Top.Mail.Ru
крипта

«Противоречия между сторонниками и противниками легализации "крипты" неразрешимы»

Фото: Сафрон Голиков / ТАСС Фото: Сафрон Голиков / ТАСС

В поддержку идеи приравнять майнинг к предпринимательству выступили Минэкономразвития и Минэнерго. С ними не согласился ЦБ, заявив, что инициатива приведет к появлению «денежных суррогатов», предложение не поддержали и ряд опрошенных «Компанией» экспертов. Приветствующие инициативу аналитики не исключают, что в дальнейшем добычу криптовалюты «загонят» в сертификацию оборудования и потребуют соблюдать правила идентификации.

Пока майнинговая деятельность в России не регулируется. Однако ее следует приравнять к бизнесу и нормативно урегулировать, поскольку майнинг вполне вписывается в определение предпринимательской деятельности, закрепленном в Гражданском кодексе, пишут «Известия» со ссылкой на Минэкономразвития. В министерстве добавили, что признание майнинга предпринимательством позволит обложить доходы от такой деятельности налогом, и, соответственно, увеличить доходы от государственного бюджета.

Сейчас ведомство обсуждает инициативу с предпринимателями. Представители майнинговой отрасли в ближайшее время предоставят свои проекты, уточнили в Минэкономразвития. В Минфине считают, что вопросы осуществления майнинга необходимо рассматривать в контексте формирования правовой базы в сфере обращения цифровых валют.

Идею поддерживают и в Госдуме. По словам главы комитета по финрынку Анатолия Аксакова, принципы налогообложения криптодобычи пока не ясны. «Очевидно, надо присвоить майнингу ОКВЭД, определить порядок налогообложения и получать доходы от этого вида деятельности», — заявил он. Кроме того, депутат предложил подумать над повышением тарифов на электроэнергию для майнеров, потому что сейчас они платят за нее наравне с обычными потребителями. Он отметил, что большая часть добытчиков криптовалюты не уплачивает никаких налогов, однако крупные фермы хотели бы работать легально.

Сферу майнинга имеет смысл облагать налогом, регулировать и выводить в белую зону, сказал в беседе с «Компанией» ведущий аналитик 8848 Invest Виктор Першиков. По его словам, создание комфортных юрисдикций, регулирования с прозрачным налогообложением и защитой бизнеса позволит России стать для многих участников криптоотрасли интересной юрисдикцией для размещения оборудования.

Аналитик добавил, что за последние два-три года популярность «домашнего» майнинга пошла на спад, поскольку для хорошего заработка необходимы значительные мощности добывающей фермы. Соответственно, чем больше объем майнинга, тем больше от этого выиграет крупный бизнес.

Кроме того, не исключены дополнительные ограничения после легализации добычи криптовалют в стране. «Мы должны понимать, что майнинг — это инструмент, который пользуется спросом, в том числе со стороны лиц, совершающий незаконные операции», — добавил Першиков. Поэтому «основная боль» властей — соблюдение правил идентификации держателей криптовалют, противодействие отмыванию средств, а для этого добытая криптовалюта должна быть прозрачной и полностью отслеживаться. Если говорить о майнинге, как об отрасли, то к ней могут начать предъявлять жесткие требования, вплоть до определенного и сертифицированного оборудования для добычи, которое будут выдавать Минцифры и ФСБ, отметил Першиков.

Минусы легализации майнинга

Консервативной точки зрения придерживается ЦБ. Регулятор последовательно выступает против криптовалютного оборота в стране. «Банк России не поддерживает инициативы, способствующие появлению денежных суррогатов», — заявил «Известиям» регулятор.

Ничего хорошего от легализации ждать не стоит, считает криптовалютный трейдер и майнер Евгений Каминский. По его словам, приравнивание майнинга к предпринимательской деятельности приведет к тому, что представители рынка переедут в другие страны, поскольку сложно легально работать «по непонятным условиям». «У всех политических структур, начиная с МВД и заканчивая Минцифры, Минэкономики и Госдумы, разное понимание майнинга, но все хотят добычу налогом. «Пока не будет единого понимания, никаких правил игры на рынке не сложится», — заявил эксперт в разговоре с «Компанией».

По подсчетам Каминского, российские майнеры могут добывать от $100 млн до $200-300 млн в год. При этом сейчас они предпочитают продаже только добычу. «Если не продали [добытую криптовалюту], то и прибыли нет. Вся прибыль виртуальная; налог не уплатишь пока она не станет реальной», — рассуждает эксперт. Он отметил, что падение курса биткоина также можно расценивать как убыток. Каминский считает, что никто из майнеров не пойдет на оплату налога при условии трат на персонал, оборудование и его поддержку.

Легализация майнинга бессмысленна без легализации оборота криптовалют вообще. Пока же майнинг находится в серой зоне с явным трендом перехода в нелегальное поле, считает главный редактор Telegram-канала «Нецифровая экономика» Олег Сальманов. «Думаю, противоречия между сторонниками и противниками легализации “крипты" неразрешимы, и компромиссы тут вряд ли возможны», — заявил он «Компании». По словам Сальманова, легализацию майнинга ждать не стоит, пока среди противников идеи есть ЦБ и силовики.

Основательница Telegram-канала «Все о блокчейн, мозге и цифровой экономике в России и мире» Ани Асланян добавила, что сама идея легализации майнинга логичная, однако нужно добавить еще один пункт — как отражать в финансово-отчетных документах полученную в монетах прибыль.