Top.Mail.Ru
архив

Ненавистные миллионеры

Николай Львович Толоконников, полковник в отставке, а ныне гендиректор авиакомпании "Небесный альянс", узнал о своей принадлежности к купеческой династии Рябушинских от матери. Его отец скрывал от него происхождение до самой смерти. Перечитав некоторые книги Владимира Ульянова, Николай понял, почему отец молчал.

Жадность сгубила

Даже в наши дни фамилия Рябушинских вызывает у многих далеко не однозначную реакцию. Дело в том, что еще в начале века после знаменитого высказывания Павла Рябушинского о том, что "необходимо задушить костлявою рукою голода революцию и весь пролетариат", Рябушинские были признаны одними из злейших врагов советской власти. Только позже выяснилось, что это высказывание не что иное, как фраза, вырванная из общего контекста. Но даже после этого привитая годами враждебность к Рябушинским не исчезла, а продолжала длиться еще на протяжении многих лет.

Известно, что представители и первого и второго поколений Рябушинских были текстильными магнатами. Именно они и заработали основной капитал всей династии. Уже на втором поколении к текстильному бизнесу прибавилось банковское дело, а некоторое время спустя - льняное и бумажное производства. Параллельно с фабричным делом Рябушинские занимались разведкой и добычей радия и нефти. Как оказалось, именно Павел Рябушинский (1871 - 1924) в свое время финансировал Владимира Вернадского, искавшего радий, а его брат Федор (1885 - 1910) на свои деньги организовал первые экспедиции на Камчатку и Дальний Восток.

Любопытно, что представители первого поколения оставили после себя состояние в 1 млн руб., после Рябушинских второго поколения осталось наследство в 2,5 млн руб., но уже каждый следующий представитель третьего поколения значительно приумножал семейные капиталы, указывая в своих завещаниях по пять и более миллионов рублей.

Семейное богатство наделяло Рябушинских такой независимостью, что до 1917 года они жили на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. К примеру, именно Рябушинские первыми привезли в Россию "заморское чудо" - автомобили, а в начале века они уже начали строительство автомобильного завода (ныне известного как "ЗИЛ").

Рябушинские настойчиво проникали в различные сферы жизни России. Особенно заметным было их участие в общественной деятельности, на что уходила львиная доля семейного бюджета. К примеру, Владимир Рябушинский в годы первой мировой войны прославился тем, что на собственные средства собрал целый отряд. За фронтовые заслуги он был награжден георгиевским крестом. Создание в своем поместье лазарета, в котором члены императорской семьи работали медсестрами, также дело рук семьи Рябушинских.

Вклад Рябушинских в развитие капитализма в России сравним со вкладом династии Фордов или Рокфеллеров в индустрию Америки.

Революция 1917 года практически разорила эту могущественную семью. После революции, забрав оставшуюся часть некогда огромных капиталов, Рябушинские были вынуждены эмигрировать за границу. Но за рубежом их поджидал очередной - и на этот раз окончательный - крах. После Великой депрессии Рябушинские лишились всего, что у них было. Позднее выяснилось, что в семейном банкротстве за границей был повинен один из братьев - Михаил Рябушинский. Именно он втянул все семейство в столь рисковые финансовые операции.

Дело в том, что задолго до 1929 года Михаил вложил в один из банков, которым он же и управлял, все капиталы Рябушинских. В первые же дни финансового кризиса братья договорились срочно изъять деньги из банка. Но Михаил пожадничал и оставил сбережения семьи в банке. Там они и сгинули. Впоследствии Михаил признал свою вину и просил у братьев прощения за то, что "погубил семью".

Из всех Рябушинских не пострадал только художник и издатель "Золотого руна" Николай Павлович Рябушинский - Николашка, как его называли в Москве. Его почему-то считали самым хитрым из братьев. Он, ни в чем себе не отказывая, промотал свою часть наследства еще до революции и, как выяснилось, оказался самым дальновидным: у остальных членов семьи большевики все равно изъяли капиталы. Кстати, знаменитая вилла Николая "Черный лебедь" и в настоящее украшает собой Петровский парк в Москве.

Не купцом, не меценатом, буду я простым солдатом

От династии Рябушинских практически не осталось наследников мужского пола. Две линии, которые продолжают некогда многочисленный род, носят уже совсем другие фамилии. На сегодняшний день в России сохранились только две родовые ветви: Толоконниковых и Князьковых.

Почти все потомки прославленной купеческой династии ушли в служивые люди. И в роду Толоконниковых, и в роду Князьковых несколько поколений делали военную карьеру. Лев Сергеевич Толоконников (род. в 1911г.), отец Николая Львовича, сорок пять лет жизни отдал Советской Армии, дослужившись до звания генерал-полковника. А дед Николая - Сергей в начале XX века был русским офицером и трагически погиб во время революции. Николай Львович пошел по стопам отца и деда и дослужился до полковника.

