Top.Mail.Ru
бизнес

На стройку — на каблуках

Фото: пресс-служба «А-100 девелопмент» Фото: пресс-служба «А-100 девелопмент»

Группа компаний «А-100 девелопмент» — бизнес почти с 30-летней историей. Все началось со строительства АЗС, однако вскоре группа сосредоточилась на недвижимости и стала крупнейшим застройщиком Белоруссии. Светлана Шевлик возглавила девелоперскую компанию, когда ей еще не было 30 лет, и признается, что, несмотря на предрассудки, ходит на стройку на каблуках. Как от мечты посвятить жизнь балету она дошла до поста CEO застройщика, а также о борьбе со стереотипами в «мужской» отрасли Светлана рассказала в интервью журналу «Компания» в рамках проекта «Бизнес по-женски».

Вы уже больше 10 лет находитесь у руля строительной компании. Расскажите, как к вам пришло желание работать в этой сфере?

— Желания работать на стройках как такового у меня никогда не было, но цель стать руководителем компании была. Я бы сказала, что к посту CEO меня привела цепочка событий, где-то — случайных, а где-то — моих целенаправленных действий. Начиналось все достаточно просто: 16 лет назад я пришла в «А-100» на позицию секретаря. Тогда это был не девелоперский бизнес, а сеть автозаправочных станций. Постепенно я переходила с позиции на позицию — сначала в отдел корпоративных продаж, затем стала руководителем отдела.

Позже мы начали развивать девелоперское направление: сначала строили АЗС, а затем занялись строительством коммерческой и жилой недвижимости. В этот момент я стала помощником руководителя. Здесь я уже была не секретарем, а решала разные задачи, например занималась землеустроительными и регистрационными вопросами. Позже я перешла в управление продаж, начала заниматься маркетингом, стала коммерческим директором и только после этого — директором девелоперской компании. Так что не могу сказать, что у меня была мечта работать в строительстве, просто по ходу карьеры передо мной возникали возможности, а я была к ним открыта.

В детстве вы могли бы представить, что жизнь занесет вас на стройку?

— Точно нет, хотя, наверное, я должна была это предвидеть — работа моего папы как раз была связана со стройкой. Я же в детстве мечтала о балете, однако в семье мою мечту стать балериной никто не оценил. С одной стороны, родители видели в этом что-то несерьезное, а с другой — физически сложное, поэтому мне не разрешили заняться балетом ни в начальной школе, ни после девятого класса, когда я хотела поступить в танцевальное училище.

Тем не менее я занималась танцами все детство и юность, а параллельно училась в музыкальной школе. Я уверена, что этот опыт помогает мне сегодня смотреть на мир и воспринимать его по-другому. Танцы и музыка стали базисом для того, чтобы моя девелоперская деятельность наполнялась эмоциями, чувствами и была более человечной. Плюс во многом мое танцевальное и музыкальное прошлое воспитали во мне усидчивость, усердность и целеустремленность.

Группа компаний «А-100 девеломпент» — крупнейший застройщик жилой и коммерческой недвижимости в Белоруссии. Свою историю компания ведет с 1994 года. Поначалу «А-100» занималась заправками, и только в 2001-м вышла на рынок недвижимости. Помимо девелопмента, компания развивает еще два направления: эксплуатацию и управление недвижимостью (т. е. обслуживание построенных объектов), а также производство изделий для строительства домов (для этого группа недавно купила завод сборного железобетона).

За 11 лет, рассказывает Светлана, объемы строительства «А-100 девеломпент» выросли в десятки раз, а штат застройщика увеличился с 60 до порядка 600 человек. Сегодня «А-100 девелопмент» сдано в эксплуатацию более ​500 тысяч кв.м. жилой недвижимости. Портфель объектов коммерческой недвижимости насчитывает более 60 000 кв.м. Среди крупных проектов застройщика — жилые районы «Новая Боровая», «Пирс», «Зеленая гавань» и жилой квартал DEPO, строящийся в самом сердце Минска. Завод компании поставляет продукцию партнерам внутри страны, а также за рубеж, в том числе в Литву, Латвию, Великобританию и Швецию.

