Top.Mail.Ru
архив

Опасные связи

После поисков, длившихся четыре года, на Филиппинах арестован фигурант одного из самых громких коррупционных скандалов Франции. Бывшее второе лицо в нефтяной компании Elf Aquitaine, 74-летний Альфред Сирвен, по мнению следствия, имеет непосредственное отношение к растрате $400 млн из средств компании. Информации, которой владеет этот человек, достаточно для того, чтобы привлечь к ответственности многих влиятельных деятелей в различных странах мира.

 

Уметь завязать хорошие отношения с представителями политической и бизнес-элиты – уже полдела. Бывший «номер два» компанииElf AquitaineАльфред Сирвен усвоил это правило в самом начале своей карьеры.

Записная книжка Сирвена, которая сейчас находится в руках полиции, содержит имена и координаты порядка двухсот абонентов. Большинство из них – это хорошо известные фигуры из сферы политики и бизнеса. Даже если кто-либо из них и не имеет отношения к махинациям Сирвена, хорошего в судебном разбирательстве будет мало. Можно только догадываться, как расстроились некоторые знакомые Сирвена, узнав о поимке «человека из Elf». Свою сим-карту мобильного телефона, кстати, Сирвен, по некоторым данным, съел в момент ареста, спасая таким образом от неприятностей некоторых своих знакомых.

Альфред Сирвен родился в Тулузе в 1927 году. Отец мальчика трудился в типографии.Мать, Жанна-Мария-Луиза Дюма,имела частично киргизское происхождение. Отучившись, как положено, в школе, Альфред поступил в лицей.Однако окончить его Сирвен не успел: он записался в один из отрядов Сопротивления, точнее, в FFI (Французские внутренние войска). Альфред боролся против испанского фашизма и знакомился с некоторыми руководителями коммунистической партии – в частности, с их бывшим казначеем Жоржем Госна.

В июне 1951 года, как раз перед собственной свадьбой с мадемуазель Жанной Веррье, Сирвен вдруг поступил на службу во французский батальон, отправлявшийся в Корею. Там его приятелем стал Робер-Андре Вивьен - будущий министр генерала де Голля.Отвага Сирвена была отмечена «Военным крестом».

Очередное рисковое предприятие привело Сирвена на скамью подсудимых. Будучи в увольнении в Токио, он страстно увлекся молодой японкой. Желая преподнести ей достойный подарок, Альфред в поисках средств, недолго думая, совершил налет на банк. Военный суд приговорил молодого человека к году тюрьмы. Высланный на родину в 1954 году, Сирвен вернулся в семью и снова принялся за учебу. Правда, семейное счастье длилось недолго: в 1957 году супруги развелись.

Через два года Альфред Сирвен женился во второй раз. Его избранницей стала представительница известной семьи дипломатов Эвелин Шазарейн - весьма утонченная молодая особа, живо интересовавшаяся искусством.

Вскоре после женитьбы Сирвен задумался о своей профессиональной карьере. Боевые товарищи по Корее посодействовали Сирвену, и он получил место в нефтяной компании MobilOil. Первое представление о нефтяном бизнесе Сирвен получил на нефтеперерабатывающем заводе Frontignan. Позднее его направили на завод Notre-Dame-De-Gravenchon в Нормандии.

Связи с нужными людьми весьма поспособствовали карьере Сирвена в MobilOil: в 1964 году он становится руководителем по связям с общественностью. В это время Сирвен сближается с генеральным директором MobilOil Роланом Рьетором и будущим мэром Довиля - Мишелем Д'Орнано.

 

Этапы большого пути

После пятнадцати лет работы в MobilOil Сирвен перешел в группу Avon. В 1978 году его пригласили на должность руководителя отдела кадров в компанию Moulinex, производящую бытовую технику. В тот момент в компании резко обострились отношения между персоналом и руководством. Тем не менее Сирвену удалось найти общий язык с профсоюзными лидерами и добиться если не мира, то перемирия. Памятуя о пользе общения с властями предержащими, он завязал дружеские отношения с влиятельными чиновниками из UIMM (Союза металлургической и горной промышленности). Франсуа Убер, мэр Лаваля, вспоминает Сирвена как «спокойного, очень симпатичного человека». Между тем в окружении Сирвена практически ничего не известно о его личной жизни. Один из коллег Сирвена говорил, что единственной страстью, переходящей в манию, для Сирвена была работа. Другой навязчивой идеей были нужные связи.

В Moulinex Сирвен работал до 1982 года. Как раз в этот момент новый глава объединения Rhone-Poulenc Лоик Ле Флош-Прижан искал человека, способного заняться урегулированием общественных отношений на предприятии. Кандидата от Moulinex тогда поддержал заместитель Ле Флош-Прижана, знакомый с Сирвеном со времен MobilOil.

В 1989 году Лоик Ле Флош-Прижан был назначен на должность президента нефтяной группы Elf, которая фактически превратила Ле Флош-Прижана в нефтяного министра Франции. Сирвен, в свою очередь, становится «номером два» - директором по стратегии Elf Aquitaine.

Впрочем, вначале Сирвен занимался в компании исключительно связями с общественностью. В его распоряжении находились 10 млн франков, из которых он выделял суммы, необходимые для «поддержания мира» с профсоюзами.

Однако уже в 1990 году Сирвен выступил посредником в сделке по поиску нефтяного месторождения в Венесуэле, за что получил $5 млн комиссионных.

