Top.Mail.Ru
архив

"Маски-шоу" по-чешски

Многие российские предприниматели завидовали чехам: самый стабильный регион в Восточной Европе, отсутствие коррупции, четкость правил бизнеса, уверенность в завтрашнем дне. Судя по всему, обо всем этом пора забыть: события, происходящие в последние дни в банковском секторе Чехии, не приснятся в страшном сне даже видавшим виды московским банкирам. 16 июня полицейский спецназ занял штаб-квартиру третьего в Чехии Investicni a Postovni Banka (IPB). Одновременно в банке была введена временная администрация, а еще три дня спустя национальный банк передал все активы банковской группы ее ближайшему конкуренту - Ceskoslovenska obchodni banka (CSOB), контролируемому бельгийским банковским холдингом KBC. Поводом для этих действий послужила дыра в балансе IPB, которая составила всего 5% активов.

Битва за резервы

Проблемы у президента IPB Яна Клачека начались относительно недавно. В 1998 году IPB стал первым чешским банком, крупный (36%) пакет акций которого купил зарубежный инвестор - японская группа Nomura. Сумма сделки составила $170 млн. Чуть позже Nomura увеличила свою долю в акционерном капитале государственного IPB до 46%. Несмотря на появление японского инвестора, Клачек сумел сохранить команду, создававшую IPB, и продолжал расширять свою финансово-торговую группу. Правда, стратегия развития IPB вызывала критику со стороны аналитиков: второй по размеру активов банк Восточной Европы сильно отставал по капитализации от конкурентов, предпочитая вкладывать деньги не в себя, а в дочерние компании - ипотечные банки, страховые, девелоперские и риэлтерские компании. Однако для Чехии такая ситуация не нова: так вели себя все местные крупные кредитные организации, и проблема IPB заключалась лишь в том, что крупнейший акционер Nomura не хотел самостоятельно увеличивать капитал.

С начала 2000 года дефицит собственного капитала IPB стал волновать национальный банк Чехии, который в своих заявлениях не раз отмечал низкий размер резервных средств IPB. Nomura достаточно быстро отреагировала на предупреждение Нацбанка, объявив о планах продажи немецкому Allianz акций дочерней страховой компании IPB Pojistovna. Кроме того, Nomura намеревалась продать долю в капитале самого IPB итальянскому банку UniCredito и полученными деньгами рефинансировать капитал. Во главе наблюдательного совета банка японцы поставили Рэндалла Дилларда, директора по операциям в Восточной Европе. Нацбанк этими мерами вроде бы вполне удовлетворился. В одном из своих заявлений банковский регулятор Чехии сообщил, что увеличение резервов IPB до нормы должно произойти не позднее 26 июня. Возражений от команды Клачека не последовало.

Однако, несмотря на наличие договоренности, обе стороны начали вести себя весьма странно. В начале июня руководство Нацбанка сделало несколько туманных заявлений о кризисе в IPB, что, естественно, вызвало беспокойство у его вкладчиков. Команда Клачека ответила на это переводом акций дочернего пенсионного фонда и страховой компании под контроль компании IPB Group Holding, которая на 100% принадлежит чешско-канадской юридической фирме Burns Schwartz. Таким образом, налицо была операция по уводу активов из банка.

Буря разразилась вечером 15 июня. Представители Нацбанка заявили, что заключение Ernst & Young, проведшей аудит IPB за 1999 год, позволяет констатировать "факт несостоятельности банка". Обвинение было столь же внезапным, сколь и подозрительным: в то, что в Нацбанке, куда ежедневно подавалась отчетность по текущим операциям, не имели полной информации о состоянии IPB, поверить сложно. А дальше начались события, вообще не укладывающиеся в нормы чешского бизнеса.

Дар случайный

Утром 16 июня, за 10 дней до окончания срока соглашения-ультиматума, нацбанк сместил руководство IPB и назначил руководителем временной администрации представителя пражского Raiffeizenbank Петра Станека. Через полчаса спецназ чешской полиции, вломившись в офис IPB, снял частную охрану и блокировал работу банка. Чешскую прессу, собравшуюся возле офиса, бесцеремонно разогнали. К обеду минфин и нацбанк сделали заявление о том, что вклады граждан в IPB будут прогарантированы государством. Вкладчиков это заявление, однако, не успокоило: всего за три дня с депозитов было снято $32 млн (почти 15% частных вкладов). 17 июня власти запретили обращение акций IPB на Пражской фондовой бирже. Nomura отказалась от комментариев, заявив, что формально она IPB не владеет (держателем бумаг является ее голландская "дочка" Saluka). Растерянные Allianz и UniCredito подтверждают факт переговоров с Nomura, но явно не понимают, что происходит. 18 июня без объяснения причин смещается со своего поста глава крупнейшей чешской страховой компании Ceska Pojistovna Иван Косарник, сотрудничавший с Клачеком.