Николай Толоконников родился в Москве в 1951 году. Окончив Московскую военную академию химической защиты, он двадцать пять лет проработал в системе Министерства обороны. После отставки Николая его супруга Наталья Николаевна Толоконникова решила заняться бизнесом и организовала небольшую авиакомпанию "Небесный альянс". Очень скоро к этому бизнесу присоединился и Николай.

"Многочисленные командировки, в которых мы с Натальей провели большую часть нашей жизни, позволили нам накопить колоссальный опыт в сфере авиаперевозок. Компания, которой мы руководим, специализируется на организации бизнес-поездок для постоянного круга корпоративных клиентов", - рассказывает Николай Толоконников.

Его сыновья Алексей и Дмитрий пока не выбрали свою жизненную стезю. Алексей - студент пятого курса Московской юридической академии. В какой-то мере он повторил судьбу своего прадеда, который заканчивал Демидовский юридический лицей в Ярославле, а позже работал уездным членом ярославского окружного суда.

Вольные старообрядцы

В 1993 году Николай Толоконников решил всерьез заняться изучением собственного фамильного древа. Он начал "поиск корней", побывал во многих архивах. Ему удалось выяснить, что Рябушинские - это вовсе не родовая фамилия. Сначала этот род значился как Стекольщиковы. Основателем фамилии стал Михаил Яковлевич (1786 - 1858), который в 1802 году вместе с братом Артемием вошел в московское купечество. Братья зарегистрировались как купцы Рябушинские. В московский бизнес они пришли из Пафнутьевско-Боровского монастыря, который действует и по сей день под Обнинском. Известно, что вместе со своей сестрой туда была сослана боярыня Морозова, а на протяжении нескольких лет в XVII веке в монастыре жил в заточении знаменитый старообрядец протопоп Аввакум. Рябушинские и сами принадлежали к старообрядческой вере.

Наиболее ярким представителем второго поколения и главным создателем семейного богатства был Павел Рябушинский. Он был дважды женат, что для старообрядцев большая редкость. Кроме того, Павел прославился и своим шумным бракоразводным процессом. В этой истории большой загадкой осталась судьба его первой жены - внучки известного священника-старообрядца Ястребова. После развода сам Павел писал о себе: "Вдов по первому браку".

Разведясь и прожив определенное время холостяком, Павел Рябушинский решил женить своего младшего брата. Он отправился в Петербург, чтобы познакомиться с предполагаемой невестой, и... женился на ней сам. От этого брака родились шестнадцать детей, а вторая жена, которая была аж на тридцать лет моложе Павла, пережила его всего лишь на год.

Многие из купцов Рябушинских без особого пиетета относились к дворянскому званию. Тем не менее отдельным членам династии удалось стать потомственными дворянами. Среди них были дед и бабушка Николая Толоконникова.

Встреча на Эльбе

В 1994 году российским и иностранным потомкам Рябушинских наконец посчастливилось встретиться и познакомиться друг с другом. Все они собрались в подмосковном Железнодорожном по инициативе местной администрации. Дело в том, что рядом с городом, в селе Кучино, и по сей день продолжает существовать аэродинамическая лаборатория, которую в 1904 году организовал известный ученый член-корреспондент Французской академии наук Дмитрий Рябушинский при содействии своего друга и учителя, пионера русского авиастроения Николая Жуковского.

На этой встрече выяснилось, что после эмиграции Рябушинских многие из детей умерли от тифа, а из выживших иностранных продолжателей рода не все интересуются своими корнями. К примеру, в Америке проживает один из потомков Рябушинских - Майкл, или Михаил Рябушинский. Он не говорит по-русски и не хочет ничего знать о своих предках. В Калифорнии живет еще одна наследница - известная балерина Татьяна Рябушинская. Унаследовав танцевальный дар от матери, она училась в эмиграции у знаменитых Марии Кшесинской и Ольги Преображенской. Долгое время балерина была солисткой Ballet Russe de Monte Carlo. Сейчас Татьяна живет на своей вилле и занимается уходом за кошками. И на историческую родину пока не собирается.

Еще один потомок - внук Дмитрия Рябушинского Анатолий Кондратьев проживает в Нью-Йорке и не только прекрасно говорит по-русски, но и пытается, подобно Николаю Толоконникову, раскопать подробности биографии своих предков. Как выяснилось, за границу он попал благодаря матери, дочери Дмитрия Рябушинского, которая после революции эмигрировала в Париж и вышла замуж за русского офицера.

Позже мать Анатолия оставила его отца и вторично вышла замуж за бывшего супруга своей двоюродной сестры, по совместительству персидского дипломата. Чтобы их не путали, сестры поменяли одну букву в фамилии мужа: одна из них стала Пакрован, а другая - Пекрован.

Судьба эмигрировавших из России Рябушинских была гораздо счастливее жизни тех представителей купеческой династии, которые не смогли покинуть Родину. Может быть, благодаря бегству из России за границей продолжают жить те, кто и по сей день носит прославленную купеческую фамилию и в чьих жилах течет кровь одного из самых могучих семейных кланов.

Еще по теме