прочитать весь текст
Какой период вашей карьеры был для вас самым сложным? Наверняка, на посту CEO вы чувствуете себя спокойнее, чем раньше…

— Работа на разных позициях — это разные периоды со своими сложностями. Если взять меня 11 лет назад, когда мне было 26 лет и я стала директором, то в том состоянии я бы не смогла решать те задачи, которые стоят перед компанией сейчас.

Наверное, самым тяжелым для меня был первый год руководства. Тогда я сказала себе: «Если ты переживешь этот год, то дальше справишься уже с чем угодно». Тогда я столкнулась не только с массой новых задач, но и с не верой людей в то, что девушка в таком возрасте может управлять компанией, тем более строительной. А когда ты находишься в такой агрессивной среде, где все вокруг не помогает тебе, а скорее старается помешать, это сложно эмоционально и физически. Кроме того, в этот момент большую часть своего времени ты посвящаешь работе и исключаешь другие сферы из своей жизни, потому что в сутках ограниченное количество часов, да и после работы у тебя не остается сил уже ни на что.

Вы сказали, что поначалу в вас многие не верили. Где это ощущалось — в отрасли или внутри коллектива?

— В частности, это ощущалось в компании. Когда сотрудник вдвое старше тебя, он не очень понимает, почему должен тебе подчиняться. Даже если об этом не говорят тебе в лицо, ты это знаешь. Недоверие чувствовалось и при общении с партнерами, которые не воспринимают тебя всерьез и не очень понимают, как с тобой взаимодействовать.

Я помню свое первое совещание на стройке, когда мы строили торговый центр. Тогда собрались генподрядчики, субподрядчики, и все руководители компаний были, во-первых, мужчинами, а во-вторых, матерыми управленцами в возрасте от 40 лет. И тут на стройку приезжает молодая красивая девушка на каблуках. Они не очень понимали даже, как со мной общаться, потому что если между собой можно использовать сильное словцо, то со мной говорить нужно по-другому.

За те годы, что вы возглавляете компанию, вы заметили сдвиги в отношении к женщинам в строительстве?

— Ко мне, конечно, отношение поменялось. Никто больше не воспринимает ни меня, ни нашу компанию несерьезно и «по-девчачьи», а у нас достаточно много женщин в управлении. Все понимают, что мы делаем бизнес серьезно и иногда даже очень жестко. Мне хочется верить, что наш пример хотя бы немного меняет отношение людей к женщинам в управлении, хотя в нашей отрасли их все еще немного — судя по моему опыту, где-то 2%. Поэтому я очень радуюсь, когда появляются поставщики или субподрядчики, где бизнесом руководит женщина. Иногда мне даже хочется отдать таким компаниям приоритет.

Я не хочу сказать, что женщина лучше работает в строительной сфере, но она по-другому относится к задачам, чуть более скрупулезно. Даже на отделку здания мужчина и женщина смотрят по-разному: мужчине достаточно просто оштукатуренной стены, а женщина будет видеть каждый изъян и требовать, чтобы все было сделано не просто по нормам допуска, но еще эстетично и аккуратно.

В «А-100» среди топ-менеджеров преобладают женщины. Это ваша заслуга?

— Если смотреть на всех сотрудников, то количество мужчин и женщин у нас практически равное, но если мы говорим о топ-менеджерах, то женщин действительно больше. Я бы сказала, что так коллектив сформировался сам собой. Я задаю определенные требования, темп и ритм работы, и мне кажется, что не все мужчины готовы двигаться в таком ритме, вовлекаясь на 200%. Каждый наш топ-менеджер — это играющий тренер, но большинство мужчин, заняв позицию топ-менеджера, по моему опыту, начинают считать себя большими начальниками и перестают уделять внимание деталям.

В «А-100» мы пытаемся рушить стереотипы строительной сферы, строить рабочий процесс по-новому, и часто, когда мужчина с большим опытом приходит в нашу компанию, он теряется. На мой взгляд, когда речь идет о ситуациях, где нужно сделать что-то с нуля и по-новому, женщины оказываются более терпеливыми, а для мужчины-руководителя куда важнее быстрый результат.

