Top.Mail.Ru
архив

«ЛУКойл» интересуется Крайним Севером

КРУПНЕЙШИЕ российские нефтяные компании все больше интересуются морем: ЮКОС рассматривает возможность строительства собственных терминалов в дальневосточных портах для расширения поставок на Азиатско-Тихоокеанский рынок, а «ЛУКойл» прибирает к рукам Северный морской путь. «ЛУКойл-Арктик-танкер» – дочерняя компания нефтяного гиганта – приобрела контрольный пакет акций Северного морского пароходства (СМП), базирующегося в Архангельске. Теперь «ЛУКойл» контролирует два региональных пароходства (с осени прошлого года компания владеет 55% Мурманского морского пароходства (ММП)) и имеет в совокупности более 200 судов различного класса. Плюс к тому нефтяная компания имеет в доверительном управлении большую часть ледокольного флота страны. Все это делает «ЛУКойл» монопольным перевозчиком по Северному морскому пути. Теперь компания может более дешево и быстро осуществлять доставку оборудования на месторождения Тимано-Печорского бассейна, нефти в Европу, а собственных нефтепродуктов в северные районы. Кроме того, под контролем «ЛУКойла» оказываются весь северный завоз и перевозки пиломатериалов из Архангельской области. Компания «ЛУКойл-Арктик-танкер» создана в 1994 году именно для завоза нефтепродуктов в районы Крайнего Севера. В настоящее время владеет семью танкерами ледового класса, к концу 2001 года намерена спустить на воду еще пять. В период с 1995 по 1999 год перевезла по Арктике более миллиона тонн нефтепродуктов. Осенью 2000 года «ЛУКойл» решил централизовать в этой «дочке» весь морской и речной флот, находившийся в управлении ряда дочерних компаний. Тогда президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов заявил, что это позволит снизить себестоимость перевозок и минимизировать расходы, связанные со строительством судов. По данным SeaNews.ru, ОАО «Северное морское пароходство» в настоящее время владеет 34 судами дедвейтом чуть более 200 тыс. тонн. Суда компании работают в основном на вывозе пиломатериалов, картона, целлюлозы из Архангельска на порты Европы. Уставный капитал ОАО составляет более 900 тыс. руб., номинальная стоимость акции – один российский рубль. Государству в лице Мингосимущества принадлежат 20% акций СМП, которому в прошлом году исполнилось 135 лет. После покупки в апреле нескольких пакетов акций (в сумме около 40%) у компаний, контролируемых пакистанцем Гиасуддином Сидики (ему принадлежат 75% акций компании «Грид Москва», участвовавшей в сделке), у «ЛУКойла» в руках оказался контрольный пакет СМП. Характерно, что в феврале представители компании опровергли слухи о возможной покупке в мае контрольного пакета Балтийского морского пароходства, заявив, что им вполне хватает контроля над ММП. Как оказалось, не хватает, но интересы нефтяного гиганта, очевидно, сосредоточены именно на Крайнем Севере. На конец июня намечено очередное собрание акционеров СМП, на котором должны быть избраны генеральный директор и новый совет директоров. На эту должность, как полагают в пароходстве, «ЛУКойл» предложит Вячеслава Будыто, ранее являвшегося сотрудником пароходства, а сейчас работающего в этой крупнейшей российской нефтяной компании. В совет директоров, по неподтвержденным данным, уже предложены 4 представителя государства и 9 кандидатов от «ЛУКойла». Среди претендентов на 11 мест в совете директоров нет ни одного представителя менеджмента пароходства.

Еще по теме