Top.Mail.Ru
архив

Резиновый динозавр

Американская компания Goodrich за более чем столетнюю историю неоднократно создавала революционные технологии и новые материалы. Но, сделав очередное открытие, Goodrich постепенно уступала лидерство конкурентам, ставившим изготовление новинок на поток. В конце концов компания нашла бизнес, до которого прежним соперникам было не дотянуться.

 

Goodrich Corporation (ранее известная как BFGoodrich) названа в честь основателя – доктора Бенджамина Франклина Гудрича. Может быть, именно поэтому путь компании к успеху был таким же извилистым, как и карьера доктора. Во время гражданской войны в США Гудрич, врач и физик по образованию, работал в госпитале. После заключения мира в 1895 г. он занялся частной практикой в городе Джеймстаун, штат Нью-Йорк. Однако через год Гудрич оставил занятия медициной, чтобы уже никогда к ним не возвращаться. Он вместе со своим знакомым – адвокатом Джоном Морисом основал в городе Хастингс-на-Гудзоне компанию по производству каучука HudsonRiverRubberCompany. Создание бизнеса обошлось партнерам в $5000. Первое деловое начинание бывшего врача оказалось неудачным, вскоре из-за финансовых проблем HudsonRiverRubberCompany прекратила существование, но Гудрич уже проникся духом предпринимательства и поверил в будущее каучуковой индустрии. В 1870 г. он попытался открыть заводик в уже знакомом ему Джеймстауне, но местные жители горячо протестовали против создания в их городе «вонючей каучуковой фабрики».

Расстроенный доктор, захватив с собой жену, отправился в Чикаго, надеясь подыскать более удобное место для своего предприятия. На одной из станций Гудричу попалась на глаза газета с рекламой программы поддержки предпринимательства, развернутой в небольшом городке Акрон. Вернувшись в купе, Гудрич сказал жене: «Не забудь свою шляпку, Мэри, мы выходим на следующей станции!» С этой фразы началось превращение Акрона в «каучуковую столицу» мира.

Созданный Бенджамином Гудричем завод производил пожарные шланги, ремни, каучуковые емкости для пивной промышленности. Бизнес BFGoodrich развивался достаточно успешно, но сфера применения резины в то время была ограничена, а технологии обработки значительно уступали современным, и в 1885 году доктор Гудрич решил открыть исследовательскую лабораторию. Таким образом, BFGoodrich стала одной из первых американских корпораций, начавших инвестировать в научные исследования.

 

Виниловые занавески

Около 40 лет в лаборатории занимались исследованиями в области химии, но не изобрели ничего выдающегося. Перемены начались в 1926 году, когда компания наняла Вальдо Симона – молодого ученого из Вашингтонского университета, которому было поручено разработать недорогую синтетическую замену натурального каучука. Поначалу результатами опытов Симона были только облака газа и постоянные взрывы в лаборатории, так что коллеги ученого начали всерьез опасаться за свою жизнь. В конце концов Симону удалось разработать порошок, который после добавления в него растворителя превращался в гель. Застывая, он образовывал материал, похожий по своим качествам на каучук. Полученная субстанция имела сложное название – «поливинилхлорид» (ПВХ). Заинтересованный свойствами нового вещества, Симон начал в целях эксперимента изготавливать подошвы для обуви, ручки для домашней утвари и изоляцию для электрических проводов. Результаты первых опытов разочаровали ученого. ПВХ «не хотел» выполнять те функциональные задачи, которые поручал ему Симон.

После краха американского фондового рынка 1929 года, положившего начало Великой депрессии, руководство BFGoodrich намекнуло ученому, что пора бы прекратить тратить деньги компании на эксперименты с веществом, не имеющим практического применения. Симон вернулся домой, погруженный в размышления о том, как спасти свои разработки. Идея родилась неожиданно. Жена ученого как раз шила новые занавески, и Симон подумал, что если покрыть любую ткань изобретенным веществом, то материал приобретет новые свойства. Через несколько дней доктор Симон демонстрировал начальству водонепроницаемый плащ с виниловым покрытием. А еще через несколько лет открытие Симона привело к появлению новых потребительских товаров – таких, как плащи-дождевики, занавески для ванных комнат. Продукция из ПВХ быстро завоевывала рынок. Компания продвигала новинки под маркой Koroseal. В 1933 году доктор Симон получил патент на свое изобретение. Успешный виниловый бизнес BFGoodrich в 1993-м был выделен в отдельное подразделение, новая компания получила название GeonCompany. Сегодня в мире производится более 22 млн тонн поливинилхлорида, а оборот этого рынка достигает $20 млрд.

 

Американское бездорожье

В конце XIX века Goodrich начала осваивать производство шин. Поначалу компания выпускала шины для велосипедов, а в 1896 году представила свою первую модель надувных шин. В этом же году шины BFGoodrich были установлены на один из первых американских автомобилей. В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал компанию Goodyear Tire & Rubber Company. Как признался сам Сейберлинг, он намеренно выбрал схожее название: «Люди будут постоянно путать товары, произведенные разными фирмами, и приобретать нашу продукцию». Тогда лидерство BFGoodrich на рынке было очевидным, и вряд ли кто-то мог предположить, что через несколько лет «младший брат» с похожим именем потеснит на рынке своего предшественника.

