Top.Mail.Ru
архив

Контролируемое банкротство

авиабизнес, Аэросвит

"Аэросвит"

Авиакомпания "Аэросвит" основана в 1994 г. Базируется в киевском международном аэропорту Борисполь, обслуживает 80 международных маршрутов в 34 страны.

"Аэросвит" вместе с авиакомпаниями "Днеправиа" (Днепропетровск) и "Донбассаэро" (Донецк) входит в стратегический альянс "Украинская авиационная группа", подконтрольный группе "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова.

Авиакомпания оперирует флотом в составе 28 воздушных судов производства Boeing, включая восемь дальнемагистральных Boeing-767 и 20 среднемагистральных Boeing-737, и также использует самолеты перевозчиков-партнеров Airbus 320/321, Embraer-145, Embraer-190 и ATR-72. "Аэросвит" является членом Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) с 1996 г. и членом Ассоциации европейских авиакомпаний с 2008 г.


Аэропорт Шереметьево еще в конце ноября предупредил перевозчика, что из-за больших долгов откажется обслуживать его рейсы. Среди пассажиров, заранее купивших билеты "Аэросвита", возникла паника, многие решили их вернуть и воспользоваться услугами других компаний. В самом "Аэросвите" неоднократно заявляли, что занимаются решением возникшей проблемы, и продолжали продавать билеты. Но 11 декабря аэропорт Шереметьево, как и обещал, прекратил обслуживание рейсов "Аэросвита". Общая сумма финансовых претензий к украинскому перевозчику по состоянию на начало января составляет порядка 130 млн руб. Аэропорт Шереметьево и одноименный топливозаправочный комплекс в первых числах января подали в Арбитражный суд Москвы иски о взыскании долгов.

Эксперты недоумевают, как у стабильно развивавшейся авиакомпании в один момент могли возникнуть такие проблемы? "С 2008 г. по 30 сентября 2012 г. активы "Аэросвита" увеличились на 65% в пересчете на рубли, до 5,88 млрд руб., при падении курса гривны к доллару США только на 14%. За девять месяцев 2012 г. активы в гривнах выросли на 31%", - отмечает ведущий аналитик аналитического департамента компании "Альпари" Михаил Крылов. "Это и есть один из главных вопросов, на который пока нет ответа. Компания успешно работала, и ничто не предвещало того, что ситуация сложится таким образом", - подтверждает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Хотя примерно такая же ситуация в 2008 г. сложилась с авиакомпаниями, входившими в AiRUnion: они тоже задолжали топливозаправочным комплексам нескольких аэропортов страны и ряду аэропортов. В определенном смысле история повторяется. Однако имеются и различия. "Украинская компания была одним из ведущих авиаперевозчиков страны, занимая значительную долю местного рынка, на рынке она присутствует уже почти два десятка лет, поэтому появление у нее финансовых проблем вдвойне удивительно, - рассуждает Дмитрий Баранов. - Логично, если какое-либо разбирательство по поводу сложившейся ситуации будет проведено либо акционерами компании, либо правоохранительными органами, либо кредиторами компании, либо ими всеми, вместе взятыми". В 2011 г. "Аэросвит" перевез около 2,8 млн пассажиров. Для сравнения: российская авиакомпания S7 перевезла за тот же период 6,6 млн человек.


Игра в монополию

Группа "Приват", совладельцем которой является Игорь Коломойский, начала энергичную скупку активов в авиационном бизнесе Украины три года назад. В 2009 г. была полностью выкуплена у государства компания "Днеправиа". Следующей целью стал крупнейший украинский перевозчик "Аэросвит", который контролирует еще и "Донбассаэро". Однако для получения контроля над "Аэросвитом" господину Коломойскому необходимо было обойти основных конкурентов - других крупных акционеров, также претендовавших на покупку госпакета авиакомпании. Речь идет о Gilward Investments B.V. Арона Майберга (38%) и ООО "Генавиа-Инвест" Виктора Пинчука (более 25%). Они могли воспользоваться правом первоочередного выкупа госакций. В таком случае конкуренты нарастили бы свои доли в "Аэросвите" до 48,96 и 32,11% соответственно, а это разрушило бы планы группы "Приват" по созданию крупнейшего подконтрольного авиаперевозчика на Украине.

Но мажоритарии не смогли договориться. Как сообщил исполняющий обязанности главы Фонда государственного имущества Украины Дмитрий Парфененко, фонд столкнулся с противоречием между негосударственными акционерами авиакомпании относительно целесообразности приватизации госдоли. "Половина из них говорят, что хотим, половина - что сейчас не время", - отметил Дмитрий Парфененко. Группе "Приват" удалось осуществить задуманное. В итоге господин Коломойский получил контроль более чем над половиной рынка украинских авиаперевозок. Ведь в собственности "Аэросвита" находится еще 75% другого крупного перевозчика - "Донбассаэро". Более того, к днепропетровскому и ивано-франковскому аэропортам он добавил еще и доселе для него закрытый донецкий аэропорт.

