Top.Mail.Ru
архив

Лебеди, раки, телекомы...

К лету 2000 года крупнейший российский телекоммуникационный холдинг "Связьинвест" должен наконец определиться со стратегией своего развития на ближайшие несколько лет. Пока руководство пытается развивать холдинг одновременно в нескольких направлениях.

Процесс века

В июне консорциум консалтинговых структур во главе с Arthur Andersen представит главе "Связьинвеста" Валерию Яшину исследование российского телекоммуникационного рынка и рекомендации по реструктуризации компании. Цель исследования - подготовка к увеличению капитализации "Связьинвеста": пакет объемом 25% минус 2 акции обещают продать сторонним инвесторам уже в 2000 году. Консорциум в состоянии вычислить предположительную рыночную стоимость пакета, но он не в состоянии определить за компанию ее миссию. Будет ли "Связьинвест" находиться "над рынком", как РАО "ЕЭС России", или "в рынке", как "Роснефть"? Станет ли "Связьинвест" компанией или останется "телекоммуникационным парламентом"?

В начале апреля холдинг, кажется, начал склоняться к "бразильскому варианту", то есть взял курс на формирование группы крупных многопрофильных региональных телекоммуникационных компаний. Собрания акционеров АО "Санкт-Петербургский междугородный международный телефон", "Санкт-Петербургский телеграф" и "Петербургская телефонная сеть" одобрили план слияния трех компаний в единую структуру на базе ПТС. Окончательное слияние планируется на конец года, то есть балансы трех компаний будут едиными с 1 января 2001 года. Гендиректор "Связьинвеста" Валерий Яшин заявил, что новый оператор связи будет предоставлять весь спектр услуг - от местной и дальней связи до доступа в Интернет и цифровой телефонии. Абонентская база новой компании будет составлять около 1,7 млн человек. Слияние прошло не так гладко, как предполагалось, однако главный вопрос был решен - частные совладельцы трех компаний согласились на объединение. Собрания акционеров в Санкт-Петербурге были своеобразной "лакмусовой бумажкой": если бы в северной столице процесс затормозился, то в остальных регионах нечего было бы и огород городить. Теперь можно с уверенностью говорить, что намеченные "Связьинвестом" на 2000 год слияния "Уралтелекома" и "Екатеринбургской телефонной сети", НГТС и "Электросвязи Новосибирской области", "Ростовэлектросвязи" и "Телеграфа Ростова-на-Дону" состоятся.

Таким образом, сливаются компании, работающие - и это принципиально - только в одном регионе. Формирование единой компании в пределах области или крупного города расширяет абонентскую базу более крупной компании, участвующей в сделке. Однако сегодня в "Связьинвесте" и говорить опасаются о формировании, например, единой операторской компании для всего Северо-Западного региона - АО "Телекоммуникации Северо-Запада" (такую компанию в США наверняка назвали бы Bell Baltic). А будут ли без этого успешными планы "Связьинвеста" по улучшению управления региональной связью?

Концепция уменьшения числа дочерних структур "Связьинвеста" с 90 до 10 - 12 имеет яростных противников. Стоило первому заместителю гендиректора "Связьинвеста" Александру Лопатину обмолвиться, что холдинг размышляет над слиянием "Хантымансийскокртелекома", "Ямалэлектросвязи" и "Тюменьтелекома", как гендиректор "Хантымансийскокртелекома" Эдуард Лебедев заявил, что такое действие приведет к полной неуправляемости телекоммуникациями в регионах. Основной аргумент Лебедева: на такой огромной территории согласовать действия трех компаний нереально.

Аргументы региональных "телекоммуникационных сепаратистов" бьют в самое больное место холдинга - ведь ради увеличения управляемости "Связьинвест" и затевает реформы.

Племянник олигарха

Холдинг создавался для концентрации государственной собственности в области местной связи с последующей продажей части капитала стратегическому инвестору. Ни одна из двух задач не была выполнена.

