Top.Mail.Ru
архив

Менеджмент от алгоритма до "распальцовки"

Наконец-то на прилавках начинают появляться практические пособия для наших руководителей, сделанные в России. Автор тоненькой книжки "Развитие предприятия" не рисует переведенных с английского схем, не подавляет читателей научной терминологией и ссылками на чужие авторитеты. Он пытается по возможности простым языком поделиться опытом изучения проблем реальных отечественных фирм.

Отечественные консультанты и отечественные же бизнесмены зачастую говорят на разных языках и не всегда понимают друг друга. Первые считают вторых малограмотными, вторые первых - оторванными от жизни. Это взаимное недоверие - проблема скорее для экспертов, чем для предпринимателей. (Благосостояние первых напрямую зависит от заказов вторых, а зависимость доходов бизнесменов от услуг консультантов не всегда очевидна.) Чтобы сломать это недоверие, консультанты должны стать "проще" и "ближе" к деловому народу.

Брошюра "Развитие предприятия" консультанта по маркетингу и управлению Валерия Гончарука - шаг в этом направлении. Его двухсотстраничное пособие, выпущенное московским издательством "Дело", - своего рода "методичка" для руководителей, задумывающихся об организационных изменениях в своих компаниях. А есть ли в нашем среднем бизнесе руководители, которые об этом не думают?

"Любой, кто серьезно занимается бизнесом, обязательно видит существенную разницу между теоретическими построениями учебников и пособий и реальной практикой ведения дел" - так начинает первую главу книги Валерий Гончарук. Отсутствие громоздких теоретических построений - явный плюс издания в мягкой обложке. "Цель этой книги - познакомить читателя с основными решениями в области оптимизации и развития бизнеса", - декларирует автор. Что касается его реальной практики, неплохо было бы где-нибудь в предисловии описать ее хотя бы в нескольких фразах: компании какого профиля консультировал, на какой предмет и как много. Валерий Гончарук поскромничал, и это субъективно снижает доверие ко всем описанным им технологиям, схемам и алгоритмам.

Общие рассуждения автора занимают первые 20 страниц книги (раздел "Взгляд на современный бизнес"). На следующих 26 страницах он схематично рисует свой "Взгляд на современное предприятие" и наконец переходит к собственно "полезным советам" о перестройке менеджмента в компании. Советы разбиты на три главы: "Для чего менять", стостраничную "Что менять" и заключительную "Как менять".

Пособия по менеджменту, более приближенные к реалиям современного отечественного бизнеса, нам еще не встречались. Это выражается даже в самом языке. Уже на первых страницах кандидат наук Валерий Гончарук употребляет слово "распальцовка", а в главе, посвященной мотивации персонала, появляются такие выражения, как "кинули своих", "по понятиям" и "адвокаты на двух БМВ". В других главах автор изъясняется более консервативно, и это придает книге некоторый стилистический разнобой. Непонятно, то ли автор пытается скрывать свою расположенность к жаргону, но "острые" словечки вырываются из уст помимо его воли, то ли, наоборот, термин "распальцовка" для него чужд, но он включает его в книгу из конъюнктурных соображений.

Некоторого содержательного разнобоя автор также не избежал. В главе "Система заработных плат" Валерий Гончарук приводит достаточно сложные для восприятия графики расчета зарплат. В следующей же главе ("Корпоративная культура") ограничивается несколькими общими советами.

Еще один недостаток книги - отсутствие на ее страницах историй типа "когда я работал в маленькой психиатрической больнице...". Понятно, что рассказывать о конкретных "болячках" кого-то из своих бывших клиентов консультанту не с руки. Но даже анонимные подобия "кейсов" сделали бы книгу и более интересной, и более убедительной.

Справедливости ради скажем, что и без таких историй "Развитие предприятия" - книга незанудная и (к сожалению) необычная для отечественных консультантов. Валерию Гончаруку можно сказать спасибо за одно только отсутствие желания задавить читателя эрудицией. Вместо него налицо стремление помочь практикующим менеджерам и владельцам компаний, а заодно преодолеть недоверие этой публики к консультантам. Кстати, "Развитие предприятия" невредно будет прочитать руководителям, планирующим нанять консультантов. Хотя бы для того, чтобы знать точку зрения еще одного из них.

Не рекомендуем использовать книгу Валерия Гончарука студентам экономических вузов в качестве учебника перед сдачей экзаменов и зачетов. Преподаватели-теоретики могут не оценить.

Еще по теме