Чтобы сделать продукцию массовой, BFGoodrich пришлось совместно с другими участниками автомобильного рынка доказывать американцам, что автомобиль действительно не роскошь, а средство передвижения. Одной из главных проблем были тогдашние американские дороги, качество которых делало любую поездку похожей на ралли. Простым американцам перспективы покупки авто казались довольно сомнительными. BFGoodrich поддерживала популярное в то время движение «за хорошие дороги», участники которого добивались увеличения расходов на реконструкцию дорожной сети, в том числе и за счет повышения налогов на бензин. На собственные деньги компания Goodrich выпускала карты и устанавливала дорожные указатели.

В 1920-х годах Goodrich начала развивать бизнес по производству шин для самолетов. В 1927-м Чарльз Линдберг успешно приземлился в Париже после первого трансатлантического одиночного полета. Его самолет был оснащен шинами BFGoodrich. Перелет Линдберга помог выявить одну из главных опасностей, подстерегающих самолеты во время таких рейсов, – обледенение корпуса. Goodrich представила в 1932 году свою систему, которая предотвращала образование льда. И на сегодняшний день компания остается одним из основных поставщиков подобных систем в мире. В 1934-м компания создала для пилотов костюм, защищающий от низкого давления на больших высотах. Благодаря этому стали возможны полеты на высоте до 10 км.

Во время второй мировой войны Goodirch резко расширила свои научные исследования. Это был вынужденный шаг: с началом войны Америка лишилась поставок натурального каучука, поскольку большинство запасов его контролировали японские компании. Но Вальдо Симон, занимавший пост директора BFGoodrich по исследованиям, продолжал искать замену натуральному сырью. Совместно с другими американскими корпорациями BFGoodrich участвовала в национальной программе, призванной обеспечить вооруженные силы США материалом для шин. Компания предложила более 15 000 экспериментальных сортов искусственной резины. К концу войны количество резины, выпущенной американской промышленностью, более чем в два раза превысило мировые запасы натурального каучука.

В 1946 году BFGoodrich начала производить бескамерные шины – еще одна революционная новинка, которая фактически «открыла» новый рынок. Сделано это было своевременно, поскольку позиции BFGoodrich по части шин были неустойчивыми. В течение ХХ века Goodyear последовательно теснила компанию BFGoodrich, главным образом благодаря агрессивной маркетинговой политике и поддержке со стороны корпорации Ford. BFGoodrich находила силы сопротивляться «тезке» вплоть до 80-х годов ХХ века, когда конкуренция на рынке США резко обострилась из-за прорыва на американский рынок европейских производителей, предлагавших шины радиального типа.

BFGoodrich пробовала наладить производство таких шин, но попытка окончилась провалом, и деньги, потраченные на исследования и переоснащение производства, были потеряны. Менеджмент компании намеревался спасти положение за счет слияния с другим крупным американским игроком – Uniroyal, но эта история закончилась совсем не так, как того хотела BFGoodrich. Один из наиболее опасных конкурентов Goodrich – компания Michelin приобрела и активы Uniroyal, и шинный бизнес BFGoodrich. Как пояснял впоследствии Чарлз Эймс, занимавший в то время пост президента Goodrich Tire, компания могла успешно конкурировать с Michelin в краткосрочной перспективе, но в стратегическом плане борьба против заокеанских конкурентов была заведомо обречена на провал. У компании не хватало ресурсов для вложений в долгосрочные разработки и развитие бизнеса. Французской Michelin, в свою очередь, был жизненно необходим сильный партнер для захвата американского рынка.

 

Околоземная орбита

Потеряв позиции на рынке производства шин, BFGoodrich начала искать новую нишу, в которой могла бы использовать накопленный за 100 лет инженерный потенциал. Выбор пал на авиационно-космическую промышленность. Первые заказы BFGoodrich получила в начале 1960-х, когда NASA потребовались скафандры для астронавтов. Разработки для NASA были успешно выполнены: BFGoodrich создала скафандры, в которых первые американские астронавты вышли в открытый космос. А в начале 1980-х BFGoodrich совместно с NASA начала разработку металлических панелей, которые должны были заменить собой керамические плитки, защищающие корпус космических челноков от перегрева.

Компания также активно развивала бизнес по производству самолетных шасси. В 1990-е годы BFGoodrich стала поставлять компаниям Airbus и Boeing шасси, обтекатели двигателя и топливные системы. Свои позиции на аэрокосмическом рынке BFGoodrich удалось усилить за счет слияния с компаниями Rohr (производство компонентов для авиаиндустрии) и Coltec Industries (производство шасси, топливных инжекторов, лопастей для турбин). Среди разработок компании – новая модель сопла, созданная по заказу Lockheed Martin для самолета-разведчика U-2. В настоящее время аэрокосмическая продукция составляет более 80% доходов компании, а ее доля в совокупной прибыли BFGoodrich равняется 86%. Рыночная капитализация BFGoodrich – $1,8 млрд.

Еще по теме