Top.Mail.Ru
архив

Остальное вторично

05.12.201100:00

компания года, бизнес-итоги 2011, Журнал
В конце ноября на территории экоцентра "Сокольники" в рамках "Транспортной недели-2011" более 3000 представителей бизнеса и государства приняли участие в обсуждении вопросов транспортного комплекса РФ, а также его дальнейшей интеграции в мировую транспортную систему. Ключевыми событиями стали V Юбилейный международный форум и выставка "Транспорт России". По мнению министра транспорта Игоря Левитина, форум имел важное значение в рамках подготовки к проведению в нашей стране мероприятий международного значения - саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, Всемирной летней Универсиады 2013 г. в Казани, Олимпийских игр 2014 г. в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 г. и других. Вице-премьер Сергей Иванов подчеркнул особую важность вопросов экологии и безопасности, при этом обратив внимание на необходимость усиления контрольно-надзорной деятельности. "Безопасность первична. Все остальное вторично", - заявил он.


Опасное небо

Безопасность на транспорте вышла на первый план после недавних трагических событий - гибели пассажиров теплохода "Булгария" и крушения самолета Як-42 с хоккейной команды "Локомотив" на борту под Ярославлем.

Еще в 2007 г. Игорь Левитин, выступая на первом Международном форуме "Транспорт России" в Сочи, говорил, как много делается для стабильного роста авиаперевозок. "Подготовка авиационного персонала, создание системы поддержания летной годности воздушных судов, поддержание инфраструктуры аэропортов, ведение государственного мониторинга уровня безопасности полетов, контроль за выполнением полетов и расследования авиационных событий", - перечислял тогда чиновник приоритеты госпрограммы и называл впечатляющие цифры госфинансирования. На разрабатывавшуюся в тот момент ФЦП "Развитие транспортной системы (2010 - 2015 гг.)" предполагалось выделить порядка 500 млрд руб. По его словам, основная роль должна отводиться профессиональной подготовке летного состава. Но только в текущем году в России произошло уже 13 авиакатастроф, причем 11 из них - по вине экипажа. Кстати, накануне открытия транспортного форума премьер Владимир Путин на встрече с генеральным секретарем Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Раймоном Бенджаменом заявил, что до 2015 г. на программу повышения безопасности в транспортной сфере России будет отпущено порядка 160 млрд руб.

Между тем сегодня Игорь Левитин полагает, что главной проблемой является недостаточное финансирование программы и, как следствие, плохое ее качество и состояние. Причем вопрос недофинансирования стоит остро достаточно давно. По мнению Левитина, средний возраст самолетов в стране составляет 21 год, большинство лайнеров - это машины западного производства. Российский авиапром с начала 1990-х поставил на внутренний рынок только 52 новых судна.


Команда "газы"

Неприятные истории чиновники на конференции обходили стороной, а доклад министра на пленарном совещании "Экология и безопасность" был посвящен транспортной и технологической безопасности, прежде всего вопросам защиты от актов незаконного вмешательства. Говоря о перевозке пассажиров, Игорь Левитин рассказал лишь о мерах по повышению контроля и об оснащении транспортных средств аппаратурой на базе спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS.

Рассказывая об экологических вопросах, чиновник не удержался и перевел тему на снижение энергоемкости транспорта. Но заявил о том, что намерен бороться с Европой, пытающейся сделать свое небо чище. Речь идет о вступающих с 1 января 2012 г. в ЕС экологических нормах по парниковым выбросам в небе. Если их превышаешь и при этом хочешь летать в небе Евросоюза, придется платить. Министр недоволен: "Мы летаем меньше над Европой, чем европейцы пролетают над Россией. И введение таких квот при 10-часовом перелете над нашей страной при полной оплате для европейцев будет малоприятным, но мы на это не идем, будем предлагать совместное решение по этим вопросам". При этом чиновник не исключил, что Россия может принять асимметричные меры.


Дороги в заплатках

"Инвестиции в транспортную отрасль России - это выгодные вложения в долгосрочной перспективе, - говорил Игорь Левитин в мае 2007 г. на первом Международном форуме "Транспорт России" в Сочи. - Мы имеем огромный потенциал, и в скором будущем финансовые вложения в транспорт будут так же привлекательны для инвестиционных компаний, как вложения в добычу полезных ископаемых". Спустя несколько лет он уже не был столь оптимистичен. "Если раньше часть объектов можно было построить 50:50 или 60:40, то теперь бизнес неохотно идет в проекты", - констатировал министр. По мнению чиновника, экономическая нестабильность не позволяет бизнесу вкладываться в проекты инфраструктуры. Из-за этого Минтрансу пришлось перенести завершение ФЦП "Развитие транспортной системы" на 2019 г.
По мнению представителей Минтранса, каждый год необходимо вкладывать в транспортную систему вместо нынешних 2-2,2% ВВП 4-4,5%. Поэтому все усилия будут сосредоточены на "недопущении деградации транспортной инфраструктуры и развитии сегментов транспортной системы, обеспеченных платежеспособным спросом". В частности, речь идет о платных автодорогах. Кстати, в сентябре этого года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов не исключил возможности появления в России платных дорог при отсутствии бесплатной альтернативы.

На транспортные издержки приходится 15-20% стоимости отечественной продукции против 7-8% в развитых странах, а подвижность населения у нас втрое ниже, чем в развитых государствах. С 2012-го по 2019 г. чиновники планируют потратить на транспорт 7,1 трлн руб. из федерального бюджета и еще 4,8 трлн руб. привлечь из внебюджетных источников. Но эксперты в интерес частных инвесторов по-прежнему не верят.

Госпрограмма до 2019 г. также предусматривает развитие железнодорожного, водного и авиатранспорта. Всего за восемь лет из федерального бюджета планируется потратить на развитие транспорта более 7 трлн руб. Но, по мнению соруководителя аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрия Адамидова, комплексного подхода к развитию транспортной системы нет.


 

Еще по теме