Top.Mail.Ru
$ 58.13
 108.40
£ 72.69
¥ 45.27
 59.87
Нефть WTI 111.14
GOLD 1850.90
РТС 1253.69
DJIA 31880.24
NASDAQ 11535.28
BTC/USD 29258.00
стиль

Русский винный хайп. Долой скучную классику

Выдержка вина в современных квеври. Фото: Eckhard Supp / Alamy / Legion-Media Выдержка вина в современных квеври. Фото: Eckhard Supp / Alamy / Legion-Media

Модные тренды в российском виноделии формируются быстрее, чем обновляются сезонные коллекции в ZARA. Капризный российский потребитель и винодел (ну или в обратном порядке) давно устал от винной классики — от кьянти, от бордо, да и от российского каберне. Жажда чего-то нового определяет модный винный хайп. И если недавно в моде были нарочито лубочные, исконно российские сорта со странными названиями вроде «варюшкин»1, то сегодня мы наблюдаем иные флуктуации винных стилей. В моду входят другие винные тенденции, пришедшие с Запада, но преобразовавшиеся на российском рынке. И это не розовое вино — оно уже повседневный продукт. Модные штуки должны удивлять хотя бы винных неофитов. Три новых модных направления в российском вине — глю-глю, оранжевые янтарные вина, петнаты. 

Первый тренд: глю-глю вайн — всемирное Божоле-нуво

Хорошая новость для тех, кто вообще не разбирается в вине, — вы уже в тренде. Глю-глю2 — вино, чтобы просто пить, а не разбираться в нем. Новый, спорный, сложно определяемый, но уже начавшийся тренд, судя по возникшим в 2021 году позициям специализированных бутиков, — глю-глю.

Глю-глю — вина для тех, кто устал искать скрытый, потаенный смысл во всех этих сортах, стилях и историях виноделен, десятилетие за десятилетием ползающих то по голубым глинам, то по гальке, то по вулканическому пеплу, рождая зубодробительные наименования. Это нудно, скучно и заурядно.

В конце концов, вино — это просто алкогольный напиток. Адепты тренда говорят: хватит всей этой чепухи про терруары и лунные фазы, давайте пить! А давайте — отвечают им российские виноделы: пейте.

Этот посыл во многом перекликается с праздником молодого вина Божоле-нуво, чуть было не закрепившегося на российских берегах в начале 2010‑х годов. Его можно считать частным случаем движения глю-глю. Праздник не очень прижился, но в отличие от божоле, глю-глю представляется круглогодичной тенденцией. У этого направления шансы есть, тем более последние исследования рынка говорят об упрощении вкуса аудитории, особенно молодежной.

С тем, что они делают глю-глю, виноделы определились в 2021 году. Наиболее подходящим сырьем оказался «шампанский» сорт «пино менье»3, позволивший выпустить красные вина крепостью 11–12%. Такие позиции вышли у брендов «Бельбек» и Loco Cimbali. Стоит вспомнить, что с середины 2000‑х годов у винзаводов «Кубань-Вино» ежегодно выходит красное вино «Молодое», выполняемое из «саперави». Оно тоже легкое, оно тоже насыщенное, оно тоже простое. Можно считать, что именно этот производитель опередил время на российском рынке, предсказав модный тренд за 15 лет вперед.

Глю-глю — тренд на Малевича в вине, российский винный авангард. Теперь, чтобы попасть в мир вина, вам не надо знать значений слов «терруар» и «миллезим» — достаточно, чтобы вам исполнилось 18 лет. 

Второй тренд: оранжевые янтарные вина

Мода на старое и забытое, когда-то отфильтрованное виноделами предыдущих поколений, характерна практически для любого рынка. Ренессанс белых вин, выполненных по технологии брожения в контакте с мезгой, идет во всем мире без малого 30 лет. Недавно OIV4 признала их отдельным направлением виноделия.

В советском виноделии не было оранжевого, янтарного или квеври-вина5. Было вино по-кахетински. Вернее, его так называли, но были специальные марки, выполнявшиеся по модной сегодня технологии. К примеру, таковым было «Тибаани № 12», выпускаемое в Грузии с конца 40‑х годов. В то время СССР опережал еще не возникшую моду лет на 40! В Европу модная тенденция попала в конце 80‑х, а в крымском виноделии первые упоминания о кахетинском методе новой волны относятся примерно к 2010 году. К концу 2010‑х из отдельных экспериментов родился мощный тренд, распространившийся по обе стороны Керченского пролива, причем имеющий значительные отличия от западных тенденций.

