Призраки глобализации
ПРИЗРАК бродит по миру - призрак Отрицания Глобализации. "Единомыслие" (та странная философия, которую кто-то назвал "учением TINA", где "Тина" не имя Тины Тернер, а начальные буквы выражения There Is No Alternative, что означает "альтернативы нет") приучило нас думать, что глобализация уже так же неизбежна, как всемирное тяготение, радуга после весеннего дождя или как Страшный суд для верующих. Но сейчас, после событий в Сиэтле и Вашингтоне, мы знаем, что каждый раз, когда сильные мира сего соберутся где-нибудь, чтобы принять судьбоносные решения, то есть чтобы совершить обряды глобализации, такие встречи будут сопровождаться тенью Отрицания Глобализации.
Раньше такого не случалось. В конце прошлого года в Сиэтле Всемирная торговая организация должна была установить новые правила свободной мировой торговли. В Сиэтл, как всегда, съехались представители 145 стран; все говорило о том, что для участников состоится обычный международный форум с обилием церемоний, документов, банкетов и на досуге - общение с секретаршами. Но вышло наоборот. Делегации оказались блокированы в своих гостиницах, в то время как пятьдесят тысяч осатаневших демонстрантов превратили улицы технологического центра Америки в поле боя. Делегациям даже не удалось добраться до зала заседаний, и в результате сессия ВТО была сорвана. Никаких подписанных документов, никаких соглашений, никаких рукопожатий.
События в Сиэтле не остались просто эпизодом. В прошлый уик-энд на осадном положении оказался, к своему изумлению, Вашингтон. С размахом беспорядков поменьше, чем в Сиэтле, но положение и там было достаточно серьезным: более тысячи арестованных, драки с полицией и забрасывание ее камнями, раненые с обеих сторон... На этот раз в Вашингтоне встречались министры экономического профиля стран G-7 - главного органа управления цивилизацией сильными мира сего. Кроме всего прочего, они должны были обсудить деятельность Международного валютного фонда, Всемирного банка и проблемы задолженности бедных стран. То есть должны были несколько скорректировать траекторию дальнейшего движения вперед.
Но из окон домов было видно, как толпы демонстрантов заполонили Пенсильвания-авеню и другие улицы Вашингтона. Навстречу им были брошены усиленные наряды полиции в полной боевой готовности. И вот уже закрадывается мысль, что накануне подобных встреч в будущем города, в которых они должны проходить, будут превращаться в осажденные крепости. Почему это происходит? Кто эти демонстранты? Чего они хотят и откуда они?
Никто еще не составлял карту подобных выступлений протеста, да и, может быть, рано этим заниматься, поскольку география таких выступлений ширится месяц от месяца. В этих выступлениях принимают участия все понемногу: от анархистов до городских маргиналов, от гомосексуалистов до лесбиянок, от "зеленых" до противников трансгенных продуктов питания, от христианских организаций, выступающих в защиту стран третьего мира, до марксистов-ленинистов новейшей генерации, от американских профсоюзов до противников смертной казни и защитников всех меньшинств. Нет никаких сомнений, что речь идет о международном движении, но нет также и сомнений в том, что в большинстве своем это молодые люди из богатых стран "золотого миллиарда", привлеченные звуками неумолкающего там-тама, который пересекает границы стран по виртуальным автострадам Интернета.
Завтра или послезавтра к ним могут присоединиться сотни тысяч молодых людей из стран, где живут остальные пять миллиардов населения земного шара: из Индии, Африки, Латинской Америки. И вот их уже удержать будет куда труднее. Один из чиновников МВФ, который пытался пробраться через полицейские кордоны в Вашингтоне, чтобы попасть в зал заседаний министров, рассказал, что нечто подобное ему уже пришлось испытать во время бегства из охваченной огнем Джакарты в 1998-м. Происшедшие события дают основания считать, что это только начало. Уолл-стрит бросает вверх-вниз, как утлое суденышко во власти урагана. За этим с тревогой следят биржи всего мира. Американский гигант, который еще несколько месяцев назад считался неудержимым, зашатался, как колосс на глиняных ногах, а "новая экономика" сдулась как проколотая шина. Общая задолженность американцев уже превысила 6000 миллиардов долларов.
Что же может произойти, если средний американец однажды решит, что ему следует сократить свои расходы? Что будет с азиатскими рынками, которые "тянут" во многом за счет американского спроса? Что будет с долларом США, который на сегодняшний день положил евро на лопатки, но который завтра, возможно, будет обесценен, чтобы покрыть огромный внешний долг Америки? Выдержит ли такой удар Европа?
Целый вал проблем грозит накрыть и Уолл-стрит, сердце Манхэттена, подлинной столицы всей планеты. И таким образом становится понятно, почему тень протеста против глобализации падает на международные встречи могущественных стран и все больше беспокоит их участников. Потому что и они не ведают, как разрешить проблемы, которые они же сами создали.