Top.Mail.Ru
архив

Остатки сладки

По сведениям «Ко», БИН-банк продает свои торговые активы. Магазины принадлежащей банку сети «Петровский», скорее всего, будут сданы в аренду. Некоторые из этих объектов могут быть интересны другим игрокам рынка – ведущие сети ищут ресурсы для быстрого роста.

Год назад компания «Марта» купила шесть магазинов сети «Столица-Север», а в июле создала СП с немецким концерном REWE. «Перекресток» приобрел 75% акций нижегородского лицензиата голландской SPAR (семь магазинов). «Опыт неоценим, и могу сказать, что он пригодится нам в ближайшем будущем», – отмечает Андрей Рыбаков, заместитель гендиректора «Перекрестка» по развитию. Сейчас обе сети ведут активные переговоры в Москве и в регионах по поводу возможных приобретений. Интерес к покупке более мелких операторов проявлял и «Седьмой континент».

До нового года количество самостоятельных ритейлеров в России явно сократится. Тем более что владельцы некоторых сетей готовы последовать примеру одного из акционеров «Петровского» Саита Гуцериева и выйти из непрофильного бизнеса, пока он не стал убыточным из-за нарастающей конкуренции. В то же время крупные сети исповедуют стратегию быстрого роста. За год каждая из них выросла на 40 – 50%. Скупка мелких игроков необходима для сохранения темпов развития. Тот же «Перекресток» собирается открыть до конца года около 30 магазинов (в Москве, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Липецке). На следующий год запланировано освоение Казани, Уфы, Воронежа, Саратова, Пензы. По сведениям «Ко», сейчас сеть ведет переговоры о возможной покупке двух региональных игроков.

«Думаю, что основная причина активности ритейлеров в сделках по слияниям и поглощениям – отсутствие свободных «полян». Этап скупки одиночных универсамов и свободных пятен под застройку во всех крупных городах давно закончился, – говорит Алексей Панферов, зампред правления МДМ-банка. – Вторая причина: ведущие сети заявили о планах выхода на IPO, а когда работаешь на рост капитализации бизнеса, его размер имеет значение». Семен Слуцкий, заместитель гендиректора компании «Мосмарт», отмечает, что укрупнение бизнеса важно и в свете грядущего выхода на рынок новых западных сетей. «Любой крупный европейский ритейлер в состоянии купить сразу огромное количество магазинов. Чем больше магазинов в российской сети, тем успешнее будет ее сделка с сетью западной», – считает он.

Правда, до сих пор процесс слияний и поглощений шел достаточно осторожно. Одна из причин – непривычность подобных сделок для отечественных ритейлеров. Рыбаков отмечает, что зачастую выставляемая на продажу розничная сеть просто не является таковой по своим основным технологическим показателям. «По сути, это разрозненные магазины, некий набор объектов недвижимости. И приведение такой «сети» к международным стандартам требует много времени и больших усилий», – убежден топ-менеджер «Перекрестка».

По мнению Панферова из МДМ-банка, при поглощении необходимо тщательно изучить будущую собственность, выяснить, насколько легитимно владение ею, каковы отношения бывшего акционера с миноритариями, каков объем финансовых обязательств, что в залоге. «Это особенно важно, если покупатель стремится к прозрачности бизнеса: надо оценить, какие репутационные риски на себя принимаешь. Один из самых существенных аспектов – чистота ведения бизнеса прежними собственниками». С таким подходом согласен и Виктор Шлепов, директор управления финансов ТД «Копейка»: «Инвестору интересен не объем продаж, а прибыли, которые генерирует компания. Поэтому не стоит рассматривать сделки M&A как золотой ключик к кошельку инвестора: каждая такая сделка способна как создать, так и уничтожить капитализацию компании, поэтому они не осуществляются за день-два, а требуют взвешенного анализа».

Риски, сопутствующие сделкам по покупке чужого бизнеса, перекрываются привлекательностью инвестиций в развитие ритейла. Рынок растет, в силу небольшого масштаба бизнеса вопросов по поводу приватизации к ритейлерам мало, и политические риски в отрасли минимальны. «Будь на то чья-то «злая воля», инструментов и возможностей оказывать давление предостаточно, – уверен Семен Слуцкий. – Но ритейл не перераспределял госсобственности, не пользовался бюджетными ресурсами и т.д., это белый бизнес». Именно поэтому сети растут быстро – инвесторы ждут их на фондовом рынке.

Еще по теме