Реальной концентрации собственности не произошло. "Связьинвест" не получил в свое распоряжение практически ничего, кроме государственных пакетов акций и особняка на Плющихе, откуда этими акциями планировалось управлять.

Со стратегическим инвестором дело обстоит еще хуже. В свое время 25% акций "Связьинвеста" собирался купить знаменитый Mustcom, но стратегического инвестора из него не получилось. Mustcom, а точнее группа "Интеррос", не является специалистом в области телекоммуникаций, поэтому сотрудничество со "Связьинвестом" свелось к реализации полезной для холдинга, но явно недостаточной для его полномасштабного развития программы реструктуризации финансов.

Mustcom так и не стал стратегическим партнером, каким для "Связьинвеста" могла стать проигравшая тендер 1997 года испанская Telefonica. В результате объем инвестиций в телекоммуникационную отрасль снизился: в 2000 году в компании связи, входящие в состав ОАО "Связьинвест", инвестировано 9,2 млрд руб., что ниже уровня 1999 года на 15,2%. Что касается иностранных инвестиций, их в 1998 году было привлечено на сумму $309,5 млн, в 1999 году - $34 млн, а в 2000 году планируется привлечь около $300 млн.

Впрочем, эти инвестиции привлекает не "Связьинвест", а региональные "Электросвязи", которые в большинстве своем знать ничего не хотят ни о "преимуществе крупного партнера для заимствований", ни о "гарантиях управляющей компании", ни о "единой стратегии развития телекоммуникационной отрасли".

Две дороги в никуда

Судя по всему, глава "Связьинвеста" Валерий Яшин и сам сейчас не слишком хорошо понимает, по какому пути должен идти "Связьинвест", чтобы превратиться из "парламента телекомов" в корпорацию с осмысленными бизнес-задачами и стратегией их реализации. Руководство компании делает последнее время весьма противоречивые заявления, как если бы намеревалось развивать компанию сразу по двум моделям.

Модель первая - "бразильский" или "белловский вариант". Путем укрупнения сильнейших компаний региона создаются около 10 единых многопрофильных компаний: "Телеком Северо-Запад", "Москва", "Юг", "Центр", "Урал", "Сибирь", "Дальний Восток". В перспективе акции региональных "суперкомпаний" выводятся на рынок. Компаниям предоставляется право территориальных экспансий за пределы "регионов ответственности" - в границах России или за рубежом. Правда, в мире компании связи чаще строятся по функциональному, а не по территориальному принципу, однако в российских условиях эта концепция имеет право на существование. Судя по событиям в Питере, именно ее и намерен реализовать "Связьинвест", несмотря на сопротивление региональных сепаратистов. У этой модели есть влиятельные сторонники -объединение петербургских компаний свершилось при поддержке министра связи РФ Леонида Реймана.

Модель вторая - "германская" -- предполагает объединение всех компаний холдинга в единую многопрофильную структуру по модели Deutsche Telekom. Такие шаги для "Связьинвеста" не исключены, об этом говорит, например, высказывавшаяся в 1999 году идея объединения "Связьинвеста" и национального провайдера дальней связи "Ростелекома". В этой ситуации "Связьинвест" становится крупнейшим в стране провайдером всех видов телекоммуникационных услуг. В рамках этой стратегии "Связьинвест" претендует на федеральную лицензию на сотовую связь стандарта GSM: в случае интеграции всех видов телекоммуникационных услуг компания не сможет стать национальным провайдером, имея "провал" в каком-то виде сервиса.

Сегодня основная задача, стоящая перед консультационным консорциумом, возглавляемым Arthur Andersen, формулируется как "повышение стоимости компании в связи с предстоящей продажей 25% минус две акции". Похоже, что и на этот раз определение стратегии "Связьинвеста" передается в руки неведомого покупателя-инвестора.

Еще по теме