Top.Mail.Ru
архив

Монстры уходят в небо

В небе над США и Западной Европой скоро появятся летающие объекты размером с морской паром. Конструкторы интенсивно занимаются разработкой и строительством нового поколения дирижаблей грузоподъемностью от 110 до 1400 тонн. Помимо США и стран ЕС дирижаблестроение возрождается в Канаде и Японии.

 

Полузабытое старое

К идее возобновить строительство дирижаблей пришли одновременно в Европе и США. Европа отказалась от строительства этих летательных аппаратов перед второй мировой войной. Что же касается США, то здесь интерес к дирижаблям окончательно не угасал никогда. Во время войны с фашистской Германией американцы использовали дирижабли в качестве воздушного конвоя для проводки своих караванов через Атлантику. Дирижабли успешно вели наблюдение за вражескими судами и подводными лодками. После войны у США осталась целая армада воздушных тихоходов в количестве 170 единиц. Вплоть до 50-х годов ХХ века американцы строили новые цеппелины. Эти воздушные корабли, оснащенные радарами, несли патрульную службу.

Сейчас в США и Канаде дирижабли начинают использовать для транспортировки грузов в условиях бездорожья, горной местности и за Полярным кругом: дирижаблям не нужны аэропорты, они могут подниматься  и садиться где угодно. Дирижабли применяются для установки и обслуживания буровых платформ, а также при аварийно-спасательных работах.

Средняя коммерческая скорость современного транспортного дирижабля составляет 100 км/ч, а общая стоимость перевозки по воздуху на 20% ниже, чем транспортировка того же груза по земле. Для сравнения: средняя скорость при обычной смешанной системе транспортировки с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза составляет 8 – 10 км/ч.

По расчетам немецкой CargoLifter, активно занимающейся сейчас строительством транспортных дирижаблей, к 2015 году эти воздушные суда будут перевозить по всему миру примерно 3 млн тонн грузов. Только потребности европейского рынка составят порядка 200 дирижаблей. Возможно, эта цифра будет еще больше, если учесть, что из 55 млн тонн грузов, приходящихся на мировой рынок воздушных перевозок, около 30 млн тонн представляют собой те, которые помещаются только в самые крупные транспортные самолеты.

CargoLifter намерена ежемесячно выпускать по четыре дирижабля и самостоятельно удовлетворять потребности рынка. У компании уже есть потенциальные заказчики на перевозку грузов, среди которых европейские Siemens и ABB, а также японская Mitsui. Siemens и ABB уже финансируют строительство летательных аппаратов – они хотят иметь собственный транспорт с более высокой скоростью доставки грузов, чем при морских перевозках. Большой интерес к новому транспортному средству проявили и в нефтедобывающих странах Ближнего Востока.

А в Великобритании разработана новая технология обеспечения связи с использованием дирижаблей, способная заменить собой спутники и антенны сотовой связи. Гигантский дирижабль длиной около 200 метров зависает в стратосфере на высоте 18 км над заданной точкой. На стратостате размещаются ретрансляторы мобильной телефонной связи, Интернета, цифрового телевидения и радио. Энергия на воздушный корабль подается с земли остронаправленным пучком коротких волн. 19 таких дирижаблей могут обеспечить связью всю Великобританию, заменив 4 тыс. антенн мобильной связи. Первый полет прототипа такого дирижабля, названного StratSat, размером в 1/10 натуральной величины, состоялся в июле. В проект уже вложено около $20 млн, но чтобы начать производство и построить два экспериментальных экземпляра (это планируется сделать к середине 2003 года), необходимы $280 млн.

Первое разрешение на коммерческую эксплуатацию дирижаблей в Германии получила местная воздухоплавательная компания Deutsche Zeppelin Reederei. Она, правда, не перевозит грузы – принадлежащий компании дирижабль используется для воздушных экскурсий над озером Констанцзее на границе с Францией и Швейцарией.

 

От Приштины до Кабула

В связи с ухудшением политической обстановки в мире резко повышаются ставки дирижаблей и в военной сфере. Американские пограничники уже имеют опыт применения дирижаблей – эти летательные аппараты используются для наблюдения за южными сухопутными границами США, за побережьем Мексиканского залива и Багамскими островами. Теперь дирижабли могут найти применение и в «горячих» точках. Так, привязной аэростат объемом до 700 кубометров может поднимать в воздух радары и телекамеры, которые в состоянии обнаруживать в радиусе 150 км самолеты и вертолеты, летящие на малых высотах, а также корабли малого водоизмещения.

