Top.Mail.Ru
архив

Правила приумножения

Сегодня богатым россиянам не нужно самим ломать голову о том, как приумножить свое состояние – об этом может позаботиться «личный» банк. Вместе с услугами по управлению капиталом он готов предложить еще ряд приятных мелочей, скрашивающих жизнь «бедному» миллионеру.

 

К 35 годам мой школьный товарищ Артем – человек успешный, и, что сейчас почти одно и то же, состоятельный. Проработав несколько лет на руководящем посту солидной западной компании, он успел обзавестись стандартными благами цивилизации – шикарной квартирой в центре, дачей на Рублевке и парочкой престижных авто. Год назад стал подумывать о выгодных вложениях своих сбережений, небольшую часть которых он по старой привычке держал в Сбербанке, а часть хранил дома в иностранных дензнаках.

Вверить все свое добро в руки банкиров раньше Артем не спешил по двух причинам. Во-первых, боялся повторения кризиса 1998 года, а во-вторых, не хотел «светить» свой достаток. Человеком он был хоть и законопослушным, но в свое время наслушался «страшилок» о том, как банки сдают своих клиентов с потрохами по первому зову правоохранительных органов. Вопрос безопасности был для него крайне болезненным, однако время заставило предпринять меры – под натиском инфляции сбережения таяли на глазах, а старый проверенный способ – хранение средств в американских дензнаках – оказался слишком убыточным.

Обратившись за помощью к друзьям и коллегам, мой товарищ выяснил, что сегодня многие частные банки предлагают private-banking (PB) – обслуживание крупных частных капиталов. Услуга – далеко не для бедных, и от массового обслуживания отличается примерно так же, как первый класс от эконом-класса самолета. То есть, вроде бы все пассажиры летят вместе, но для некоторых из них предусмотрен повышенный уровень комфорта и возможностей. За дополнительную плату, разумеется. Что же касается банковской тайны, то, распространяясь на всех клиентов без исключения, в рамках PB она охраняется особенно тщательно за счет полной конфиденциальности и доверительности отношений с банком.

Однако и в разряд клиентов PB может попасть далеко не каждый – для этого гражданин должен быть чист перед законом, иметь кристальную репутацию, чтобы банкиры не зря держали оборону от властей всех калибров. Но одной лишь чистой совести, конечно, мало – господин  должен обладать достаточно большой суммой, которую он готов вверить банку. У каждого банка установлен свой порог вхождения в список почетной публики, но, как выяснил Артем, большая часть организаций начинает работать с гражданами по «индивидуальной программе» при вложениях от $100 000. У моего же друга в кармане лежала сумма в два раза больше – 6 млн рублей, с репутацией тоже было все в порядке, поэтому он мог рассчитывать на почет и уважение практически в любой кредитной организации, предлагающей услуги PB.

 

 

Муки выбора

 

Как человек финансово образованный, наш герой подошел к выбору банка более чем ответственно. Кроме таких банальных критериев, как удобство расположения, низкие тарифы, красивый офис, улыбающийся и приветливый персонал, необходимо также помнить и о надежности банка. Для ее оценки существуют специальные рейтинги – российские и зарубежные, заполучить которые может любой желающий. Проведя собственный мониторинг рынка и сверившись с рекомендациями «бывалых», мой бывший сосед по парте остановил свой выбор на одном из крупных российских банков, куда он и обратился с намерением записаться в VIPы.

В банке Артему был предложен широкий список инструментов для вложений, начиная от классического депозита с доходностью на 0,5 - 1,5 процентных пункта выше, чем по вкладам для простых смертных, и заканчивая инвестиционными продуктами – ОФБУ, ПИФами. По словам Артема, вложение всех сбережений в обычные депозиты его не слишком прельщало – проценты были обещаны хоть и не «сбербанковские», но их хватало ровно настолько, чтобы сохранить деньги от губительного действия инфляции. Поэтому, посовещавшись со специалистами, мой друг решил положить на срочный депозит только половину суммы – сроком на год под 12%. Вторую половину – 3 млн рублей – он решил пустить в инвестиции, предпочтя доверительное управление на рынке ценных бумаг.

