Top.Mail.Ru
архив

Milken Way Бориса Березовского

Выборы позади. Но Борис Березовский продолжает воевать с Владимиром Гусинским. Редкий эфир ОРТ обходится без шпилек в адрес владельца "Медиа-Моста". Причем подчас эти уколы на грани политкорректности.

Не сомневаемся, что любой человек, мало-мальски разбирающийся в хитросплетениях отечественной политики, назовет с десяток причин, объясняющих столь стойкую неприязнь Бориса Абрамовича к Владимиру Александровичу. Тут и личные счеты, и взаимные поиски чеченских связей, и борьба за возможность провести своих людей в новое правительство, и т.д.

Все это, безусловно, имеет место быть. Однако, как стало известно "Ко", противостояние двух медиа-магнатов обусловлено не только личностными или политическими мотивами, но и довольно серьезными коммерческими интересами. Дело в том, что с недавних пор Борис Березовский усиленно трудится над созданием собственного спутникового телевидения, аналогичного "НТВ+". По нашим сведениям, большие надежды в реализации этого проекта владелец ОРТ возлагает на американского финансиста Майкла Милкена.

Крах торговой марки

"Ко" уже писал о запущенном полгода назад проекте "ОРТ Международное" -совместном предприятии ОРТ и норвежской телекоммуникационной корпорации Telenor (см. №35 от 4 октября 1999 года). Тогда предполагалось, что норвежский спутник будет транслировать программы ОРТ на Европу. Березовский просто собирался показывать Доренко русскоязычным обитателям Ривьеры.

Но все течет, все изменяется. Над ОРТ нависла вполне реальная угроза отлучения от "первой кнопки". А это, в свою очередь, способно пошатнуть устои могущества Березовского ничуть не меньше, чем инспирированные Евгением Примаковым расследования дел "Андавы" и "Атолла".

Ведь в отличие от иных олигархов Борис Абрамович не имеет никакого конкретного бизнеса, несмотря на его собственные заверения о том, что "Березовскому принадлежит очень много". И дело вовсе не в том, что, уходя на госслужбу (сначала в Совбез, потом в секретариат СНГ), предприниматель должен был формально избавиться от имеющихся в его распоряжении активов. На деле все эти находящиеся в управлении акции "ЛогоВАЗа", "Сибнефти" есть не что иное, как бонусы, полученные их владельцем за содействие в раскрутке или покупке соответствующих компаний. Фактически Борис Березовский пока всего лишь торговая марка. Этакий Довгань для богатых.

И, подобно Довганю, Березовский будет нужен его компаньонам вроде Романа Абрамовича ("Сибнефть") или Самата Жабоева ("ЛогоВАЗ") лишь до тех пор, пока его присутствие приносит пользу. А это в первую очередь обусловлено лоббистским ресурсом Березовского. Степенью его влияния на высшие эшелоны власти.

Понятно, что, пока Березовский сохраняет контроль над каналом общефедерального значения, этот ресурс огромен. Кремль вынужден считаться со скромным депутатом от Карачаево-Черкесии вне зависимости от деклараций об упразднении олигархов как класса. Как только ОРТ уходит с "первой кнопки", Березовский теряет своих друзей, а стало быть, и профит.

Поэтому Борис Абрамович несколько лукавит, когда утверждает, что в отличие от Гусинского использует ОРТ "прежде всего как средство в политической борьбе", не особо задумываясь о коммерческой выгоде. Подобный альтруизм действительно можно было бы принять за чистую монету, если бы реальные доходы (да и свобода) Березовского в конечном итоге не зависели от того, сумеют ли его компаньоны сохранить свой бизнес при новой Думе и президенте.

И если структура группы "Мост" на сегодняшний день такова, что Гусинский зарабатывает и деньги, и политическое влияние главным образом за счет медиа, то Березовский и "его" СМИ получают, что называется, из "общей копилки". Пропорционально политическим дивидендам от их деятельности.

Олигарх-посредник

Очевидно, такая ситуация во многом обусловлена историческими предпосылками. Ведь Борис Абрамович сам в медиа-бизнес фактически не вкладывался. Он выступал как посредник.

Скажем, когда в период первой чеченской кампании Кремлю в преддверии первых полноценных парламентских выборов понадобилось реанимировать 1-й канал, не кто иной, как Березовский, обеспечил формирование консорциума банков, ставшего крупнейшим негосударственным инвестором новоиспеченного ОРТ. Напомним, что в этот консорциум, названный "ОРТ-КБ", вошли "Столичный" (впоследствии "СБС-Агро"), МЕНАТЕП, Альфа-банк, "Национальный кредит", а также принадлежащий "ЛогоВАЗу" Объединенный банк. Впоследствии во многом благодаря усилиям Бориса Абрамовича у "ЛогоВАЗа" оказался самый большой негосударственный пакет телекомпании - 19% (из них 11% находятся непосредственно у группы, а еще 8% - у Объединенного банка).

