Top.Mail.Ru
мнения

Россияне готовы летать

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Билетные агрегаторы стали барометром настроений россиян в период эпидемии. Майские результаты продаж показывают, что граждане оптимистично смотрят в будущее. О том, куда люди готовы лететь, и что в индустрии изменил коронавирус, «Компании» рассказал управляющий директор Aviasales Макс Крайнов. 

Макс, как изменилась статистика обращений к сайту по сравнению с прошлым годом?

— Апрель, конечно, был очень неприятный для нас месяц. И для всех в тревел-индустрии. В вебе трафик Aviasales снизился примерно на 60 %. В мобильном приложении потери аудитории были меньше. Особенность пандемического поведения в том, что люди используют мобильное приложение больше для того, чтобы помечтать, а покупки совершают в вебе. Обычно преобладает другая модель: через мобильное приложение люди покупают авиабилеты на завтра. То есть мы видим, что люди фантазируют о будущих путешествиях.
Май уже начал отыгрывать падение.

Есть ощущение, что россияне засиделись дома и уже готовы летать на самолетах?

— Это не ощущение, это наитвердейшая уверенность: в мае у нас на 43 % выросло число поисковых запросов и дальнейших покупок авиабилетов по сравнению с апрелем. Цифры уже почти в 1,5 раза больше, и месяц еще не закончился — люди очень хотят улететь куда угодно, лишь бы подальше от того места, где они сейчас находятся. Каждый из многочисленных знакомых рассказывает мне по секрету, что, как только снимут ограничения, он через час уже будет в аэропорту с паспортом в руке и чемоданом с наспех набросанными вещами. Это «наблюдаемое» поведение (то есть что на самом деле происходит), и мы не видим в нем страха полетов, о котором много было написано.
СМИ транслируют новые идеи чиновников сделать людей несчастными — например, ввести меры дистанцирования. Те, кто их придумывают, не имеют никакого представления о том, как работает индустрия, и вообще являются людьми недалекими. А вот те, кто за ними повторяют, не проверяя информацию, уже похожи на преступников.
Вот вам пример: если мы говорим про необходимость соблюдать дистанцию в два метра во время посадки в самолет Airbus A380, в котором более 550 мест, то очередь будет больше километра. Когда этот километр окажется внутри, пассажиры будут находиться на расстоянии 24 см друг от друга. И это абсурд!
Несмотря на этот информационный фон, люди голосуют рублем. В июне, я уверен, будет просто взрыв продаж. Или правильнее говорить «хлопок»?

  • 46,1 % россиян готовы путешествовать уже в июле.
  • 29,2 % и 16,3 % — ищут билеты на август и сентябрь соответственно.
  • Каждый четвертый планирует отдохнуть не меньше двух недель.

Топ популярных направлений возглавляют российские курорты (более 57 % поисковых запросов). Далее следуют: Турция (3,4 %), Испания (2,3 %), США (2,1 %), Италия (1,9 %) и Таиланд (1,8 %).

Статистика Aviasales на основе анализа 6 млн поисковых запросов.

Вы сказали, что люди готовы лететь куда угодно. Но все-таки есть какие-то приоритетные направления?

— В первую очередь они полетят туда, куда их пустят, поэтому пока «путешествуем дома». В Краснодарский край и Крым загрузка прогнозируется под 200 %. В топ популярных направлений для москвичей попадает Алтай как альтернатива Сочи. Нестоличные жители приобретают билеты в основном в Анапу и Геленджик.
С путешествиями за рубеж, к сожалению, придется немножко подождать. Мое интуитивное мнение, что в этом году россияне поедут в отпуск дважды. Сначала — как только откроются внутренние линии и можно будет летать по России без какой-либо стигматизации. Самый популярный промежуток — от 11 до 16 дней. После того, как люди расслабят внутреннюю пружину, и когда откроются перелеты между крупными городами мира, то путешественники, у которых остались деньги, повторят этот опыт. Вероятно, поездки будут уже на меньший срок.

Сколько готовы тратить путешественники на билеты?

— Средний чек по сравнению с предыдущим годом, конечно, изменился. Люди тратят в среднем на 9-10 % меньше. Если бы сравнивали цены на международных направлениях, то они были бы выше прошлогодних из-за повышения курса доллара.

Интересно посмотреть на статистику отказов от купленных ранее билетов. По вашим оценкам, больше пессимистов или оптимистов?

— Через нас ежедневно «улетает» 10–15 тыс. человек. Это смелые люди, которых я очень уважаю. Это не бизнес-поездки. В основном речь идет про поездки к родственникам или отпуск.
Наш собственный мартовский опрос показал, что 71 % людей, которые нашли билеты на Aviasales, верят, что смогут полететь, и по своей воле не собираются ничего сдавать. Речь шла про лето-осень. Плюс, к счастью, страх сорванных поездок у людей уходит, потому что авиакомпании и турагентства упростили процесс. Сейчас уже меньше вопросительных знаков.