Более крупные аэростаты, несущие радиолокационные станции, могут обнаружить с высоты 3 – 4 км даже одинокого путника, не говоря уже о боевом отряде. Авиация для подобных целей годится не всегда – полеты на малых высотах невозможны в плохую погоду. Кроме того, разведывательные полеты на небольшой высоте невозможны в горах, а между тем боевые операции в гористой местности требуют круглосуточного наблюдения за театром военных действий. Дирижабли как раз и могут обеспечить воздушную разведку в любых погодных условиях и независимо от рельефа местности.

Командование воздушно-космической обороны североамериканского континента (NORAD) изучает перспективы применения дирижаблей для раннего оповещения о летящих на малой высоте объектах – в том числе и о крылатых ракетах. В 2002 году командование NORAD намерено начать использовать в подобных целях два дирижабля – они смогут обнаружить объект на расстоянии до 740 км. Всего же NORAD предполагает использовать 15 дирижаблей.

Другие аспекты использования дирижаблей военными в горах связаны с обеспечением связи, транспортировки войск и корректировки действий артиллерии. Дирижабли связи позволят даже в гористой местности обеспечивать устойчивую радиосвязь, а транспортные аэростаты могут высадить десант в любую погоду и в любой, даже сильно пересеченной, местности. При помощи аэростатов-корректировщиков можно с минимальным риском осуществлять корректировку артиллерийского огня в горах. Подобные технические возможности дирижаблей очень интересуют военных, планирующих операции в Афганистане.

Дирижабли находят применение и при проведении операций по разминированию. Англичане уже использовали эти летательные аппараты, оснащенные инфракрасными и электромагнитными датчиками в сочетании с видеокамерами, для обнаружения мин в металлических и пластиковых корпусах в Косове.

 

«Летающий кран» для Нью-Йорка

В эти дни в небольшом городке Бранде под Берлином на пустующей территории бывшей советской военной базы началось создание первого в послевоенной Германии коммерческого дирижабля. В этих целях фирма CargoLifter соорудила огромный ангар площадью в 66 тыс. кв. м. Ангар рассчитан на одновременное размещение двух дирижаблей длиной 242 м и диаметром 61 м.

Основным производственным элементом в таком ангаре является самый большой в мире раскроечный стол (его длина – 262 м, а ширина – 4 м). На нем из синтетической ткани раскраиваются воздушные баллоны для дирижаблей. Конечно, «воздушными» их называют скорее по традиции. Современные дирижабли заполняются негорючим газом гелием.

Первый дирижабль, сооружаемый сейчас на верфи, будет иметь 360 м в длину, 210 м в ширину, а его высота составит 107 м. Через два года дирижабль сможет подняться в воздух. Глава CargoLifter Карл фон Габленц называет свое детище «летающим краном» и предлагает использовать его на работах по расчистке развалин нью-йоркского WTС, которые, по его мнению, продлятся несколько лет.

Главная проблема для CargoLifter – это вопросы финансирования.

Проект, начатый в 1996 году, уже обошелся фирме в 270 млн евро. Весной акции CargoLifter появились на бирже, и к сегодняшнему дню у компании уже 65 тыс. акционеров.

 

Вслед за овцой, уткой и петухом

Воздухоплавание ведет свою историю с 1783 года, когда братья Жозеф и Жак Монгольфье отправили в полет воздушный шар с «пассажирами», роль которых исполнили овца, утка и петух. Полет продолжался восемь минут.

Главная проблема воздушных шаров как средств передвижения состояла в том, что ими управлял ветер, а не человек. Эту проблему в 1852 году решил Анри Жиффар. Он изменил форму оболочки с шарообразной на сигарообразную и установил в гондоле небольшую паровую машину, вращающую винт.

В 1898 году Фердинанд фон Цеппелин сконструировал дирижабль с каркасом из легкого металла. Эта конструкция дирижаблей стала классической, а фамилией изобретателя стали именовать сам тип воздушного судна. Цеппелины использовались в первой половине ХХ века для перевозки пассажиров на трансатлантических маршрутах. Дирижабль «Граф Цеппелин», к примеру, совершил 144 трансатлантических рейса.

Полеты пассажирских дирижаблей через Атлантику прекратились после катастрофы, которую в мае 1937 года потерпел дирижабль «Гинденбург». Этот цеппелин длиной 253 м и диаметром 41 м имел 4 дизельных двигателя и мог перевозить груз весом 90 тонн на расстояние 12 тыс. км. «Гинденбург» сгорел при посадке в Нью-Йорке, в аварии погибли 36 человек.

Еще по теме