Примечательно, кстати, что Березовский сумел без лишнего шума оттеснить владельца "СБС-Агро" Александра Смоленского, который изначально играл в "ОРТ-КБ" довольно весомую роль. В частности, креатурой Смоленского был Сергей Благоволин, возглавивший телеканал после странной гибели Влада Листьева. Однако пожалованный Смоленскому после президентских выборов 1996 года Агропромбанк сделал его слишком влиятельной фигурой. А два олигарха для одного телеканала - даже общефедерального - многовато. Такой табачок, как медиа-ресурсы, лучше держать врозь. А то, не ровен час, можно лишиться и влияния, и профита. Тем более что Смоленский всегда был довольно лоялен по отношению к Анатолию Чубайсу, с которым тогдашний заместитель секретаря Совбеза уже начинал конфликтовать.

Впрочем, партнерские отношения между Смоленским и Березовским сохранились. "СБС-Агро" помогал приватизировать "Сибнефть". А позднее во многом благодаря региональным связям агробанкира Смоленского удалось сколотить "Единство".

Не вкладывал Березовский собственных средств и в печатные СМИ. Например, 80% акций ЗАО "Редакция "Независимой газеты" принадлежат Объединенному банку. А издательский дом "Коммерсантъ", как известно, был куплен на деньги Льва Черного. Черной же профинансировал и покупку рекламного агентства "Видео Интернэшнл". Наконец, нельзя забывать о компании "ЛогоВАЗ - News Corp.", значительная доля которой принадлежит австралийскому медиа-магнату Руперту Мердоку.

Примеры с Мердоком и Черным - один в большей, другой в меньшей степени - свидетельствуют о том, что Березовский пытается несколько дистанцироваться от денег Абрамовича и Жабоева.

Борис Абрамович слишком искушенный человек, чтобы не осознавать, сколь невелики его собственные шансы удержаться на плаву даже при сохранении столь лелеемой преемственности власти. Знаменитое решение Минпечати по поводу тендера на использование соответствующих частот (в том числе и 1-го канала) - наглядное тому подтверждение.

Ельцинские времена ушли безвозвратно. Рано или поздно, с "первой кнопкой" или без оной, Березовский все равно окажется не нужен той "молодой шпане", которой когда-то помог встать на ноги. И нашумевшее создание алюминиевой монополии - ярчайшее тому подтверждение. Вместо того чтобы вытеснить с рынка прочубайсовский "Сибирский алюминий" ( а оказавшийся в распоряжении "Сибнефти" и "ЛогоВАЗа" контроль над 60% рынка позволял это сделать) Роман Абрамович предложил главе "Сибирского алюминия" Олегу Дерипаске возглавить еще и его, Абрамовича, алюминиевые владения. Не тому учил Борис Абрамович своего воспитанника! Если враг не сдается - его уничтожают, а не покупают.

Причем, как не без оснований отмечают наблюдатели, альянс Абрамовича и Дерипаски наносит существенный урон российским интересам Льва Черного. Поэтому на совместных медиа-проектах с этим бизнесменом Березовский может поставить жирный крест.

Наше ratio

С Мердоком ситуация сложнее. Он давно пытался проникнуть на российский медиа-рынок. Однако почему-то отказывался от участия в проекте "НТВ+" или покупки внушительного пакета акций издательского дома "Совершенно секретно".

Лишь исполнительный секретарь СНГ, появившийся как-то вместе с главой Всемирного банка Джоном Вульфенсоном на свадьбе Мердока, сделал австралийцу предложение, от которого тот не смог отказаться. Ведь что Борис Абрамович умеет, так это уговаривать. Если человеку со столь характерной внешностью в результате начинают кричать "Любо!" казаки, разделяющие "антисионистские" взгляды "батьки Кондрата", если под знамена Березовского встают журналисты, ранее называвшие его "бизнесменом-авантюристом", то что остается Мердоку?

Тем более что пост исполнительного секретаря СНГ позволял Березовскому вывести на качественно иной уровень бизнес компании PLD Telecom Inc., которой Мердок владел наряду с другим медиа-магнатом Джоном Клюге ("Ко" подробно писал о нем в №10 от 20 марта 2000 года). PLD Telecom Inc. была специально создана британской Cable &Wireless PLC для того, чтобы заниматься телекоммуникационным бизнесом в странах СНГ.

У PLD Telecom имелись доли в двух питерских, московской и казахстанской компаниях, занятых телефонной и спутниковой связью. К тому же Сable &Wireless продали Мердоку свою долю в СП "Белсел" - на то время основном операторе белорусской мобильной связи. Примечательно, что Мердок поступил с Березовским примерно так же, как и его российские партнеры, предложив за политическое содействие часть своей доли в PLD.

Впрочем, все это было лишь артподготовкой. Равно как и случившееся несколько позднее открытие молодежного "Нашего радио" на волне принадлежавшей когда-то Смоленскому радиостанции "НСН" или создание нового рекламного агентства, призванного собирать рекламу для ОРТ и ТВ-6… Березовский и Мердок таким образом разминались. Готовились к главной сделке. К продаже ОРТ владельцу News Corp. Причем речь, по некоторым данным, шла не только о пакете, принадлежащем "ЛогоВАЗу". Предполагалось инициировать банкротство телекомпании, в результате которого с частью своих акций вынуждено было бы расстаться и государство.

