Top.Mail.Ru
архив

Опасные гастроли

Кто бы мог подумать, что военные действия в центре Европы скажутся на досуге россиян столь весомо, грубо и зримо. Отмена апрельских концертов Kiss обозначила тенденцию; вослед за разукрашенными рок-ветеранами прислали вежливый отказ российским промоутерам Уитни Хьюстон, Aerosmith и другие музыканты. Впрочем, нет худа без добра: в сложившейся ситуации концерты западной звезды первой величины принесут организаторам головную боль не меньшего калибра.

Их гонорары нам не по карману

На первый взгляд ситуация с гастролями зарубежных артистов на сегодняшний день не так уж и плоха. В Санкт-Петербурге с начала года выступили как минимум две группы мирового масштаба, Garbage и Prodigy, да и в Москве время от времени можно наткнуться на концерты иностранцев - пусть и не такого уровня. Но в действительности все не так хорошо.

Нашумевшие питерские шоу, организованные новой промоутерской компанией «Планета Плюс», оказались крайне убыточными. Промоутеры с берегов Невы попытались решить проблему окупаемости кавалерийским наскоком. Они просто поделили гонорар артистов на количество мест в зале. В результате деления выяснилось, что цена билетов должна составить от $20 до $30.

Проблема в том, что в Питере (да и не только в нем одном) не так много людей, способных заплатить за билет эту сумму. По крайней мере в городе на Неве их не настолько много, чтобы заполнить десятитысячный Дворец спорта. В результате выплаченный гонорар кассовыми сборами покрыть, мягко говоря, не удалось.

Низкая платежеспособность населения вообще остается главной проблемой для организаторов звездных гастролей (как, впрочем, и для представителей любого торгового бизнеса). «Сейчас даже у российских артистов окупаются концерты только в больших залах и только с низкими ценами на билеты», - говорит Надежда Соловьева, вице-президент компании SAV Entertainment. По выражению руководителя другой промоутерской компании, президента Silence Pro Михаила Капника, «Россия для западных артистов - это потенциально огромный рынок, но за Московской кольцевой все равно зарплату не платят».

Стинг с Эриком Клэптоном в отличие от Алены Апиной не готовы регулировать ставку своего гонорара в зависимости от того, насколько богата публика в городе, который они решили осчастливить. Поэтому единственным способом свести бюджет акции к нулю для промоутера становится привлечение спонсорских средств.

Когда говорят пушки, спонсоры молчат

До августа прошлого года компании, занимающиеся гастрольным бизнесом, проблем с привлечением спонсоров не испытывали. Особенно охотно поддерживали концерты зарубежных артистов крупные банки, в первую очередь «Альфа», «Империал» и НРБ. Осенью банки потеряли желание (а иногда и возможность) раскручивать свою торговую марку таким недешевым способом. Сегодня лишь Альфа-банк по-прежнему в той или иной степени поддерживает гастроли западных артистов.

Привлечь спонсоров к участию в организации гастролей могли бы новые законы, предоставляющие компаниям-меценатам налоговые льготы. К великому сожалению компаний-промоутеров, такого рода законопроекты - кстати, аналогичные тем, что существуют в США и большинстве стран Западной Европы, - видимо, еще ждут своего часа.

Тем не менее компании, готовые вкладывать деньги в гастрольные проекты, по-прежнему существуют. По мнению Михаила Капника, «спонсорская поддержка концертов интересна прежде всего для табачных и алкогольных брэндов - для них это едва ли не единственный способ получить хоть какую-то телевизионную рекламу». Практически у каждой крупной табачной корпорации существуют сейчас имиджевые проекты по раскрутке тех или иных брэндов - будь то Marlboro Music, Camel Rock или West Project. Проблема лишь в том, что бюджеты на рекламу сократились и у «сигаретмейкеров»: если раньше годовой рекламный бюджет того или иного табачного брэнда мог достигать $10 млн, то сейчас и $500 тыс. на рекламу - это более чем серьезная сумма. За такие деньги Стинга в Москву заманить нелегко.

О политических сложностях, возникших после начала военных действий в Европе, мы уже упоминали - для западных артистов напряженность между Востоком и Западом действительно «имеет значение». В апреле этого года госдепартамент США выпустил так называемый travel advise - памятку для американских граждан, призывающую их воздержаться от поездок в страны Восточной Европы. Законопослушные американцы не смеют игнорировать советы властей.