Но они все-таки еще есть!

— Да, они называются «ваучеры», которые ввели пару недель назад. Основная проблема в том, что продажи начинаются за 365 дней до вылета. Эти деньги не лежат где-то на банковском счете, чтобы их можно было по запросу вернуть, а используются для оплаты аренды самолетов, топлива, аэропортовых сборов... В феврале — апреле авиакомпании всего мира столкнулись с тем, что накоплены обязательства на огромные суммы перед клиентами, а свободных денег нет.
Выбор для бизнеса небольшой: расстроить клиента или перестать существовать. Очевидно, что авиакомпании решили сделать первое, потому что с пассажирами можно попытаться как-то договориться. Так и появился ваучер — это тоже обязательство на определенную сумму перед клиентом, задокументированное авиакомпанией. Ваучер позволяет зачесть ранее заплаченные деньги в счет будущих перелетов. Кто-то делает его сроком на год, кто-то — на два года. Это лучшее, что можно было сделать в этой непростой ситуации. По крайней мере, это лучше банкротства авиакомпаний, при котором их долги клиентам просто прощаются.
Однако есть категория наиболее пострадавших клиентов — это те, кто купили билеты в кредит. Взамен путешествия они получают ваучер, которым смогут воспользоваться через год, а проценты по кредиту платят уже сейчас.
Еще хочется предостеречь, что случаи мошенничества с ваучерами участились.

Как меняется активность самих компаний? По вашим ощущениям, когда рынок может восстановиться полностью?

— Я бы много денег отдал, чтобы знать точный ответ на этот вопрос. Согласно нашему операционному плану, в июле начнут восстанавливаться гражданские авиаперевозки внутри России. Начиная с октября мы ожидаем старт перелетов между крупными городами мирами, в первую очередь столицами. И ближе к январю откроются более сложные маршруты, через города-хабы, такие как Катар, Дубай.
Для оценки сроков восстановления рынка есть два источника информации. Первый — это наблюдаемые данные, которые говорят, что если все пойдет правильно и не начнется вторая волна эпидемии, то индустрия восстановится примерно за полтора-два года. При этом, конечно, внутри России перевозки восстановятся быстрее, чем на зарубежных направлениях.
Второй источник информации — это прогнозы публичных компаний, которые по вполне понятной причине управления ожиданиями акционеров дают более длинные сроки — около трех лет.
Мы больше склоняемся к первым оценкам.

Рынок, по-вашему, вернется в доковидное состояние?

— Он никогда не будет таким же. Как минимум изменится характер перелетов. Перелеты через хаб, которые начали набирать популярность в 1980–1990-х и под которые строились борта большой вместимости типа «летающего огурца» Airbus A380, будут сходить на нет.
В то время как модель point2point — перелеты между городами — сейчас неожиданно получает очень много стероидов. Это касается и международных, и региональных перевозок. Они в целом станут более экономичными и экологичными. Тот же S7, например, не так давно закупил большое количество красивых и комфортных Embraer.

Как это повлияет на стоимость билетов?

— Пока более обоснованно можно рассуждать про цены на ближайший год. Наблюдения за рынком показывают, что стоимость билетов не вырастет, по крайней мере существенно. Это читается в целях, которые ставят авиакомпании. Для этого могут быть политические, экономические причины или просто желание вернуться к статусу-кво. Несмотря на растущее желание летать, люди очень внимательно смотрят на цены.
Когда месяц назад появилась «увлекательная» концепция шахматной рассадки в самолетах, которая увеличила бы стоимость билетов на 45–50 %, то все авиакомпании независимо друг от друга пришли к выводу, что не смогут найти покупателей и это лишает полеты экономического смысла. В итоге это признал даже Роспотребнадзор.

По статистике прошлых периодов, удовлетворялся ли внутренний спрос на авиабилеты? Возможно ли появление каких-то новых игроков на этом рынке или, наоборот, исчезновение существующих?

— Российские авиакомпании летают с очень высоким коэффициентом загрузки, но не стопроцентной. Я думаю, что основной спрос удовлетворяется. В противном случае это связано с платежеспособностью: билет Владивосток — Москва периодически стоит дороже, чем авиабилет Москва — Нью-Йорк.
Будущее авиакомпаний трудно предсказать... Пока выглядит так, что все выживут. Может быть, госучастие в их бизнесе повысится немножко. Я знаю, что у ряда авиакомпаний дела идут не очень хорошо с точки зрения оборотного капитала, но все они помимо коммерческих функций выполняют социальную — по связанности регионов страны. И для государства это важнее, чем обанкротить какую-то авиакомпанию.