Но время для выхода на авиарынок и создания доминирующего игрока Игорь Коломойский выбрал не совсем удачно. Основная часть покупок пришлась на период кризиса. Уже в 2010 г. эксперты увидели в финансовой отчетности авиаперевозчика первые признаки возможного банкротства. В период с мая 2009 г. по май 2010 г. его кредиты к обязательному погашению составляли около 1 млрд руб. "Аэросвит" вынужден был заняться оптимизацией расходов и даже сократил парк самолетов с 18 до 11 штук. Кроме того, плохую службу "Аэросвиту" сослужил отказ туроператора Tez Tour от сотрудничества по чартерной программе в пользу "Днеправиа". История с оптимизацией продолжается и сейчас. В компании ходят слухи о возможных массовых сокращениях, способных начаться уже в феврале. Кроме того, в ноябре прошлого года Игорь Коломойский сменил гендиректора "Аэросвита", им стал Юрий Емельянов. Перед ним набсовет поставил задачи по оптимизации управления авиакомпанией и повышению эффективности. Однако источники утверждают, что он должен стать своего рода "могильщиком", обанкротив авиаперевозчика.


След Януковича

Возникает логичный вопрос: зачем господину Коломойскому, консолидировавшему активы в авиационной отрасли всего три года назад, теперь банкротить предприятие? Украинский экономист Олег Соскин утверждает, что это искусственное банкротство, цель которого - защититься от возможного поглощения со стороны структур Александра Януковича, сына действующего президента Украины. "Не секрет, что и "Донбассаэро", и "Аэросвит" хотел у Коломойского забрать старший сын Януковича. Такая же ситуация с компаниями Пинчука. Коломойский осуществил квалифицированное банкротство, он профи в этом деле, просто искусственно банкротит компанию, дабы ее активы перевести на свои же компании и избежать того, чтобы их забрала Семья", - утверждает источник. "Мы видим перераспределение собственности на вторичном рынке. Компании Коломойского хотят забрать, а он искусственно банкротит "Аэросвит", чтобы вывести активы за границу. Ясно, что Коломойский попал под раздачу", - соглашается депутат Верховной рады Александр Бондарь, экс-глава Фонда госимущества Украины.

"Инициирование самой компанией процедуры банкротства - распространенная практика в бизнесе. Она позволяет компании полностью контролировать всю процедуру и действительно может способствовать ее санации и скорейшему восстановлению нормальной работы. Для того чтобы давать какие-то прогнозы о дальнейшей судьбе перевозчика, необходима дополнительная информация, но на сегодняшний день ситуация представляется хоть и сложной, но все же обратимой", - поясняет Дмитрий Баранов. "Коломойский, вероятно, рассматривал вариант с банкротством "Аэросвита", но это один из многих его активов, и на нем свет клином не сошелся. Мнение о заговоре Коломойского, впервые высказанное Олегом Соскиным, основано на наблюдениях за украинской действительностью. В ней слишком велика роль семьи президента Януковича, старший сын которого может не отказаться встать у штурвала компании вместо олигарха", - рассуждает Михаил Крылов.

В этой ситуации вывод активов - лучший способ защиты от захвата компании правительственными структурами, но вряд ли Игорь Коломойский пошел бы на это, учитывая масштабы его украинского бизнеса. Напомним, что он, помимо всего прочего, является президентом Европейского еврейского совета, располагает огромной поддержкой за пределами страны, однако не стоит преувеличивать его интереса к авиакомпании. Европейский еврейский совет - слишком религиозная организация, чтобы заниматься экономикой, как и его президент. Религиозные дела отнимают так много времени, что, вне зависимости от мнения самого Коломойского, ему объективно стало просто не до "Аэросвита".


А был ли "Аэрофлот"?

"Возможно, что происходящее с "Аэросвитом" связано с интересом к нему других участников рынка и компанию готовят к продаже. В этом контексте можно понять, почему "Аэросвит" перестал платить даже государственные пошлины и набрал текущих обязательств вдвое, а в одно время почти втрое больше активов", - предполагает Михаил Крылов. По его мнению, из отечественных перевозчиков в покупке украинских авиалиний может быть заинтересован "Аэрофлот", акции которого способны подняться в цене с нынешних 47 руб., вне зависимости от отрицательных денежных потоков покупаемой компании. Для "Аэрофлота" главное - пассажиропоток, а он у украинцев такой большой, что они не могут справиться, это доказывают последние сообщения.

Стоимость возможной продажи в данном случае надо оценивать по активам, которые, с учетом регулярно "смачиваемой" репутации, стоят все меньше и меньше. Михаил Крылов полагает, что пока возможна продажа "Аэросвита" за $123 млн, это в 3,7 раза дешевле "ЮТэйр" и в 5,5 раза - "Трансаэро". Все эти компании конкурируют с юго-западными соседями, но ориентиром в плане стоимости "Аэросвита" должна быть S7, недавно находившаяся в особенно затруднительном положении. Ответ от "Аэрофлота" на момент подписания номера получить не удалось. Но с версией о возможном интересе "Аэрофлота" к "Аэросвиту" не согласен Дмитрий Баранов. "Учитывая, что ключевой рынок для компании - украинский, маловероятно, что кто-то из российских перевозчиков намерен купить ее, так как у нашего рынка перспектив гораздо больше. Кроме того, сомнительно, что у российских авиаперевозчиков есть свободные средства для такого приобретения", - резюмирует эксперт.


Еще по теме