Артем и сам немного разбирался в фондовом рынке – благо образование позволяло. Однако  играть на бирже не приходилось – катастрофически не хватало времени, да и нужных навыков все же не доставало. Доверительное управление допускает перекладывать все заботы и операции на плечи личного управляющего, а от самого клиента требуется только выбрать инвестиционную стратегию, предполагающую разные уровни доходности и, соответственно, риска. Как правило, их три: сбалансированная, консервативная и агрессивная. Специалист, следуя выбранному пути, управляет средствами в интересах клиента, покупая и продавая бумаги по своему усмотрению. При этом каждый месяц он должен посылать клиенту отчеты с указанием стоимости портфеля, его состава и текущего дохода.

 

Большая игра

 

Артему тоже были предложены три варианта стратегий. Консервативная предполагала вложения в государственные и корпоративные облигации: ориентировочная доходность по ней составляла 15% в год, а максимально возможное снижение стоимости портфеля – 5%. При сбалансированной стратегии средства вкладывались в облигации и акции российских предприятий в равных пропорциях с ориентировочной доходностью в 25% – 30% годовых и возможными «просадками» не более 10%. Агрессивная стратегия предусматривала вложения исключительно в акции, ориентировочная доходность давала 40 – 50% в год, а возможные «просадки» составляли не более 20%. Поразмыслив, мой друг выбрал консервативную стратегию, следуя принципу «тише едешь – дальше будешь».

Затем новоиспеченный клиент приступил к составлению инвестиционной декларации. Этот документ является приложением к договору доверительного управления, где фиксируется стратегия размещения активов – ее-то и должен придерживаться управляющий. Изучив стандартную инвестиционную декларацию для консервативной стратегии, Артем  - прагматик до корней волос – внес некоторые коррективы. Во-первых, исходя из принципа «все яйца – по разным корзинам», он ввел ограничения на максимальную долю в портфеле ценных бумаг одного эмитента: решил, что 10% на одного хватит. «Если кто-то обанкротится, то не все же сразу!» – рассуждал приятель. Во-вторых, он ввел ограничения на покупку бумаг с аномально высокой доходностью, т.к. еще с раннего детства помнил – бесплатного сыра не бывает: мой друг предпочел не покупать облигации с доходностью свыше 20% годовых. Максимальный убыток инвестиционного портфеля он ограничил 7%, а напоследок все же решил добавить в него акций – немного, не более 10% от портфеля. На всякий случай. Но при этом договорился с управляющим («Правда, на словах, но, глядя в его голубые честные глаза, я не мог сомневаться в его искренности», – рассказывал мне потом Артем), что акции тот покупает только в том случае, если твердо  уверен – в ближайшее время они вырастут. На этом и порешили.

Все это удовольствие, как выяснилось, обходится в 1% в год от среднегодовой стоимости активов – это так называемая плата за управление, и она не зависит от результата работы. Еще есть плата за успех – ее берут в том случае, если удалось заработать что-то сверх установленной планки – тогда клиент делится с управляющим прибылью. В случае Артема премия составляла 20% с дохода, превышающего 10% годовых. В принципе, тарифы, как выяснилось, оказались вполне рыночными – обычно вознаграждение за управление составляет 1-2% от суммы активов в год, а комиссия за успех – 10-20% от полученного клиентом «навара» сверх установленного уровня. В среднем же все комиссии вместе с подоходным налогом (им облагается инвестиционный доход физлица) «съедают» около 6-8 процентных пункта прибыли.

 

Русская рулетка

 

Уладив все формальности и перечислив сумму на счет в банке, Артем принялся ждать, что из всего этого получится. Раз в месяц управляющий присылал ему отчеты по e-mail, где все выглядело достаточно оптимистично. Самое интересное началось в мае-июне – финансовый  кризис-2004 сильно подпортил нервы Артему, который больше всего боялся потерять свои сбережения под банковскими руинами. Не давали покоя и многочисленные «черные» списки, в изобилии гулявшие по Москве, – в большинстве из них фигурировал его уважаемый банк. Конечно, менеджеры успокаивали его как могли, однако от решительных действий по изъятию своих кровных Артема уберегли только заверения в стабильности из уст вдруг обнаруженных знакомых в ЦБ.

