Top.Mail.Ru
архив

Мечта для рекламиста

Размещение рекламы в сети Internet постепенно превращается из модного - но не особенно нужного - придатка к основному бизнесу агентств в самостоятельную отрасль рекламы. Число агентств, специализирующихся на подобном виде рекламы, постоянно растет, а прогнозы специалистов, оценивающих емкость рынка в этом году в $3 - 5 млн, становятся радужнее день ото дня. Между тем, несмотря на активную рекламу сети Internet как рекламоносителя, которую сегодня можно видеть и по телевидению, и на уличных щитах, обороты этого рынка в России пока оставляют желать лучшего

Привлекательность Internet как рекламоносителя в России многие пока считают мифом, который основан на невиданных темпах роста этого рынка в США. Так, в 1999 году общие затраты на рекламу в Internet в США составили $4 млрд, а к 2004 году прогнозируется их рост до $10 млрд. В России же в 2000 году общий объем рекламы в Сети может составить порядка $3 - 5 млн, что составляет менее 1% от общей суммы национальных расходов на рекламу. К 2003 году, как считает главный исполнительный директор компании Yandex Аркадий Волож, этот показатель достигнет $10 млн, что составит уже 10% от общего объема рекламного рынка. По мнению представителя московского офиса компании PricewaterhouseCoopers Эндрю Паркера, "российские показатели действительно очень малы", но в то же время "динамика роста этого рынка вполне соответствует западной".

Такой прогноз западный аналитик основывает на дальнейшем развитии сети Internet в России, аудитория которой по возрастным и социальным показателям считается "мечтой рекламиста": эти 4 - 6 млн человек в возрасте от 25 до 40 лет обладают высшим образованием и высоким уровнем доходов. Другой причиной увеличения емкости рекламного рынка в Internet может стать инвестиционный бум, который, как считает Паркер, случится в России через несколько лет. Об этом свидетельствует тот факт, что общая сумма инвестиций в Internet в этом году может составить $100 млн, тогда как в 1999 году она не достигала и $10 млн.

До сегодняшнего дня крупнейшими рекламодателями в сети Internet остаются компании по информационным технологиям - в частности, Intel и Microsoft, контролирующие до 80% этого сектора рынка. На долю рекламы потребительских товаров соответственно остается около 20%. Однако, по мнению Паркера, и этот факт свидетельствует о том, что Россия повторяет опыт США. "Пару лет назад такая же картина была характерна для Штатов", - утверждает Паркер, полагая, что Россия, может полностью ориентироваться в этом вопросе на западный рынок, следуя по его пути развития.

При этом исследователи рынка отдают себе отчет в том, что успех рекламы в Internet зависит от экономических причин, а именно от покупательной способности населения. В стране, где около трети жителей находятся за чертой бедности, аудитория пользователей Internet составляет примерно 2%. Развитие электронной коммерции в России между компаниями и частными потребителями осложняется еще и слабым развитием систем сбыта и совершения электронных платежей. Поэтому многие аналитики полагают, что российский сектор электронной коммерции пока ограничится операциями между компаниями. Эндрю Паркер также считает, что это будет тормозить увеличение затрат на рекламу в Internet, поскольку "большая часть рекламы все-таки направлена на индивидуальных, а не на корпоративных пользователей". Юрий Амосов, директор сайта port.ru, которому принадлежит популярный сервер бесплатной электронной почты mail.ru, говорит, что пока значительная доля рекламы on-line в России размещается в баннерной сети, когда web-сайты просто договариваются о рекламировании услуг друг друга. "Подсчитать, какая часть общей суммы доходов от рекламы приходится на такой бартер, достаточно сложно", - считает Амосов. По оценкам же Эндрю Паркера, свыше 50% российской рекламы в Internet проходит через баннерные сети. При этом многие аналитики считают, что бартер в области рекламы в Internet связан с зачаточным этапом развития этого рынка. По мнению Аркадия Воложа, рынок небартерной рекламы on-line реально сформировался в нашей стране только в ноябре прошлого года. Правда, как заявили представители поисковой системы Rambler - одного из самых популярных сайтов, - ее доход за 1999 год составил весьма приличную по российским меркам сумму в $600 тыс., хотя компания "держалась в стороне от операций бартерного типа". Представители фирмы Yandex - одного из ближайших конкурентов Rambler - таких заявлений не делают, отмечая лишь, что в 2000 году планируют получить от рекламы прибыль в размере $500 тыс. Сегодня Yandex, по собственному заявлению компании, контролирует 20 - 30% рынк рекламы в Internet, доход от размещения которой составляет около 80% общей суммы доходов Yandex.

Общая же тенденция российского рынка рекламы в Internet такова, что на 10 ведущих сайтов приходится 75% от общей суммы затрат на рекламу, и в дальнейшем монополизация этого рынка только усилится.

А тем временем, несмотря на радужные прогнозы аналитиков, реклама в Internet остается не самым прибыльным занятием для рекламистов. Скажем, стоимость средней месячной рекламной кампании в Сети обойдется рекламодателю от $1 тыс. до $ 10 тыс. Агентство, специализирующееся на рекламе в Internet, найти несложно: на сайте www.promo.ru расположен полный перечень таких агентств с перечислением предоставляемых ими услуг. Как и в рекламном бизнесе в целом, в Internet-рекламе основные деньги делаются на размещении рекламы, а не на креативе. Одним же из признанных лидеров размещения считается компания IMHO - совместное детище агентства Arts communications и российского компьютерного гуру Артемия Лебедева.

Что касается прозрачности рынка рекламы в Internet, то тут мнения рекламистов и исследователей расходятся. Первые утверждают, что рынок on-line рекламы просчитать проще всего, поскольку все заходы на тот или иной сайт фиксируются; представители же компании Gallup Media, которые проводят регулярные исследования рекламного рынка Internet, считают, что очень сложно отследить, как и откуда тот или иной пользователь попадает на то или иное рекламное объявление. Поэтому главным аргументом в пользу размещения рекламы на том или ином сайте для рекламодателей является исследование аудитории, которое Gallup Media проводит на регулярной основе. Сегодня мы публикуем его последние результаты.

Еще по теме