«Так получилось, что мы вели переговоры именно с американскими артистами, - говорит Надежда Соловьева. - В результате у нас отменились все концерты, запланированные на весну и лето». Примеру американцев последовали и их «союзники по агрессивному блоку НАТО» - наотрез отказался ехать в Москву автор танцевальных хитов весеннего сезона английский ди-джей ATB, да и музыканты Prodigy еще за четыре дня до концерта в Питере утверждали, что в Россию не поедут ни за какие коврижки.

Впрочем, дело не только в настороженном отношении самих артистов. Западные страховые компании теперь неохотно страхуют перевозку в Россию необходимой для концертов аппаратуры, а без гарантий с их стороны столь трудоемкие операции оказываются невозможными.

По большому счету отмена российских концертов западным артистам не наносит никакого урона - эти шоу все равно не оказывают влияния на продажу их альбомов на российском аудиорынке (разве что помогают пиратам). Если этот тихий бойкот и повредит кому-то, то только российским зрителям и, конечно, промоутерам, которые не смогут заработать себе на кусок хлеба с маслом.

Промоутеру на заметку

Опыт последних лет подсказывает промоутерам, что способ заработать все же найдется при любой политической и экономической погоде. Сегодня эти способы вырисовываются все более отчетливо.

Основополагающим правилом становится следующая нехитрая мудрость: при разработке гастрольного проекта необходимо прежде всего оценить возможный бюджет акции и источники его финансирования (продажа билетов, поступления от спонсоров и т. д.) и лишь затем искать артиста под этот бюджет, то есть поступать так же, как организаторы нашумевших питерских концертов, но с точностью до наоборот.

Во-вторых, необходимо учитывать разницу в музыкальных вкусах жителей России и остального мира. Артист, оказавшийся невостребованным на Западе (и готовый в связи с этим работать за весьма скромный гонорар), может собирать в России стадионы. Как показал опыт концертного агентства TCI, организовавшего туры по России таких монстров рока, как Uriah Heep и Nazareth, при невысоких ставках гонорара (от $5 до 10 тыс. за выступление) у артиста, которого по-прежнему любят и ждут в России, рентабельными оказываются концерты даже в самой глухой глубинке.

В-третьих, неожиданно выгодной оказывается работа с молодыми, только набирающими популярность музыкантами. В этом случае важно не упустить момент, когда артист станет действительно модным и начнет собирать стадионы. Скажем, еще год назад гонорары американской группы Offspring колебались около отметки $15 тыс. за концерт. Сегодня же, после феноменального успеха их пластинки «Americana», меньше чем за $100 тыс. они за сцену не выйдут. То же самое агентство TCI пытается сейчас не упустить момент и планирует на лето гастроли американской Bloodhound Gang, на раскрутку которой сейчас брошена вся мощь всемирной сети MTV.

И наконец, для промоутеров по-прежнему остается выгодной работа с ночными клубами. В этом случае компания выступает как агент, привозящий того или иного артиста по спецзаказу увеселительного заведения. Постоянная клиентура клубов все равно готова выложить любые деньги за билет. При весьма скромной вместимости залов этого вполне хватает, чтобы оплатить расходы на приезд звезд, скажем так, не первой величины. Доказательство тому - недавний концерт английской певицы Бонни Тайлер в «Метелице».

Сдается, что идеальный рецепт организации гастролей в нынешних условиях известен компании «Райс-Лис'С». Итак, записывайте: берем артиста, не слишком известного на Западе (со всеми вытекающими отсюда гонорарными последствиями), но пользующегося бешеной популярностью в России, помещаем его в крупный зал (желательно, чтобы ваша компания пользовалась к тому же льготами по его аренде) и устанавливаем низкие цены на билеты. Именно по такой схеме был организован концерт западногерманской группы Scooter в спорткомплексе «Олимпийский». Успех, в том числе коммерческий, превзошел все ожидания.

Школу выживания российские промоутеры уже прошли и определенные уроки из нее вынесли. Им уже нет нужды суетиться и заниматься рискованными проектами. «Это раньше мы делали многое для того, чтобы заработать себе международную репутацию, - говорит Надежда Соловьева. - Сейчас же занимаемся только тем, что приносит гарантированный заработок».

Остается ждать того светлого дня, когда на всей земле воцарится мир. И тогда от искушения поглазеть на стены древнего Кремля, почувствовать на своей шкуре хваленое русского гостеприимство и получить причитающийся гонорар все равно не сможет отказаться ни одна западная звезда. Даже самая жестокосердная.

Еще по теме