Top.Mail.Ru
архив

Кипр исключили

офшор, Кипр

Иностранные инвестиции в Россию (млрд долл.)

Кипр - 52,2

Нидерланды - 43,3

Люксембург - 36,4

Великобритания - 20,5

Германия - 20,3

Британские Виргинские Острова - 15,4

Китай - 10,2

Ирландия - 9,1

Япония - 8,5

Франция - 8,0


Когда-то Кипр попал в черный список офшоров, поскольку не предоставлял налоговым органам РФ информацию о совершаемых сделках. При этом размеры российского денежного потока, "притекшего" сюда, громадны. И сам по себе возврат инвестиций очень важен для нас. Не говоря уже о том, что это вписывается и в общую тему деофшоризации экономики РФ, и в план антиофшорных мер Еврокомиссии.

В январе вступил в силу приказ Министерства финансов, исключающий Кипр из черного списка офшоров. Теперь в Россию может быть без налоговых потерь возвращена ранее выведенная из страны прибыль: получаемые нашими компаниями от кипрских офшоров дивиденды теперь не будут облагаться налогом на прибыль. Ставка налогообложения по ним обнулится. Раньше, пока Кипр числился в офшорах, применялась ставка в 9%, и средства возвращались крайне неохотно. "Возможности, которые дают новые правила, весьма актуальны для российского бизнеса", - отмечает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам" Кира Гин-Барисявичене.

Часто бывало, что отечественные бизнесмены, желая спасти и сохранить заработанное, выводили деньги в свои кипрские фирмы, а когда для бизнеса, ведущегося ими в России, требовались средства, предприниматели ломали голову, как без потерь завести финансы обратно. Не говоря уже о том, что к зарегистрированным в офшорных юрисдикциях коммерческим структурам с повышенным вниманием относились банки. Согласно "противоотмывочному" законодательству, они обязаны были отправлять сведения о банковских операциях этих структур в Росфинмониторинг. Теперь столь пристального контроля за ними не будет.

С другой стороны, в перспективе усилится активность обмена информацией с кипрскими налоговыми органами: необходимые сведения будут предоставляться даже в тех случаях, когда они не нужны им для собственных целей. Конечно, обнуление ставки на возврат капитала повлечет определенные потери для бюджета страны. Но стоит отметить, что накопившиеся на депозитных счетах банков Кипра денежные средства теперь не имеют заметных преград для возвращения в российскую экономику путем прямых инвестиций. Налоговые агенты ждали принятия этого решения около двух лет, и теперь можно будет увидеть заметный приток капитала в реальный сектор отечественной экономики. После исключения Кипра в офшорный список сейчас входит 41 государство мира. Во всех этих странах производится регистрация офшорных фирм или они не делятся налоговой информацией с РФ. В перечень входят Мальта, Гибралтар, Андорра, Панама, ОАЭ, Гонконг, Макао, Британские Виргинские Острова, Сейшелы и многие другие. По данным официальной статистики, по итогам 2011 г. из $361,7 млрд прямых инвестиций российских предприятий за границу треть, точнее $121,6 млрд, досталась Кипру. Обратный поток был соразмерным: из $455,9 млрд прямых инвестиций в Россию с Кипра поступило 28,3%, или $128,8 млрд. У экспертов складывается такое ощущение, что наши чиновники на полном серьезе спасают чьи-то счета в офшорной банковской системе Кипра. Сначала в 2011 г. Минфин РФ, пренебрегая всеми рисками и вопреки здравому смыслу, предоставил Кипру, чей суверенный кредитный рейтинг находится в зоне дефолта, заем на $2,5 млрд под льготную ставку в 4,5% на целых четыре с половиной года. Притом что сам Минфин занял $7 млрд в 2011 г. под среднюю ставку в 4,6%. Для терпящего финансовое бегство Кипра, чья банковская система балансирует на грани пропасти, это огромная сумма - свыше 10% ВВП страны. Тем не менее чиновники умудрились выдать кредит, не потребовав взамен ни гарантий, ни поручительств, ни залога, ни требований к изменению проводимой в стране денежно-кредитной политики.

На таких условиях стабилизационные кредиты не выдаются - так спасают "родные" деньги. Неудивительно, что уже больше года Минфин размышляет о выдаче второго транша в размере 5 млрд евро. Общественность и эксперты против, но кто-то из высокопоставленных чиновников, насколько можно судить, сильно в этом заинтересован.


Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ":

"Снижение ставки налогообложения по дивидендным выплатам - не единственное важное следствие исключения Кипра из черного списка офшоров. Начиная с 2013 г. налоговые органы не смогут контролировать величину платежей от российских компаний в пользу независимых кипрских компаний за полученные товары, услуги и т.д. (зависимые компании в случае их признания таковыми судом будут контролироваться по платежам выше установленного лимита). Также сделки с промежуточными компаниями приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами".


Илья Киселев, руководитель казначейства банка "Стройкредит":

"Это обоюдовыгодно как бизнесу, так и государству. Кипр - страна, которая действительно в прошлом была главным офшором для российских компаний. Но сейчас это совершенно не так. Кипр уже давно стал так называемым оншором, то есть страной с обычным налогообложением, без специфических льгот, предоставляемых странами-офшорами. Так что шаг Минфина правильный, но неоперативный: исключение Кипра из офшорных стран можно было сделать намного раньше".


Светлана Бахарева, заместитель председателя правления Международного банка развития:

"Я не думаю, что это имеет очень уж большое значение для компаний - основных игроков на этом поле, хотя формально внимание контролеров по закону к ним ослабнет. Пока же для российских компаний такое решение означает переведение их бизнеса на территории Кипра в статус рядового предпринимательства, прозрачность финансовых операций, доступ к сведениям о банковских счетах и обязанность соответствующих органов Кипра предоставлять информацию по запросу российских налоговых и иных структур. Время покажет, как к этому отнесется крупный бизнес. Пока в списке еще много государств, где продолжают существовать льготный налоговый режим и прочие "преимущества", у него остается и выбор".


Владислав Жуковский, старший аналитик "Риком-Траст":

"Вычеркнув Кипр из черного списка Минфина, чиновники сделали подарок крупным российским компаниям, монополистам и, безусловно, самим себе - островное государство уже давно превратилось в излюбленный офшор для коррумпированных чиновников и криминальных структур. На долю Кипра приходится более 22,2% совокупных накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику ($78,5 млрд из $353,3 млрд): 39,4% прямых инвестиций, 24,4% портфельных вложений и 11% иностранных кредитов. Это крупнейший иностранный инвестор в Россию, владеющий большими российскими компаниями и банками. Причем в большинстве случаев речь идет о возврате ранее выведенных в целях уклонения от уплаты налогов и легализации прибылей российских резидентов, которые, вернувшись в Россию под видом иностранного капитала, получают от государства налоговые преференции, льготы и прочие поблажки".


Еще по теме