Top.Mail.Ru
бизнес

«Когда внедрили маркировку шуб, выяснилось, что отрасль на 900% была черной»

Фото: пресс-служба ЦРПТ Фото: пресс-служба ЦРПТ

Обязательная маркировка в национальной системе «Честный знак» уже введена для многих товаров: шуб, обуви, парфюмерии, табачных изделий, лекарств, автопокрышек, молочной продукции. Реваз Юсупов, заместитель директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак»), рассказал «Компании» на полях ВЭФ-2022, какой эффект ввод маркировки дал государству, почему данная мера не вредит темпам роста самого бизнеса и не создает серьезной финансовой нагрузки.

В каких отраслях уже работает маркировка? Где все прошло легко и встретило поддержку производителей, а где были трудности?

— На сегодня маркировка уже работает в 14 отраслях. Она охватывает порядка 12% несырьевого ВВП страны, если смотреть на объем в единицах продукции, а это около 10 триллионов рублей. Речь идет о самых разных отраслях, включая фармацевтическую и пищевую.

Отдельная группа товаров — это акцизные товары: сигареты, маркировка которых уже внедрена, и другие категории — от сигар и сигарилл до электронных систем доставки никотина. Мы ожидаем запуска маркировки данной продукции в 2022 году. К этой категории у потребителей и регуляторов очень много вопросов. Она зачастую некачественная, там может быть многократно превышено допустимое содержание никотина. Мы видим, что эти устройства порой взрываются в руках. Наша задача — навести порядок, чтобы продукция стала безопасной. Надеемся, что эксперимент по маркировке вейпов и жидкостей для них запустится уже 1 ноября. Там действительно есть над чем поработать.

Поддерживает ли правительство идею маркировки в этой сфере?

—Тут стопроцентная поддержка как со стороны бизнеса — российских производителей и импортеров, так и со стороны Минпромторга. Есть мнение, что эту продукцию надо просто запретить, но такой подход не работает. Мы многократно проходили это: де-юре такая продукция будет запрещена, но де-факто она будет продаваться все равно. Тогда она из серой, как сейчас, станет еще более черной. Это повысит риски для здоровья и жизни потребителей плюс возникнут недоборы в бюджет.

Маркировка также работает в шубах, легкой промышленности, парфюмерии, шинах, фототехнике. Сложно сказать, в какой из отраслей работать было сложнее. Лекарствам, конечно, мы уделяли особое внимание. Очевидно, что эта продукция влияет на людей напрямую. Тем более что внедряли маркировку в этой сфере мы в период ковида, поэтому ответственность была высокой.

Мы пытались сделать процесс плавным, чтобы государство могло использовать и аналитические инструменты маркировки в том виде, в котором они задуманы. И у нас получилось. Неоднократно с начала пандемии в разных регионах удавалось избежать дефицита лекарств. В системе в онлайн-режиме видно, где какие препараты есть, какой на них спрос, прогноз запасов. Если выясняется, что в регионе каких-то лекарств хватит лишь на месяц, то препарат могут доставить из других субъектов, где излишки.

Второй момент — многократно выявлялись случаи повторных вбросов. Это ситуации, когда лекарства закупаются для больницы, а затем пропадают и оказываются в продаже на рынке. Это в том числе лекарства для лечения онкологии, рассеянного склероза, ВИЧ. То есть препараты, от которых зависит жизнь людей. С помощью маркировки вскрывались схемы краж и продаж лекарств по всей России.

Маркировка товаровФото: Виталий Белоусов / РИА Новости
А рядовой покупатель может отследить движение маркированного товара?

— Все инструменты отслеживания доступны как госорганам, так и потребителям. Есть бесплатное приложение «Честный знак», которое скачали уже 7,5 млн раз. Любой человек может отсканировать уникальный код и изучить весь путь препарата, пакета молока и так далее. Если что-то не так, приложение подсвечивает код красным цветом, а если все в порядке — зеленым.

Прямо из приложения потребитель может направить жалобу. В топе товаров, которые больше всего интересуют людей, — лекарства, молоко и товары легкой промышленности, включая обувь.

Недавно стало известно, что рабочая группа при правительстве выступила за отмену обязательного требования по маркировке пивных напитков. До этого Союз пивоваров обращался к президенту Владимиру Путину с заявлением, что обязательная маркировка парализует отрасль. Что вы об этом думаете?

