«Реальные убытки блогеров гораздо больше»
В прошлом месяце российский суд по требованию Генпрокуратуры признал компанию Марка Цукерберга Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность на территории РФ. Принадлежащие гиганту соцсети Facebook и Instagram, соответственно, оказались запрещены на территории России и заблокированы, из-за чего российские блогеры, ведущие бизнес онлайн, лишились заработка. Кроме того, Google отключил монетизацию на территории РФ. Основательница Совета блогеров при Совете Федерации Валерия Рытвина рассказала «Компании», почему Цукерберг должен россиянам миллиард долларов и как с иском против Meta связаны австралийские журналисты.
— Насколько мне известно, российские социальные сети сейчас создают различные программы для блогеров и активных пользователей соцсетей. По определенному виду контента увеличивается монетизация, а где-то предоставляются льготы на рекламные кабинеты. Если эти идеи еще не реализовали, то, по крайне мере, я слышала о таких инициативах. Как минимум наши соцсети адаптируют свои платформы для более комфортного пользования и дорабатывают функционал. Мы от нашего Совета блогеров направляли рекомендации, что именно стоит добавить, к примеру для «ВКонтакте». Как минимум чтобы это было удобно для предпринимателей. Это обещали учесть, как мне известно, разработчики уже этим занимаются. Прямо сейчас создание удобного функционала важнее всего.
— Конкретно подсчитать убытки можно только через сбор сведений по рекламным кабинетам. И это будут ощутимые цифры, которые на самом деле поддаются подсчету. Остальные суммы — это предположения и среднестатистические данные. Тот иск к Марку Цукербергу и Meta, о котором мы говорили на заседании в Общественной палате РФ (ОП), по этому делу уже выдвинута претензия. Естественно, мы предполагаем, что она будет проигнорирована. И для обоснования мы станем собирать пострадавших, тех, кто вкладывался в рекламный кабинет, тех, у кого были вложены деньги в таргет. Именно вложенные средства можно считать убытками. Понятно, что реальные убытки блогеров гораздо больше, потому что тут речь идет о незаработанной прибыли и неполученных заказах. Это все тоже убытки, но их подсчитать невозможно. А в основу иска лягут именно рекламные кабинеты.
— Как я уже сказала, цену иска мы будем обосновывать личными кабинетами и таргетом. Что касается заявленной суммы, то здесь мы пошли по примеру австралийских СМИ, которые за незаконные действия Meta получили компенсацию в размере миллиарда долларов. Информация по тому делу была довольно расплывчатой. Где-то писали, что миллиард был получен, где-то — что просто «потребовали». Другие СМИ передавали, что Meta (на тот момент Facebook) сама согласилась заплатить эти деньги. По крайне мере, эта цифра уже была обозначена в рамках отношений американской компании с профессиональным сообществом. Поэтому и мы не стали изобретать велосипед.
— Здесь все будет зависеть от реакции Meta на наш иск или просто от извинений компании перед российскими гражданами. То есть, если какой-то диалог состоится, компания признает свою неправоту в информационном пространстве, а свои заявления — некорректными, тогда можно будет понять, какие мы предпримем ответные шаги. Следовательно, мы либо будем выходить с какой-то инициативой к властям, либо нет. Но в первую очередь мы ждем реакции.
— У нас в совете максимум два YouTube-блогера, поэтому здесь развернуто не могу сказать. Но могу предположить, что у них после отключения упал заработок. У многих даже крупных блогеров с пророссийской повесткой заблокировали аккаунты. Например, у пранкеров Вована и Лексуса, последний из которых тоже является членом нашего совета. Поэтому, да, помимо отключения монетизации, YouTube еще и блокирует конкретные аккаунты. Блогеры несут уже прямые убытки. А мы пока YouTube и Google от совета еще не занимались, потому что все-таки основная часть предпринимателей сосредоточена в Instagram, а мы действуем в интересах не столько блогеров, сколько всего бизнес-сообщества. Но и в ситуации с YouTube налицо противоправные действия, которые в том числе противоречат нормам международного права.
— Здесь мы сейчас можем только предполагать. Не возьму на себя ответственность в выражении мнения по этому вопросу, я все же не разработчик и не SMM-специалист. Поэтому у меня нет информации, на которую можно было бы опираться для тех или иных выводов.