Top.Mail.Ru
архив

Неприличный диагноз

Цены на нефть и золотовалютные резервы бьют рекорд за рекордом, но российский экономический рост, похоже, на исходе. В сентябре промышленное производство выросло всего на 3,5% – это самый низкий показатель с декабря 2002 года. 

Перелом обозначился еще летом, однако он не успел повлиять на цифры за первое полугодие, в течение которого экономика выросла на 7,4%. Первый осенний месяц пробил в чиновничьем оптимизме по поводу удвоения ВВП мощную дыру, заделать которую будет крайне сложно. Во-первых, спад затронул уже 4 из 15 секторов экономики. Во-вторых, главными жертвами стагнации стали добывающие отрасли, которые обеспечивают наибольший вклад в общий объем промышленного производства. Темпы роста сокращаются в топливной промышленности, электроэнергетике, черной и цветной металлургии.

По мнению главного экономиста компании «Тройка-Диалог» Евгения Гавриленкова, ведущую роль в этом процессе сыграли несколько факторов, и прежде всего отсутствие у правительства внятной экономической политики. «Экономика получает очень противоречивые сигналы. С одной стороны, фактор ЮКОСа, усиление дирижистской риторики. Но если рассматривать проект бюджета на 2005 год, то там резкого роста расходов нет», – комментирует эксперт. Другой фактор – нестабильность в банковском секторе. Условия заимствования резко ухудшились. Третий фактор – сокращение денег в экономике.

В последние годы работала следующая схема: нефтяные доходы поступали в финансовую систему и перераспределялись, насыщая экономику ликвидностью, стимулируя инвестиционный и потребительский спрос. Благодаря потоку нефтяных денег решились проблемы неплатежей, бартера, бюджетного дефицита, была погашена значительная часть внешнего долга. Сейчас же изъятие средств через систему налогообложения привело к замедлению роста денежной массы. «Кровяное давление» в экономике ослабло. Впрочем «кровопускание» при содействии стабилизационного фонда, резервов ЦБ, бюджетного профицита и других инструментов было необходимо. 

В российской экономике есть ограничение объема денежной массы, соответствующее определенной степени монетизации экономики. Уровень монетизации 50 – 60%, близкий к нормальному, – это уже та верхняя граница, за которой дальнейшее накачивание денег в экономику будет приводить к росту инфляции. Министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение, что инфляция по итогам 2004 года наверняка превысит нормативные 10%. Глава координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин, в свою очередь, считает, что уровень инфляции по итогам 2004-го может превысить 11 %. 

Можно было бы махнуть рукой на инфляцию. Однако при условии превышения определенного предела даже самые высокие цены не могут подстегнуть экономику. Российские транспортные возможности экспорта нефти исчерпаны, а экспортные сверхдоходы все больше подпитывают отток капитала и потребительский импорт, угнетающий внутреннее производство. В общем, куда ни кинь – всюду клин. Выбить его можно было бы (руководствуясь опять же народной мудростью) другим клином – ускорением реформ. Но никаких признаков готовности правительства к нетривиальным, некомфортным решениям пока не просматривается. Экономическое безвременье, наступающее в России, может быть нарушено теперь только резким падением цен на нефть.

Еще по теме