Top.Mail.Ru
архив

Ответят лично

Обещания властей ответить на убийство зампреда ЦБ Андрея Козлова ужесточением банковского надзора не остались пустым звуком. Уже принята к исполнению идея Козлова о введении санкций для недобросовестных банкиров. «Участвуешь в отмывании – запрет на профессию, может быть, и пожизненно», – заявил Козлов 8 сентября на банковском форуме в Сочи. Через 5 дней он был убит. Но на прошлой неделе брошенная покойным зампредом мысль воплотилась в законопроект, внесенный в Государственную Думу бывшим главой Национального резервного банка (НРБ) депутатом Александром Лебедевым. Менеджеры банков, своевременно не предоставившие компетентным органам информацию о сомнительных сделках, могут быть лишены права работать в банковской сфере на срок до 5 лет, а если суд установит их причастность к отмыванию средств – то на срок до 10 лет. Как заявил «Ко» сам Лебедев, он внес законопроект «из уважения к памяти Козлова».

О законопроекте уже сказано много плохого. Например, как считает главный бухгалтер Межпромбанка Сергей Липанов, это «явно популистский ход со стороны Лебедева». По мнению эксперта, «если не будет четко прописано, за что банкира могут отлучить от профессии, то это станет как дамоклов меч, который потенциально угрожает любому банкиру». Однако закон вполне может быть востребованным, поскольку борьба с отмыванием действительно была и остается главной задачей Центробанка в сфере надзора. В 2006 году ЦБ лишил лицензий более 50 банков, в основном по подозрению в отмывании и обналичивании денег. Только на прошлой неделе была отозвана лицензия у московского банка «Стройкредитинвест». Естественным последствием этой ситуации стало появление слухов о существовании пресловутых черных списков банков. Причем Центробанк эту информацию не только не опровергает, но и подтверждает. Например, ЦБ планирует ввести новую методику оценки банков, предполагающую их разделение на 5 категорий, в том числе так называемые «кредитные организации с серьезными проблемами» и «кредитные организации в критическом положении». Как еще назвать две этих группы, если не черными списками? А начальник Московского главного территориального управления ЦБ Константин Шор заявил о том, что «35 из 615 банков Московского региона относятся к категории проблемных».

До последнего времени, хотя Центробанк и наказывал сами банки, уголовные дела против банковских работников до суда не доходили. Появление нового «закона Козлова–Лебедева» свидетельствует, что теперь правоохранительные органы перейдут от наказания банков к наказанию людей. Неудивительно, что банкиры, комментирующие новый закон, осторожничают. «С одной стороны, нужно наводить порядок в банковской системе, но важно при этом не наломать дров», – заявил «Ко» старший вице-президент Росбанка Михаил Ершов.

«Введение личной ответственности банкира является оправданной, – считает председатель правления Юниаструм Банка Павел Неумывакин. – Психологически многие люди склонны в большей степени думать о своем собственном будущем, нежели об авторитете банковского сообщества в целом». Между тем, как отмечает Сергей Липанов, людей, заинтересованных в отмывании денег, не всегда нужно искать в банках: кредитные организации часто используются лишь как инструмент в подобных схемах.

 

 

Еще по теме