Между тем его вложения планомерно шли «в минус», что неудивительно: на рынке падали и облигации и акции. Все, что было заработано за полгода, оказалось проиграно. Подвел «Ростелеком» – управляющий купил акции компании в соответствии с ограничениями в декларации, но эти бумаги за несколько дней свели все инвестиционные усилия на нет. Убыток по портфелю составлял минус 5% и света в конце тоннеля тогда, в грозном июле, видно не было.

Чтобы не зацикливаться на потерях, Артем решил отдохнуть – отправился в отпуск за границу, а вернувшись, долгое время не заглядывал в отчеты, регулярно сыпавшиеся в электронный ящик. О том, что по итогам сентября его портфель дал прибыль, он узнал из слов управляющего, который позвонил с радостной вестью. На вопрос «откуда такое счастье?», Артем выяснил: управляющий продал «Ростелеком» и купил акции «Газпрома», которые стали расти в цене. «Сейчас мы с управляющим продали «Газпром» и потихоньку сокращаем долю облигаций, в новый год я хочу уйти с портфелем, состоящим из денег, – поведал мне Артем на днях. – А в январе – посмотрим».

В итоге, как выяснилось, за год другу удалось заработать 21% годовых – даже больше, чем ожидалось: 16% дали облигации,  5% добавили бумаги «Газпрома». В денежном выражении его прибыль должна составить 630 000 рублей, из чего следует вычесть 30 000 рублей в виде комиссии за управление и еще 60 000 рублей – за успех, а с оставшейся суммы 13% или 70 200  рублей должны были уйти на уплату подоходного налога. В конечном счете, за вычетом всех расходов, моему товарищу удалось, не прилагая особых усилий, заработать 469 800 рублей на доверительном управлении, а еще 360 000 рублей дали проценты с депозита. Таким образом, его сбережения выросли за год на 13,8% до 6,8 млн рублей.

 

Фабрика звезд

 

Однако одним лишь управлением капитала «приватное» обслуживание не ограничивалось, и Артем сумел в этом убедиться сразу, как только получил статус привилегированного клиента. Помимо личного управляющего, к нему был приставлен еще и личный менеджер, которого впоследствии Артем называл не иначе как «мой банкир»: тот совмещал в одном лице сестру-сиделку и секретаря. Мой друг переложил на него все заботы по оплате различных услуг, которые так загружали его жизнь. Личный менеджер самостоятельно, без лишних напоминаний ежемесячно переводил с его расчетного счета (специально открытого для этих целей в банке) платежи за квартиру, коммунальные услуги и телефон.

Кроме того, через своего банкира Артем без лишних хлопот бронировал авиабилеты, гостиницы, оформлял визы и даже делегировал тому почетное право выбора места для отпуска – самому заниматься поисками не хотелось, а жена плохо справлялась с этой хлопотной обязанностью. Причем, услуги личного менеджера Артему ничего не стоили – оплату его труда брал на себя банк, который в обмен довольствовался комиссиями за операции. Впрочем, такая практика распространена у большинства отечественных кредитных организаций, зарабатывающих на своих богатых клиентах приличные комиссионные. 

Не стоит забывать и о том, что уважаемого клиента отличает от «массовки» высокий класс обслуживания – так что за весь год Артему только дважды пришлось побывать в банке: первый раз для ознакомительной беседы, второй – для заполнения всех документов и договоров. Все остальные указания своему личному управляющему и менеджеру он давал по телефону, а при необходимости – менеджер сам приезжал к нему в офис и привозил нужные для заполнения документы или забирал деньги.

Но и это не все: в качестве «элитных» допуслуг, моему состоятельному товарищу предлагалось право пользования VIP-залами в аэропортах, выгодные условия аренды автомобилей за рубежом, приличные скидки в магазинах-партнерах и дефицитные билеты на пафосные мероприятия. При желании, он также мог воспользоваться консультациями по любой финансовой теме – например, в сфере валютного и налогового законодательства, по страхованию, купле-продаже и аренде имущества. На пользу шли и те консультации, которые разъясняли как лучше проводить всевозможные операции, дабы не вызывать интереса со стороны финансовой разведки (тут к месту будет вспомнить артемовы страхи по поводу банковской тайны). Если личный менеджер не мог проконсультировать бизнесмена самостоятельно, то находил нужного специалиста – не только в банке, но и за его пределами. Правда, в последнем случае, банк снимал плату за посреднические услуги.

Еще по теме