности. С 2014 года промпроизводство на Дальнем Востоке выросло на 26%. Этот показатель в 1,4 раза лучше средних значений по стране. Благодаря раскручиванию маховика господдержки — в виде налоговых льгот, сноса административных барьеров — введены 657 новых предприятий. Около 2,8 тысячи проектов реализуются на территориях опережающего развития и свободного порта Владивосток. В новые мощности инвестированы 3,3 трлн рублей, создано более 120 тысяч новых рабочих мест. Инвестиции в основной капитал за то же время выросли на 39% и в три раза опережают среднероссийские.

Дальний Восток стал плацдармом для проектов мирового уровня, которые еще десять лет назад казались прожектерскими. Завершается строительство Амурского газохимического комплекса в Амурской области. Новые горно-обогатительные комбинаты, оборудованные по последнему слову техники, уже добывают и перерабатывают полезные ископаемые в Якутии (Нерюнгри), Магаданской области (Наталка). Готовится к запуску ГОК на Удокане. Строятся крупные ГОКи на Чукотке и в Хабаровском крае. Предприятия адаптируют под новые условия, производственные цепочки, набирает обороты процесс импортозамещения.

Еще несколько лет назад о жилищном строительстве на Дальнем Востоке говорили как о потенциальном локомотиве экономического роста. Сегодня этот многим казавшийся фантастическим сценарий стал реальностью. Ввод жилых домов в 2022 году вырос на 15% (в 1,4 раза быстрее, чем в среднем по стране). Федеральные игроки — ПИК, «Самолет», ФСК и другие домостроительные конгломераты — не только запустили крупные проекты, но также включились в реализацию государственных программ. Одна из них — «Дальневосточный квартал» — уже в ближайшие годы даст дальневосточникам более 2 млн квадратных метров современного жилья в обустроенных для комфортной жизни и обеспеченных всей необходимой инфраструктурой кварталах.

еще по теме:
Длинные деньги для Дальнего Востока
Даст ли инфраструктурный форсаж ожидаемый импульс для комплексного экономического развития края?
Дальний Восток

Подъем в строительстве — важный эффект введенной по поручению президента России льготной дальневосточной ипотеки под 2% годовых. Благодаря этой программе более 73 тысяч дальневосточных семей уже приобрели или построили новое жилье. Среди новоселов — молодые семьи, врачи, учителя, участники программы «Гектар», наши соотечественники, прибывшие на Дальний Восток по программам переселения. 

Дополнительный импульс строительной отрасли даст реализация мастер-планов развития городов — на реализацию проектов, призванных качественно изменить облик опорных городов, предусмотрено 440 млрд рублей. Первый вклад уже сделан — в августе восемь регионов Дальнего Востока получили специальные казначейские кредиты на развитие городов. На реализацию пилотных 58 проектов, предусмотренных мастер-планами территорий, направлено около 18 млрд рублей. Средства пойдут на строительство образовательных и спортивных учреждений, инженерной инфраструктуры, благоустройство территорий и ремонт дорог. Кроме того, часть проектов профинансируем с использованием механизма дальневосточной концессии, позволяющей использовать бюджетные средства как рычаг для привлечения частного капитала.

Безусловно, на первом плане в новой экономической конфигурации — развитие логистики. С 2020 года таможенные сборы с товаров, прошедших через порты Приморья, выросли более чем втрое — до 1 трлн рублей. Через 7 лет эти цифры утроятся и достигнут 3 трлн рублей. Ответом на растущий спрос грузоотправителей является расширение портовых мощностей, которые к 2030 году вырастут почти вдвое, «расшивка» существующих транспортных коридоров — БАМа и Транссиба, а также создание новых — с задействованием трассы Северного морского пути. Интерес к СМП грузоотправителей, не желающих толкаться на Восточном полигоне, стремительно растет.

Достаточно ли у дальневосточной экономики финансового «топлива» для сохранения столь интенсивного темпа? Дальневосточная повестка остается приоритетной при бюджетном планировании — госпрограмма развития Дальнего Востока реализуется и будет выполнена. Еще более 7,5 трлн рублей обеспечены обязательствами инвесторов, заключивших соглашения о реализации проектов. Кроме того, благодаря набирающему обороты процессу деофшоризации появляются дополнительные источники капитала. Так, в частности, активы 60 компаний, уже переехавших на остров Русский во Владивостоке из зарубежных юрисдикций, оцениваются в 5 трлн рублей.

Решению задачи по превращению офшорных «кубышек» в дополнительный источник средств для развития будут способствовать международные ТОР. Эта новая институция позволит наращивать плотность трансграничных хозяйственных связей — прежде всего, в высокотехнологичных отраслях с целью быстрого заполнения образовавшихся лакун, а также развития прорывных направлений. Электробатареи, возобновляемая энергетика, авиа- и подводные беспилотники, телекоммуникации, микроэлектроника, робототехника, удобрения, космос — иностранным компаниям, которые решатся «приземлить» на Дальнем Востоке крупноузловую сборку этих и других видов продукции, будет включен «зеленый свет», максимально нивелирующий действующие сегодня ограничения.

Расширение международной кооперации позволит приграничным с КНР регионам стать прямым бенефициаром глобальных экономических процессов в Азии, которая остается главным двигателем мирового экономического роста. Законы физики таковы, что невозможно, имея 4,2 тысячи километров границы с Китаем, не подхватить импульс экономического роста. Задача государства — поддержать этот естественный процесс.

Еще одна новая точка для роста и приложения капиталов — Курилы. В прошлом году здесь на 20 лет были отменены налоги. Уже реализуются два десятка новых проектов — в рыбном промысле и переработке, туризме. Некоторым компаниям удалось найти свои уникальные ниши. Например, рыбоперерабатывающие заводы на Курилах раньше других стали производить сурими — белковое сырье, муку, жир, которые используются для производства животных кормов и поставляются на мировой рынок. Острова становятся магнитом для туристов — в этой сфере реализуется половина всех «прописавшихся» на островах проектов.

Таким образом, возможности для развития и роста сегодня существуют практически во всех секторах дальневосточной экономики, вступающей в новое, самое важное десятилетие своего развития и движения. Энергичная реакция индустрий на вызовы и шоки свидетельствует не просто об их устойчивости, но и о потенциале роста. Все это стало возможным благодаря сочетанию государственной воли, определившей Дальний Восток приоритетом на весь XXI век, и особому характеру проживающих в регионе людей. Такой сплав делает Дальний Восток местом, в котором уже сегодня просматриваются контуры будущего.

Еще по теме