Top.Mail.Ru
архив

Кто кого накормит

Продовольственный рынок - лакомый кусок для зарубежных компаний. Иностранцы продолжают вкладывать сотни миллионов долларов в развитие своих производств в России. Даже при растущем потребительском спросе это означает, что доля российских производителей на рынке будет уменьшаться.

Один в поле воин

Российский пивной рынок принадлежит иностранным компаниям уже как минимум наполовину. Нынешний лидер отрасли - питерская "Балтика" хоть и полностью управляется российскими менеджерами, но хозяева у нее западные. Более 70% акций компании с 1993 года принадлежат скандинавской Baltic Beverages Holding. При том что компания давно уже работает без видимого вмешательства и финансовых вливаний со стороны иностранных собственников, в плане стратегического развития она по-прежнему завязана на ВВН. У ВВН "Балтика" приобрела в прошлом году заводы "Дон-пиво" и "Таопин", сейчас пытается запустить некий "совместный инвестиционный проект" с "Ярпивом", контрольный пакет акций которого также принадлежит скандинавскому холдингу.

Даже если считать "Балтику" российской компанией, ее лидерство на рынке сейчас под вопросом. След в след за ней идет англо-бельгийская Sun Interbrew. В прошлом году семь заводов, которыми эта корпорация владеет в России, произвели 72 млн декалитров пива - против 80 у "Балтики". В этом году Sun Interbrew планирует обойти своего главного конкурента и произвести 100 млн декалитров. "У компании есть программа дальнейшей модернизации и развития производства, на которую будет затрачено несколько десятков миллионов долларов", - говорит Олег Карпов, директор по корпоративным связям Sun Interbrew. Последнее приобретение корпорации - Клинский пивкомбинат.

Успех трех молодых пивоваренных компаний, принадлежащих иностранным собственникам (Bravo International, "Москва-Эфес" и "Трансмарк"), хорошо демонстрирует, на что способны зарубежные инвесторы. Свое производство в России эти компании запустили примерно полтора-два года назад. Сейчас эта троица по объемам производства тянет на две трети "Балтики". Компании Efes уже мало мощностей своей московской пивоварни (30 млн дал в год): под розлив пива Efes собирается переоборудовать свой завод безалкогольных напитков в Ростове-на-Дону, чтобы повысить производство на 10 млн дал в год.

"Потребительский спрос все еще не насыщен, объемы рынка продолжают расти высокими темпами, поэтому еще рано говорить о жесткой конкуренции между производителями", - считает Олег Пустовалов, специалист отдела маркетинга "Москва-Эфес".

Банальность, но факт: на товарном рынке с растущим спросом большую долю приобретает та компания, которая вложит больше средств в развитие производства и продвижение продукции. Иностранные корпорации здесь имеют неоспоримые преимущества перед российскими. На пивном рынке подавляющему большинству российских производителей придется, похоже, довольствоваться в будущем весьма малыми долями. Или объединяться. Или продаваться иностранцам.

"Удар держит" только московский комбинат "Очаково", президент которого Алексей Кочетов любит говорить: "... пока я управляю компанией, иностранных собственников на предприятии не будет" (100% акций комбината принадлежат трудовому коллективу). Руководство "Очакова" умудрилось полностью модернизировать производственное оборудование комбината и начать строительство нового завода в Краснодаре, используя только собственные средства и банковские кредиты. В прошлом году комбинат выпустил 30 млн дал пива, в этом году планирует произвести и продать 45 млн дал (рекламный бюджет запланирован в размере более $500 тыс.). В середине 2001 года планируется запуск пивного производства на краснодарском заводе.

Половина "Вимм-Билль-Данна"

Потесниться на продовольственном рынке в скором времени придется и производителям молочной продукции. В этом году сразу три крупные иностранные компании развернут свои производства в России. Уже работают подмосковные заводы немецкой Ehrmann-Wydra (с марта) и голландской Campina Melkune (с июня). Со дня на день будет запущен новый завод французской корпорации Danone в Чехове, открытие которого намечалось на май, но было отложено (первый завод Danone в 1995 году построила в Тольятти).

Лидер отрасли - российская компания "Вимм-Билль-Данн", на долю которой сейчас приходится около 30% рынка, особого беспокойства, впрочем, по этому поводу не испытывает.

"Собственное производство в России с опорой на местную сырьевую базу создает для иностранных компаний прекрасные конкурентные возможности, однако у "Вимм-Билль-Данна" на сегодняшний день остается значительное превосходство по объемам продаж", - говорит Давид Якобашвили, член совета директоров.

В прошлом году группа "Вимм-Билль-Данн", в которую входят восемь предприятий, произвела 565 тыс. т молочной продукции. Для сравнения: мощности заводов Danone и Ehrmann-Wydra рассчитаны на выпуск около 100 тыс. т в год на каждом предприятии, хотя компании и не рассчитывают полностью загрузить их в текущем году. На фабрике Campina планируют выпустить в этом году 50 - 80 тыс. т продукции. По своему потенциалу эти три завода равны почти половине "Вимм-Билль-Данна". На Campina к тому же считают, что в перспективе можно значительно увеличить объемы производства. "Наш российский завод организован настолько гибко, что расширять его мощности можно параллельно с развитием рынка", - говорит Тини Сандерс, председатель правления Campina Melkune.

"Вимм-Билль-Данн", чтобы сохранить свое лидерство, придется интенсивно наращивать производство. В планах компании - в течение ближайшей пятилетки присоединить к группе еще пять предприятий путем строительства новых и покупки существующих фабрик. Кроме того, компания, предвидя резкое обострение конкуренции за поставки сырья, запустила в прошлом году инвестиционную программу по модернизации молочных ферм Подмосковья. На сегодняшний день на программу затрачено около $7 млн, в дальнейшем потребуется еще $13 млн.

До настоящего времени "Вимм-Билль-Данн" развивался, как утверждают представители компании, за счет реинвестирования прибыли. Насколько долго еще хватит компании собственных средств - это вопрос (в прошлом году прибыль компании составила около $40 млн; примерно столько же стоит строительство молочного производства на 100 тыс. т в год). По крайней мере уже сейчас руководство компании заявило о своей готовности в течение ближайших двух-трех лет (то есть до завершения собственного пятилетнего плана развития) привлечь в компанию западный капитал за счет выпуска и продажи своих акций.

Конечно, в России загадывать вперед на такой большой срок всегда трудно. Но в этом случае можно смело прогнозировать: переход "Вимм-Билль-Данна" в западные руки всего лишь вопрос цены. Отечественный продовольственный рынок в перспективе слишком лакомый кусок. Чтобы мультинациональные компании от него отказались. Отечественный же капитал слишком мал и слаб, чтобы удержать контроль над продажей продовольствия в России.

Еще по теме