Стремясь ослабить влияние ответственного в Elf «за Африку» Андре Таралло, Сирвен отправился в одну из командировок на Черный континент сам. «Номер два» встречался с президентом Габона Бонго, президентом Конго Лиссуба, главой Камеруна Полем Бийя. Сирвен отправился и в неспокойную Анголу, где пытался убедить противников тамошних властей не саботировать работу на нефтяных установках Elf.

К своим поездкам в Африку Сирвен привлек и полицейских. Нанятый им Франсуа Антона дважды ездил на Сейшелы.Франсуа Антона фигурирует в перечне, содержащем имена сорока четырех человек, регулярно пользовавшихся щедротами компании Elf и лично Альфреда Сирвена. В 1997 году этот черный список был получен следствием от анонимного адресанта. Согласно этой бумаге, бывший полицейский получал 30 тыс. франков в месяц.

В списке также фигурируют Эдит Н’Гуессо - жена Омара Бонго, получавшая месячную ренту в 30 тыс. франков, и Жорж Равири, второй человек в Габоне, которому ежемесячно выплачивали 60 тыс. франков. Упоминаются в списке и бывший министр Жан-Жак Перетти и друзья Миттерана - рекламист Андре Магнус и доктор Лоран Рейяр, с которым Миттеран играл в гольф.

Еще в списке значилась некая Кристин Дежон, оказавшаяся на поверку Кристиной Девье-Жонкур. Любовнице министра иностранных дел Ролана Дюма предстояло выполнить сверхважную миссию. С ее помощью Сирвен надеялся повлиять на Дюма и получить от него добро на продажу Тайваню нескольких судов. Сделка тянула на 16 млрд франков, так что Сирвен не скупился: Кристин как «сотрудница» Elf получала по 50 тыс. франков в месяц. Кроме того, она стала обладательницей 300-метровых апартаментов.

Дюма, однако, выступил против этой сделки. Кристине, по ее собственному утверждению, уломать министра не удалось. Тем не менее даже за эту неудачную попытку Сирвен выплатил помощнице 45 млн франков.

В 1991 году Сирвен стал президентом швейцарского филиала компании - Elf AquitaineInternational (EAI). Известно, что именно в это время Сирвен открыл несколько десятков счетов в различных банках. По мнению женевского судьи Поля Перродена, через эти счета прошло не менее трех миллиардов франков.

 

Покой нам только снится

Сирвен приобретал все больший вес в Elf Aquitaine. Не без его участия в 1992 году Elf заключила сделку по выкупу нефтеперерабатывающего завода Leuna на востоке Германии. На этот раз сумма комиссионных Сирвена, по некоторым оценкам, составила 256 млн франков.

На приобретенные в то же время драгоценности от Cartier, предназначенные для отправки женам африканских лидеров, Сирвен израсходовал порядка 32 млн франков.

Не забыл он и о личных нуждах, купив бюро, принадлежавшее Людовику XVI (1,6 млн франков), ковер Людовика XV (2,5 млн), книжный шкаф (3,4 млн). Все эти сделки Сирвен предпочитал держать в секрете: по его просьбе счета выписывались на вымышленные имена.

Однако вскоре сладкой жизни суждено было закончиться. Весной 1993 года на выборах победили правые. Дни Лоика Ле Флош-Прижана в качестве главы Elf были сочтены. Сирвен пустил в ход все мыслимые связи, однако на этот раз они не помогли. В начале августа Ле Флош-Прижана отстранили от должности. Сирвен ушел из Elf сам.

Скандал начал разгораться в 1994 году, когда появился отчет Комиссии по биржевым операциям, весьма заинтересовавший французское правосудие. Согласно документу Elf при участии CreditLyonnais инвестировала в текстильную группу Bidermann, принадлежащую приятелю Ле Флош-Прижана, более 787 млн франков.

В начале 1997 года всплыло так называемое тайваньское дело. Сирвену, надо полагать, совсем не улыбалась перспектива оказаться в центре скандала. Во Франции его уже ничто не держало: жена умерла в январе 1995 года. Сирвен предпочел исчезнуть.

 

В изгнании

К тому времени уже было выдано два ордера на его арест. Позже появился и третий. Сирвена объявили в международный розыск. В Париже ходили самые разные слухи. Якобы Сирвена видели в Габоне, потом в Камеруне. Говорили, что он умер в Испании. Выдвигали версии о том, что Сирвену покровительствуют израильские и германские спецслужбы.

Сирвен тем временем обосновался в Маниле. Здесь он жил по паспорту, выписанному на имя Робера Лапьера. Вместе с Сирвеном в добровольном изгнании находилась бывшая горничная его жены - Вильма Медина. На самом деле пара и не думала скрываться. По заказу Сирвена на юге архипелага была построена вилла, а пляж по его просьбе засыпали привозным песком.

Полиция вряд ли догадалась бы заглянуть на Филиппины, если бы не журналисты, которым удалось представить общественности множество доказательств того, что Сирвен находится на Филиппинах.

Арест Сирвена пришелся, что называется, ко времени. В Париже уже несколько недель идет суд по делу Ролана Дюма, и присутствие на нем главного свидетеля будет как нельзя кстати. Судьи явно воспрянули духом. Главное, чтобы человек, который знает слишком много, согласился заговорить.

Еще по теме