Опишите свой обычный рабочий день. Несколько лет назад вы рассказывали, что живете в бешеном ритме и спите всего по три-пять часов в день!

— Конкретно сейчас я живу достаточно напряженно. Кроме того, что я управляю всей компанией, я взяла на себя операционное управление на нашем заводе — пока что там нет директора, и эту функцию выполняю я. В 6:30 или 7 часов утра я уже на заводе, поэтому встаю я не позже 5 часов. Потом я приезжаю на завод, и тут начинается серия совещаний, встреч, планирование стратегий, а параллельно я решаю задачи как руководитель всей группы.

Пока у меня нет возможности заниматься спортом с утра, поэтому я перенесла его на вечер. В это время я занимаюсь йогой, иногда пробежкой, дома у меня стоит велотренажер. Но в более спокойные периоды жизни я выделяю себе час на спорт утром, тогда я могу позаниматься, помедитировать и порефлексировать. Я обожаю это время, потому что оно только мое.

Спорт для вас — своеобразное лекарство от стресса?

— У меня есть несколько вещей, которые здорово мне помогают. Первая — это здоровое питание, которое позволяет выглядеть и чувствовать себя хорошо. Вторая — это спорт и активность. На это иногда не хватает времени, но если взять за правило уделять этому хотя бы 15 минут в день, то даже если ты устал, в процессе занятия начнешь заряжаться. В-третьих, нужно понимать, что, кроме миллиона задач, есть еще другая жизнь, и если ты себя в ней ограничиваешь, то сам отрезаешь у себя кусок энергии, которую можешь из нее получить. Например, из путешествий — ведь новые инсайты приходят к тебе, только когда ты попадаешь в новую среду. А когда ты как белка в колесе бесконечно решаешь какие-то задачи, то забываешь остановиться, поднять голову и подумать — а что нового я могу сделать в этом мире.

Хобби — это тоже очень важно. В последние полтора года я воплотила в жизнь то, о чем мечтала давно, — занялась кондитерским искусством. Я прошла обучение в кондитерской школе, и для меня это дело стало тем, что позволяет мне расслабиться и войти в дзен. Такие вещи обязательно должны быть в жизни. Многие говорят: «У меня нет времени ни на что, кроме работы». На мой взгляд, времени у людей нет, только когда они ничего не планируют, а если распланировать свой день, время появляется на все: и на хобби, и на спорт, и на обучение.

Светлана ШевликФото: пресс-служба «А-100 девелопмент»
В промежутках между рабочими задачами вы успеваете учиться?

— Да, я считаю это крайне важным. Задумайтесь, пока мы с вами разговариваем, в мире появились терабайты новой информации и вещи, о которых мы в ближайшее время можем и не услышать. Поэтому я не понимаю, как в этом мире можно быть осведомленным и делать что-то новое, если ты не находишься в постоянном процессе развития.

В этом году я закончила лидерскую программу «Сколково FLOW». Это программа для женщин-лидеров, и для меня это стало очень интересным опытом. Обучение позволило мне понять вещи, о которых я раньше просто не задумывалась.

Вы упомянули свой интерес к кондитерскому искусству, хотя раньше говорили, что готовка и создание уюта дома — это не про вас. За последние годы что-то поменялось?

— В душе я кондитер, это для меня настоящая отдушина, но готовка — это по-прежнему не для меня. Я не готовлю обычную еду, меня это не привлекает. Про уют в доме… Теперь я бы сказала, что это важно. Вообще, за последние несколько лет я позволила себе быть чуть больше женщиной. Те ограничения, которые наложила на меня отрасль, сложности, через которые приходилось проходить, все время доказывая мужчинам, что я достойна находиться с ними на одном уровне, в какой-то момент убрали из меня женскую энергетику. В последние несколько лет я пыталась это в себе вернуть. Наверное, это и проявляется в том, что теперь мне нравится готовить десерты. И в работе мне важно, чтобы не только выполнялись задачи, но и атмосфера, и среда, в которых люди работают, были комфортными.