Но эти дерзкие планы так и остались замыслами. Ни Кремль, ни примаковский Белый дом, ни "красная" Госдума не были заинтересованы в том, чтобы незадолго до парламентских и президентских выборов передавать контроль над общефедеральным телеканалом иностранцу. Борис Ельцин подписал указ о предоставлении ОРТ кредита Внешэкономбанка на $100 млн. (Сколько на эти деньги можно купить современных вертолетов для армейских нужд?) Банкротство откладывалось.

К тому же деятельностью Бориса Березовского не без одобрения со стороны Евгения Примакова всерьез заинтересовалась Генпрокуратура. Дело дошло чуть ли не до ордера на арест. Немудрено, что в такой ситуации Мердок решил поумерить свои российские аппетиты.

Но Березовский не был бы Березовским, если бы сдался просто так. Оказавшись в начале прошлого года во временной вынужденной эмиграции, он, интригуя против Примакова, одновременно искал потенциальных зарубежных партнеров, не без оснований надеясь, что скоро ненавистного премьера снимут и можно будет продолжить однажды начатое. Так в марте 1999 года гостивший в США Борис Абрамович "забрел" на Всемирную конференцию, организованную Milken Institute. На этом мероприятии были нобелевские лауреаты, топ-менеджеры Goldman Sachs и OppenheimerFunds. Однако смеем предположить, что больше всего Березовского интересовал устроитель конференции, владелец одноименного института Майкл Милкен.

Педсовет

Личное состояние 53-летнего Милкена не слишком велико. Если верить Forbes, он почти в 5 раз беднее Бориса Абрамовича: Березовскому американский журнал когда-то приписывал $3 млрд, тогда как доход Милкена оценивается в $700 млн. Другое дело, что Милкен все же посамостоятельнее. К тому же образовательный бизнес, которым сейчас занимается Милкен, по мнению аналитиков, является весьма перспективным делом. В 1998 году всевозможные образовательные программы и частные школы США принесли своим владельцам в общей сложности $70 млрд. Предполагается, что в течение ближайших двух-трех лет эта сумма перевалит за $100 млрд.

В России, где доминирует бесплатное образование, особо, конечно, не развернешься. Хотя, скажем, создание сети MBA или языковых курсов может принести кое-какой доход.

Впрочем, едва ли Милкен понадобился Березовскому исключительно из-за его педагогических технологий. Дело в том, что Майкл Милкен известен в США не столько как "школовладелец", сколько как фондовый спекулянт. Причем с весьма неоднозначной репутацией. В начале 90-х он даже сидел в тюрьме за незаконные операции с ценными бумагами.

Но самое главное в том, что именно Майкл Милкен в 1995 году помог Руперту Мердоку получить свыше $1 млрд от MCI Communications. (Законность этой сделки впоследствии оспаривала SEC - федеральная комиссия по ценным бумагам.) Милкен же организовывал слияние Time Warner и Turner Broadcasting Systems. В общем, с западными медиа-магнатами Милкен, судя по всему, на дружеской ноге.

И, видимо, именно Березовский надеется использовать именно эти связи Милкена, привлекая его к реализации проекта спутникового телевидения, вещающего уже на Россию через все тот же "теленоровский" THOR-3. Очевидно, "ОРТ+" (назовем так условно этот проект) позволит покровителю ОРТ компенсировать потерю "первой кнопки". По крайней мере опыт "НТВ+" показывает, что телетарелки могут быть весьма востребованы в России. А ведь в случае успеха "ОРТ+" Березовский станет более независимым от своих нынешних российских партнеров. И, что не менее важно, хоть как-то застрахует Березовского от риска лишиться всего неправедно нажитого добра и оказаться на нарах, чего все более явно опасается сам Борис Абрамович. По признанию олигарха, если Путин захочет его посадить, то непременно посадит.

Для того чтобы новый телепроект успешно конкурировал с "НТВ+", надо наполнить вещание приличным контентом. И тут уже очень многое будет зависеть от того, сумеет ли Милкен уговорить Руперта Мердока и Теда Тернера, которые, если верить американской прессе, "во многом обязаны ему своим состоянием".

Березовский же - чтобы подстраховать Милкена - всеми силами демонстрирует российской и международной общественности, насколько плохи дела у Владимира Гусинского. Чтобы ни у кого из тех, с кем общается Милкен, вдруг не возникло желания вступить в альянс с "Медиа-Мостом". (Отметим, что "мостовские" СМИ только играют на руку Березовскому, существенно преувеличивая степень его влияния.)

Правда, при изобличении конкурента Березовский подчас излишне усердствует, допуская порой такие вещи, от которых у иностранцев волосы встают дыбом. Во всяком случае, еще парочка материалов, подобных тому, в котором анализировалось гражданство Гусинского, и о проекте "ОРТ+" Борис Абрамович может забыть.

Еще по теме