И наконец, 19 июня ЦБ делает сенсационное заявление: с целью защиты интересов вкладчиков банка все активы IPB передаются CSOB, крупнейшему по размеру собственного капитала банку страны. Условия сделки не оговариваются, но деятельность IPB приостанавливается, а нацбанк начинает процедуру лишения его лицензии. Это сильно смахивало на грязный скандал: второй по размеру активов банк в Восточной Европе передается под контроль владельцев CSOB - бельгийской банковской группы KBC. Причем сами бельгийцы оказались ошарашены свалившимся на них счастьем. "Мы заинтересованы в покупке IPB, но решения не принимали…" - только и смогли сказать представители KBC. Все правильно - решение принималось в другом месте.

Реального обоснования необходимости срочно ликвидировать IPB, который был в управлении временной администрации всего три дня, ни минфин, ни нацбанк так и не дали. "Не в курсе происходящего" оказался и премьер-министр Чехии Павел Мертлик. 20 июня он констатировал, что все это может снизить чешский ВВП в 2000 году на 3 - 4%. "Я обеспокоен", - заявил на пресс-конференции глава правительства.

Друг нашего врага

Аналитик Standart & Poors Вальтер Помпилиано считает, что банковская система Чехии, имеющей кредитный рейтинг A-, остается стабильной. "Системные риски в IPB были велики, банк в 1999 году увеличил кредитный портфель на 16%, тогда как конкуренты сократили свои кредитные портфели на десятки процентов. Чрезвычайных происшествий в IPB ждали", - добавляет Пол Энсор, аналитик пражской SG Securities. Однако все недоумевают: отчего, прекратив дальнейшее растаскивание банковской группы, нацбанк ни с того ни с сего подарил IPB конкуренту?

Основных версий две. Согласно первой - властей Чехии не устраивали успехи группы IPB в области телекоммуникаций и масс-медиа. Осенью 2000 года IPB и его дочерняя компания Ceske Mobil планировали произвести настоящую революцию в области Интернет-банкинга, перспективы которого в Чехии оцениваются как одни из лучших в Европе. Кроме того, IPB как раз накануне наезда завершал переговоры о покупке крупнейшей частной телекомпании Чехии - Prima. В случае успешного завершения переговоров бизнесмен Клачек стал бы одной из главных фигур Чехии. Реструктурировав баланс IPB, он мог превратиться в руководителя самой перспективной финансово-торговой группы страны.

Вторая версия связана с тем, что, по слухам, политическую протекцию Клачеку оказывал президент страны Вацлав Гавел. Напомним, что президент больше полугода лечился от рака легких - и именно в эти полгода свершилось падение IPB. Из госпиталя он выписался 17 июня, то есть буквально через день после полицейского рейда в IPB. "Это самое поразительное решение нацбанка за всю его историю", - заявил Гавел, комментируя ликвидацию бизнеса IPB. У Гавела, по конституции страны играющего роль "английской королевы", но остающегося лидером нации, достаточно политических противников, которым на руку ликвидация империи IPB.

Тем не менее случившегося не исправить. Для России развал IPB чреват только потерями корреспондентских счетов наших банков и ликвидацией дочернего банка IPB в России - "Первого русско-чешского банка", создававшегося совместно с банком "Возрождение". Легкий испуг пережили и русские вкладчики банка (а их не так уж и мало), но им вклады, скорее всего, вернут полностью. Однако репутация Чехии как страны незыблемых правил, видимо, утрачена надолго: "маски-шоу" - слишком понятная для всех игра.

Чешские банки в рейтинге крупнейших банковских институтов Восточной Европы

Место в рейтинге по величине активовМесто в рейтинге по размеру капиталаБанкСтранаАктивы, $ млнРост активов за год, %Капитал, $ млнДинамика капитала за год, %
11Bank PekaoПольша155839,6089834,9
26Investicni a Postovni bankaЧехия130831,70597-3,7
33Powszechna Kasa OszczednosciПольша872214,3067941,2
48Zagrebacka BankaХорватия843619,7040721,3
54Komercni bankaЧехия75628,6063221
69Slovenska sporitel'naСловакия542010,30378120,5
69Vseobecna uverova bankaСловакия53716,70347-6,9
82Ceskoslovenska obchodni bankaЧехия427615,6078726,5
95Bank Gospordarki ZywnosciowejПольша418327,7060916,4
107Ceska SporitelnaЧехия366218,7041437,2

Источник - The Banker, 1999

Еще по теме