Top.Mail.Ru
бизнес

Как открыть цветочный магазин и не прогореть

Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва» Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Россия остается крупнейшим потребителем цветов в мире. Самих цветочных магазинов только в Москве насчитывается почти 10 тысяч, в Санкт-Петербурге ― более 4000. Считается, что этот бизнес легкий и красивый, не требующий существенных финансовых вложений. Однако в этой сфере высокая конкуренция и ярко выраженная сезонность. Рассказываем, как открыть цветочный магазин и не прогореть в первый же месяц. 

Шаг 1. Юридическое открытие и документы

Будучи физическим лицом, можно работать только флористом, однако даже небольшую точку открыть нельзя. Самозанятому запрещено продавать то, что произвел не он сам (если вы, конечно, не продаете цветы, которые вырастили лично), а также нанимать штат. Хозяину маленького магазина и покупателю франшизы лучше зарегистрироваться как ИП. Юридическое лицо ― хороший вариант, если у бизнеса не один собственник или несколько точек в городе. 

Далее следует выбрать систему налогообложения. Для ИП больше подойдет УСН «Доходы минус расходы» с налоговой ставкой 15% от чистой прибыли, для юрлица ― ОСНО. Еще можно работать на патенте (если доход до 60 млн рублей в год, а в штате до 15 человек.

Важно: если вы выбираете работу на патенте, то следует помнить, что хоть отчетность вести в этом случае проще, ограничений здесь больше. Так, покупать у вас цветы смогут только физлица (забудьте о корпоративных заказах). Кроме того, на патенте не разрешена онлайн-торговля, то есть в случае продаж через сайт вам придется вести отдельный учет.

Для торговли цветами не требуется лицензия, однако в местную администрацию необходимо предоставить следующие бумаги:

  • разрешение на торговлю цветами (выдается Роспотребнадзором);

  • разрешение от санитарно-производственного контроля;

  • договоры с санитарно-эпидемиологической станцией, из которых следует, что сотрудники обязуются проводить дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию помещения;

  • заключение СЭС о соответствии помещения санитарным нормативам;

  • договор с компанией на установку и обслуживание систем вентиляции и кондиционирования;

  • коммунальные договоры (вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, электроэнергия, вода и.т.д.);

  • журнал учета дезинфицирующих средств;

  • медицинские книжки всех сотрудников.

Цена вопроса

Чтобы открыть цветочный магазин, на старте необходимо иметь около 500 ― 600 тысяч рублей и подушку безопасности на первые месяцы в размере 250 тысяч рублей.

В среднем, магазин должен будет окупиться в течение полутора-двух лет работы.

прочитать весь текст

Шаг 2. Поиск помещения и ремонт

Стоит сразу определиться, будет ли у вас собственный магазин или цветочный павильон. В любом случае точка должна располагаться в месте с высокой проходимостью: лучше всего подойдут локации у метро, кафе, на шумных улицах, в торговых центрах и т.д. Плюсом будет наличие рядом большого числа жилых домов или бизнес-центра.

Кроме того, вам предстоит обдумать, хотите ли вы открывать магазин по франшизе, используя отработанную схему. В таком случае представители франчайзера зачастую помогают в решении трудностей и консультируют по вопросам ведения бизнеса. Работайте самостоятельно, если придумали оригинальную концепцию, видение пространства и план продвижения.

При ремонте помимо кассы и необходимого для цветов оборудования (холодильная камера, стол флориста, полки для букетов, секаторы, флористический нож) нужно купить следующие аксессуары: подарочные коробки и бумажную упаковку, корзины для букетов, ленты и прочие украшения. Более того, в цветочных магазинах часто в продаже есть поздравительные открытки, гелиевые шары, мягкие игрушки, свечи и другие праздничные товары. Это позволит увеличить чек покупки. 

Наконец, стоит решить, будет ли у вас интернет-магазин. Онлайн-продажи распространены в цветочном деле и наличие доставки цветов значительно влияет на доход. Однако этот сервис можно запустить позднее, когда будете готовы расширять бизнес.

Шаг 3. Автоматизация работы

Для автоматизации работы цветочного магазина важно приобрести соответствующее оборудование и установить программное обеспечение, например, «Контур.Маркет», «АТОЛ Сигма», Litebox. Таким образом, можно будет не опасаться человеческого фактора и: 

  • точно вести учет продукции;

  • справляться с работой в час пик;

  • создавать программы лояльности и вводить скидки;

  • эффективнее сотрудничать с поставщиками;

  • удаленно следить за работой штата;

  • контролировать финансы;

  • отмечать статистику

Шаг 4. Выбор сотрудников и поставщиков

В первую очередь владельцу бизнеса следует самому понимать, как происходит работа. Необходимо углубиться в профессию флориста, изучить цветы, их названия, условия, при которых они хранятся лучше всего, правила сборки букета. Кроме того, стоит помнить про домашние растения и сухоцветы и отдельно изучить их. Как правило, такие курсы можно купить примерно за 50 тысяч рублей.

Затем нужно будет нанять флориста. Он должен быть не только аккуратным, стрессоустойчивым и с хорошим вкусом — важно, чтобы сотрудник был вежливым и дружелюбным с клиентами, поскольку от него зависит, будут ли гости возвращаться. 

Отдельное внимание стоит уделить выбору поставщика. Как правило, цветы закупают либо по предзаказу, либо те, что есть у поставщика в наличии после завоза. Первый вариант подойдет тем владельцам, у которых уже есть как постоянные клиенты, так и разработанные рецепты букетов на сезон. В другом случае стоит присмотреться к цветам в свободной продаже.

Опытные владельцы советуют заказывать у одного поставщика порядка 60–90% цветов. Поскольку вы уже не будете для него случайным контрагентом, то можно договориться о скидках или постоплате. Кроме того, у ряда поставщиков доставка по России бывает бесплатной, начиная от определенной суммы заказа.

Важный нюанс - цветы быстро теряют товарный вид, поэтому к закупке следует приступать, когда в вашем цветочном уже есть все оборудование для хранения и вы собрали команду.

Шаг 5. Клиентская база

Чтобы цветочный магазин как можно скорее стал прибыльным, лучше разрекламировать его за пару недель до открытия. По словам экспертов, «сарафанное радио», когда клиент советует точку другому, не так эффективно в этой сфере как сама реклама. Она может быть в соцсетях, в СМИ и на уличных стендах. В день открытия магазина стоит организовать праздник для первых гостей. 

Бренд должен быть запоминающимся, чтобы завоевать доверие покупателя и сделать его лояльным. Расширить клиентскую базу поможет выпуск бонусных карт, подарочных сертификатов и скидки.

Не без рисков

Стоит учитывать, что для  цветочного  бизнеса характерна высокая конкуренция. В Москве цветочных магазинов насчитывается 9704, в Санкт-Петербурге — более 4000. Трудность может заключаться в том, что у большинства этих компаний уже сформировалась собственная клиентская база.

Кроме того, у данного бизнеса ярко выражена сезонность. Владелец рискует понести существенные расходы, если неточно спланирует объемы под реализацию. Важно помнить, что в цветочном деле лето называют «мертвым» сезоном, в отличие от февраля, марта, сентября и декабря.

Наконец, цветы — быстропортящийся товар, из-за чего также вероятны непредвиденные потери.