Top.Mail.Ru
архив

Не пей, братец, козленочком станешь

Мир раскололся надвое: США и развивающиеся страны выступают в поддержку трансгенных продуктов, Европа и Япония – против. Procter & Gamble, не успевшая подстроиться под ужесточение японского законодательства, понесла большие убытки, отозвав партию чипсов Pringles, в состав которых входили модифицированные продукты. Россия свое отношение к проблеме не определила.

По странам «третьего мира» бродит призрак голода. Мировой продовольственный рынок отреагировал на это возникновением нового сегмента. Чтобы накормить население земли, сегодня необходимо 5 млрд тонн продуктов в год. Но уже завтра этого количества продовольствия будет недостаточно.

GMO – яровые & озимые Численность населения в развивающихся странах растет невиданными темпами. Например, в Азии народонаселение за последние 40 лет удвоилось, достигнув отметки 3,5 млрд человек. Для решения глобальной продовольственной проблемы необходимо увеличивать эффективность сельского хозяйства, в том числе и при помощи генных технологий. По словам лауреата Нобелевской премии мира, руководителя Международной сельскохозяйственной программы-2000 для стран Экваториальной Африки Нормана Борлоуга, почти все продукты питания представляют собой результат естественных мутаций и генетической трансформации. Даже привычную пшеницу можно считать трансгенным продуктом. В мире уже 10 – 15 лет выращиваются генетически измененные соя, кукуруза, картофель и хлопчатник. Так, 100% сои, производимой в Аргентине, – генетически модифицированные сорта. В США этот процент несколько меньше, но все же перевалил в 2000 году за отметку 54% – против 46% в 1999 году. На поприще GMO преуспели компании Monsanto (подразделение корпорации Pharmacia, монстр с миллиардным оборотом) DuPont, Syngenta и многие другие. В свою очередь, их эксперименты поддержали такие компании, как Coca-Cola, Kellogg, Procter&Gamble. Они использовали модифицированные продукты практически сразу, как только эти продукты появились на рынке. Ученые подвергают растения генной трансформации, для того чтобы повысить их урожайность, устойчивость к вредителям и плохим погодным условиям. 2001 год, к примеру, был не очень благоприятным для выращивания подсолнечника в России. «Можно утверждать, что хорошие урожаи подсолнечника в этом году получил тот, кто использовал модифицированные семена», – говорит директор по информации агрохолдинга «Юг Руси» Сергей Иваненко. В этом году в России будет произведено огромное количество зерна – до 75 млн тонн, и неизвестно, есть ли в этом объеме генетически измененные организмы (GMO).

Бедным и обездоленным Горячим сторонником GMO является ООН, а точнее, ее подразделение – Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО). Свыше 800 млн человек на земле постоянно голодают или недоедают. «Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы преимущества биотехнологий стали достоянием всех людей, включая бедных и обездоленных», – считает генеральный директор ФАО д-р Жак Диуф. Однако даже ярые сторонники биотехнологий вынуждены считаться с общественным мнением и признавать необходимость проведения тщательных исследований. По мнению руководителя российского отделения Greenpeace Ивана Блокова, говорить об абсолютной безвредности GMO для человека и для окружающей среды пока просто нельзя: ведь с момента их появления прошло всего 10 – 15 лет, а последствия употребления генетически измененных продуктов могут проявиться и позже. В компаниях, занимающихся генными технологиями, считают, что экологи сгущают краски. По словам менеджера по науке московского офиса Monsanto Алексея Конова, чтобы отравиться модифицированным картофелем, ядовитым для колорадского жука, надо есть не клубни, а листья или плоды картофеля. «Так что если кто и рискует отравиться трансгенным картофелем, то это колорадский жук, а не человек», – иронизирует Алексей.

Европа не доверяет американским мичуринцам В Monsanto официально утверждают, что их продукция полностью безопасна. Тем не менее в Европе в 90-х годах началась кампания против GMO. «В Америке такие продукты покупали для поддержки своего производителя. Кроме того, в США потребители доверяют качеству продуктов, которые продаются в магазинах», – говорит Алексей Конов. В США разрешены и эксперименты в области GMO, и свободная продажа трансгенных продуктов. В Европе же иная ситуация – здесь общественное мнение не расположено к генным экспериментам. Кроме того, серьезным препятствием на пути GMO в Европу стали мощные европейские химические компании – такие, как BASF. Модифицированные сорта растений требуют гораздо меньше химии, чем обычные сельскохозяйственные культуры, поэтому химические концерны увидели в GMO угрозу собственному бизнесу. На антиамериканских настроениях играет и европейское сельскохозяйственное лобби. В итоге к 2003 году в Европе вся продукция, которая содержит более 1% GMO, должна будет маркироваться в обязательном порядке. В Японии же трансгенные продукты просто запретили. Недавно там были сняты с продажи 800 тыс. банок чипсов Pringles производства Procter & Gamble: выяснилось, что в продукте были генетически модифицированные компоненты. Теперь операторы продуктового рынка вынуждены осторожничать. McDonald’s негромко, но твердо советует своим поставщикам по всему миру отказаться от применения модифицированных сортов. В Nestle отношение к проблеме сформулировали обтекаемо: «Компания понимает потенциальный вклад генной технологии в улучшение качества и пищевой ценности продуктов питания. Мы поддерживаем научно обоснованное и ответственное использование генной технологии в производстве продуктов питания. Nestle строго соблюдает все законы, в том числе и требования по маркировке данной продукции».