— На этот вопрос есть эмоциональный и рациональный ответ. Эмоциональных оценок, в отличие от наших коллег по отрасли, я буду избегать. Могу сказать, что ни в одной из отраслей, где была внедрена маркировка, она не вызвала паралича оборота товаров или роста цен. Маркировка никогда не приводила к опустению полок магазинов или закрытию бизнеса, большого или малого.

Вместе с тем в каждой из отраслей, где начинался эксперимент по маркировке, мы слышали эти тезисы от различного рода экспертов. Исключением была разве что табачная. Когда внедрялась маркировка шуб, много говорили, что шубы теперь будут стоить как Mercedes. Утверждали, что никто не будет соблюдать маркировку, да и вообще отрасли это не нужно, проблем нет.

Что же мы увидели через год с момента внедрения маркировки? Как выяснилось, шуб в России в 10 раз больше, чем считалось прежде. То есть отрасль на 900% была черной.

Мы видим серьезное обеление и в остальных отраслях. Табачный рынок за год с момента внедрения маркировки обелился на четверть. До этого на протяжении пяти лет уровень нелегального оборота сигарет рос в два раза год к году.

В покрышках нелегальный рынок стал меньше в два раза, в парфюмерной отрасли — на 15%. В случае с обувью в первый же год после внедрения маркировки выяснилось, что магазинов или производителей, которые ей занимаются, на 35% больше, чем считалось. На второй год этот показатель вырос еще на 20%. В табачной отрасли раньше полагали, что легальных производителей всего 29. Мы выявили еще 24 нелегальных, они закрыты, а еще 18 обелились.

Уверен, что обеление будет идти дальше более интенсивно, сейчас оно происходит, даже несмотря на мораторий на проверки бизнеса.

Реваз Юсупов Реваз Юсупов на ВЭФ-2022
На фоне геополитических рисков выросли ли затраты производителей, возникли ли проблемы с оборудованием для нанесения маркировок?

— Мы постарались максимально снизить любую нагрузку на компании и взять потенциальные риски на себя. Понятно, что в первые месяцы — феврале, марте, апреле — в разных отраслях были панические настроения. Кто-то заказывал расходники в Европе (стикеры, краску для принтеров), где-то выросли цены. В итоге мы за свой счет закупили на полгода запас необходимого оборудования, расходников, которые могут понадобиться компаниям из любой отрасли, где маркировка есть или только внедряется.

Это большие объемы?

— Это довольно серьезный объем на складе в Подмосковье, в Томилино. Недавно мы там проводили выездное совещание, приглашали коллег из исполнительной, законодательной власти и представителей отраслевых сообществ. В Томилино у нас многоэтажные стеллажи с запасами. Как только они будут исчерпываться, мы будем их пополнять. Снижать запасы ниже уровня в шесть месяцев мы не планируем.

Насколько велики затраты производителей на внедрение маркировки?

— На цены маркировка никак не повлияла, а затраты на нее абсолютно операционные. Если мы говорим про маленькие компании, то затраты там начинаются от 15 тысяч рублей — это закупка стикеров и наклейка их вручную. Для крупных компаний суммы, конечно другие. Кто-то решает сразу печатать коды в типографии, кто-то — на производстве. От этого затраты варьируются, но они не добавляют к конечной стоимости почти ничего. На ценах для потребителей это никак не отражается. Но позволяет добросовестным предприятиям увеличивать долю рынка и новых клиентов.

Какие планы по эволюции системы?

— Из последних новостей: правительство утвердило KPI системы как по ее развитию, так и для госорганов, которые ею пользуются. Мораторий и другие меры государства в отношении бизнеса на фоне санкционного режима или пандемии, конечно, замедляют результаты и эффекты, которые система могла бы дать. Мы верим, что появление KPI форсирует развитие системы, для нас самих это дополнительный стимул. Чтобы система приносила пользу, ей нужно пользоваться.

Если перейти к бизнесу — сейчас у компаний есть доступ ко всей информации из системы маркировки о своих товарах: они видят спрос, цены в определенном регионе или городе, могут за счет этого совершенствовать маркетинг, логистику, повышать оборачиваемость, снижать неэффективные запасы на складах. Все это, конечно, принесет дополнительные деньги компаниям.

Еще по теме