Вы сказали, что самым сложным для вас был первый год в кресле CEO. Тогда вам пришлось на время забыть о нерабочих аспектах своей жизни. Сейчас вы можете сказать, что вам удается совмещать карьеру с жизнью вне работы?

— Сейчас — да. Без зазрения совести, не стесняясь, скажу, что довольна тем, как мне удается балансировать между работой, семьей, отдыхом, развитием и своими желаниями и мечтами. Это не значит, что у меня 100-процентный баланс, мне нравится концепция поиска баланса в дисбалансе. В определенные моменты жизни нужно больше времени уделять работе, когда-то — семье, а когда-то — учебе. Теперь я осознаю, что сейчас у меня, например, время, когда я должна больше работать, и благодаря этой осознанности я не несу за собой ощущение несчастья.

Балансом в дисбалансе я сейчас удовлетворена. Понятно, что это бесконечный процесс отладки и настройки, но мне нравится то, что сейчас происходит в моей жизни: когда есть бесконечное количество задач и в то же время возможность реализовывать себя в каких-то других областях своей жизни.


Блиц-опрос

Закончить нашу беседу хотелось бы небольшим блицем, касающимся стереотипов о женском предпринимательстве. Согласны ли вы с этими высказываниями:

1. Мужчины не склонны воспринимать женщину как делового партнера или начальника
— Не склонны, в случае если женщина кокетничает, заигрывает и дает мужчине сигнал не воспринимать ее серьезно. Если женщина профессионал и четко понимает, какую задачу и как решать, занимает позицию серьезного партнера и руководителя, то никаких проблем я здесь не вижу. У меня много женщин-руководителей в подчинении и достаточно мужчин, которые воспринимают меня как CEO. То же самое с акционерами (недавно я стала миноритарным акционером компании). Они воспринимают меня как партнера, потому что я даю правильные сигналы. Так что все зависит от женщины и от того посыла, который она дает.

2. Женщины часто сталкиваются со «стеклянным потолком» в карьере.
— Здесь я, наверное, соглашусь. Женщинам гораздо сложнее пробить этот потолок, потому что, как бы мы ни делали вид, что у нас с мужчинами равные права и возможности, на мой взгляд, ограничения все еще есть. При равных компетенциях вероятность того, что по карьерной лестнице продвинется именно женщина, гораздо ниже. Поэтому сегодня, чтобы получить те возможности, что получает мужчина, женщине нужно быть на порядок лучше. 

3. Есть сферы, в которых женщины в среднем успешнее мужчин.
— Не согласна. Есть, конечно, сферы, в которых преобладают женщины (например, салоны красоты или флористика), и только поэтому успешных женщин там больше. Если бы количество мужчин и женщин в этих сферах было равным, далеко не факт, что женщины были бы в них успешнее. Все-таки успех компании зависит не от пола руководителя, а от его профессионализма, команды, стратегии и видения того, как делать бизнес.

4. Женщина с детьми не может строить карьеру и одновременно быть хорошей матерью.
— В это я вообще не верю. Для меня это ярлык, который навесили на матерей. Вернусь к программе «Сколково Flow»: количество женщин, которые обучались там, имея троих и более детей, просто невероятное, и они успешно ведут бизнес. Я просто увидела это своими глазами и смотрю на таких женщин с восторгом и вдохновением.
На мой взгляд, все зависит от желания, возможностей и понимания, чего ты хочешь. Если женщина ставит перед собой цель быть успешной в бизнесе, она научится распределять время между всеми областями своей жизни. 

И напоследок: что бы вы посоветовали женщинам, которые хотят стать CEO или создать свой бизнес сегодня?
— Верить в себя. У женщин чаще в голове сидит синдром самозванца. Они думают, что недостаточно хороши, что им надо еще подучиться или что у них ничего не получится. Нужно ставить перед собой цель, несмотря ни на что к ней идти и ни в коем случае не слушать людей, которые говорят: «Да ты же женщина, у тебя ничего не получится, сколько еще было таких, как ты!» С такими комментариями мы сталкиваемся очень часто, они очень сказываются на самооценке. Поэтому я считаю, что женщинам крайне важно верить в себя и не сомневаться, что у них все получится.

Еще по теме