«Особый путь» России У нас, как обычно, свой путь – не американский, не японский и не европейский. В московском представительстве Monsanto считают, что в России одно из самых жестких законодательств в области генной инженерии и биотехнологий. Но одновременно это и один из самых либеральных в мире законов о маркировке. Согласно итогам опроса на сайте ntr.ru, проведенного в начале сентября, 37% опрошенных россиян категорически отказались бы покупать продукты из генетически модифицированных растений. Лишь около 20% опрошенных готовы употреблять такие продукты в пищу. Алексей Конов утверждает, что в России уже есть посевы GMO. По данным Greenpeace, поставки семенного материала могли проходить через Грузию либо Украину. Российские операторы продуктового рынка относятся к GMO преимущественно отрицательно. В ростовском агрохолдинге «Юг Руси» (специализируется на оптовых поставках зерна, масла и масличных культур) говорят, что не решаются использовать генетически модифицированные растения. «У нас есть собственный семенной фонд. Кроме того, неизвестно, как это отразится на конечной продукции, а мы занимаемся производством полного цикла», – говорит Сергей Иваненко. По мнению Иваненко, несмотря на негативное общественное отношение, в России вполне возможно выращивание GMO. Главными «подозреваемыми», на его взгляд, являются фермеры. «Мы допускаем, что многие фермеры уже выращивают модифицированные растения, не афишируя этого», – говорит Сергей. Агрофирма «Белая дача» категорически отрицает саму возможность выращивания таких продуктов. В компании крайне настороженно относятся к GMO, однако не скрывают того, что ведут мониторинг экспериментов в этой области. В «Росинтере» считают, что недобросовестные фирмы стараются обходить распоряжения о маркировке и регистрации таких продуктов. Если у подобных компаний будет возможность скрыть факт использования GMO, они не преминут ею воспользоваться. По мнению заведующей отделом закупок «Росинтера» Натальи Герасимовой, в добросовестных фирмах подобных фактов скрывать не будут: в случае выявления фальсификации компания может потерять «лицо». В ТД «Перекресток» полагают, что торговая сеть должна продавать то, что пользуется спросом, оставляя окончательный выбор за клиентом. Заключая договоры на поставку продукции, «Перекресток» требует от поставщиков предъявления сертификатов на сырье, из которого произведены продукты. В Nestle выразились еще более категорично. «Nestlе не производит в России и не импортирует в страну продукты, содержащие генетически модифицированные компоненты», – утверждает менеджер Кристина Минина. По словам руководства российского офиса P&G, все чипсы Pringles, продающиеся в России, поступают с завода в Бельгии, который не использует генетически модифицированных компонентов. «Мы сожалеем об инциденте в Японии. Там изменилось законодательство, и мы не успели вовремя на него отреагировать. То, что приемлемо для США, Канады и других стран, идет вразрез с новыми требованиями японского законодательства», – заявили в Procter & Gamble. Сумму убытков, вызванных отзывом чипсов Pringles, в компании не разглашают. ПЗ В инстанциях «чешут репу» Интересно, что многие российские производители придумывают свои собственные значки, извещающие покупателя о том, что при изготовлении данного продукта не было использовано никаких генетически измененных культур. Но подобных значков может не быть вовсе. В России подобная маркировка носит сугубо рекомендательный характер, так что в любом крупном магазине есть продукты, изготовленные из GMO. Магазин имеет право ставить на полки товар, имеющий сертификат агентства «Ростест», однако в сертификате необязательно указывать наличие GMO. Коммерческий директор «Перекрестка» Евгений Лукьяненко признает, что в магазинах сети продаются продукты, содержащие генетически модифицированные компоненты. По его словам, в основном это соевые продукты. «Некоторые покупатели делают осознанный выбор в пользу именно этих продуктов, считая, что такая диета поможет им избавиться от лишних калорий. Другие GMO категорически не приемлют», – говорит Евгений Лукьяненко. В сети ресторанов «Ростик’с» утверждают, что относятся к GMO так же, как и российские официальные органы. Добавляя при этом, что сегодня у официальных органов РФ ясного отношения к GMO нет. В этих условиях трудно понять, есть ли рынок GMO в России, а если есть, то каковы правила игры на этом рынке. В реестре генетически модифицированной продукции, зарегистрированной Институтом питания РАМН, можно найти различные добавки и растения. Однако встречаются и готовые продукты – такие, как «Мороженое соевое «Сойка-1» трех видов, – содержащее «ингредиенты, полученные из бобов генетически модифицированной сои линии 40-3-2 фирмы «Монсанто Ко», США». Это мороженое зарегистрировано московской компанией «Интер-Соя». Кроме того, в списке присутствуют биологические добавки и напитки для спортсменов – например, «Айронмэн-Турбо-Протеин» производства ООО «АРТ Современные научные технологии» и напиток Cell Max производства фирмы Scitec Nutrition, США. Эти продукты зарегистрированы. Но нелишне вспомнить, что, по данным Минсельхоза, 97% картофеля в России произрастает в частных хозяйствах, проконтролировать которые совершенно невозможно. Кто на самом деле скрывается под псевдонимами «Невский», «Удача» или «Тамбовская рассыпчатая» – одному Богу известно.

Еще по теме

архив
Давление на ось
2001 год войдет в историю Microsoft как время больших успехов. Во-первых, ослаблено судебное давление на компанию. Во-вторых, Microsoft вышла за пределы сектора ПК – разработанное ею программное обеспечение успешно теснит конкурентов на таких перспективных секторах рынка, как карманные компьютеры, мобильные телефоны и игровые приставки. Третье радостное событие 2001 года известно лишь узкому кругу специалистов, хотя по значимости его можно поставить на первое место: IBM полностью прекратила развитие операционной системы OS/2, которая некогда была грозным конкурентом Windows. Linux так и не стала по-настоящему массовой операционной системой, и закрытие в этих условиях проекта OS/2 означает, что в обозримом будущем Microsoft сохранит монопольное положение на рынке программного обеспечения для настольных систем.
Давление на ось