Российское оранжевое виноделие характеризуется абсолютной свободой в выборе сортов, технологии, стиля вина. Вина могут выполняться в металлических емкостях, квеври, бетонных шарах. Могут контактировать только с мезгой, могут контактировать с гребнями.

Могут быть выполнены из «классического» «ркацители» (хотя в Грузии используются и другие сорта), а могут из европейских «рислинга», «пино гри», «шардоне», «белого муската». Есть примеры работы с сортовой гордостью Крыма — «кокуром»6 — или даже гибридными сортами7.

Например, виноград «цитронный марагача» представляет собой сорт советской селекции, белый гибрид от «ркацители» и морозоустойчивых видов. Современными виноделами он не раз подвергался обструкции и выкорчевыванию, но напоследок хлопнул дверью, стараясь не остаться только в научных сортовых коллекциях — нашел свое применение в оранже (сегодня выпускают «Кубань-Вино» и «Винодельня Узунов»).

Отдельно можно отметить работу с «белым мускатом», что становится интереснейшим трендом в тренде. Оранжевые образцы вин иногда содержат его небольшое добавление в купаж, что дает насыщенный профиль без перекоса в парфюмерность.

Каждый год предложение оранжевых вин ширится, так что некоторые массовые образцы уже претендуют на полки гипермаркетов (что вытолкнет этот тип вин из модного тренда в массовый). Несмотря на развитость данного направления, даже в рамках российской классификации вин ему пока не нашлось места. На разных конкурсах подобные вина классифицируются как белые. Для них нет какого-то собственного рейтинга, соревноваться им приходится в другой весовой категории.

Оранжевое вино мало того, что беззаботное, так еще неплохо сопровождающее практически все блюда — от зеленых салатов и шашлыков до поке и супа фо-бо. Универсальный модный солдат в цветных очках. 

Оранжевое виноДаже для неискушенного взгляда очевидно, что оранжевые вина выделяются в ряду общепризнанных классов вин, заслуживая отдельной главы в энциклопедии виноделия. Фото: The Remedy

Третий тренд: петнаты 

Петнаты8 как явление спровоцированы растущим запросом на модное «шампанское». Само классическое шампанское модным не назовешь, просекко тоже утомило публику, поэтому даже западные аналоги, выполненные методом ансестраль (дедовским) — петнаты — получили свою долю интереса российского потребителя.

Наши виноделы заинтересовались петнатами по довольно простым причинам. Запрос на игристые вина существует практически всегда, это востребованная категория даже до и после 8 Марта и Нового года.

С недавнего времени фермерская лицензия, выдаваемая для КФХ9, позволяет выпускать единовременно как тихие, так и игристые вина (крепленые не позволяет).

Петнат оказался наиболее доступной формой игристых вин, которую может выпустить винодел-фермер в рамках своей лицензии, не приобретая при этом сверхдорогостоящего оборудования (как для игристых вин типа просекко, выполняемых в акратофорах10) и не задерживая выпуск вина как минимум на год, как требует технология вин классической шампанизации.

Естественно, петнаты это модно по всему миру, поэтому параллельно фермерам в эту гонку включились и такие гиганты рынка России, как «Лефкадия» и «Фанагория». Штатный шампанист последней привез технологию на предприятие после стажировки в Австрии.

Участвуют в петнат-движении и адепты биодинамического учения — проект Uppa Winery (Павел Швец).

За короткий срок в 3–4 года на российском рынке сформировался целый сегмент вин, спрос на который растет постоянно. И в среднем цена на петнат давно превышает даже среднюю стоимость российского игристого вина классической шампанизации. Модное «шампанское» для российского рынка найдено.

Что дальше?

В отличие от западного потребителя, россияне пока не уделяют особого внимания ни углеродному следу, ни химической нагрузке на терруар, ни биоразлагаемой упаковке, ни даже винам, предназначенным вегетарианцам. Но любой из этих признаков может стать значимым в грядущее десятилетие. Пока можно отметить, что автохтонная лихорадка, кто ее успел заметить, завершилась. Интерес возник к довольно нишевым винам, которые можно характеризовать как понятные, открытые и доступные для понимания любого потребителя. Мода пришла к «беззаботным» винам.

Что будет дальше?

Глю-глю будут кочевать с тусовки на тусовку лет пять-шесть, чтобы заматереть и вырасти в стиль, который надо будет изучать.

Оранжевые вина встанут на полку рядом с розовыми. Их будет не так много, как белых и красных, но больше, чем ликерных.

Петнаты уйдут целиком в туризм. На полке бутика и магазина все-таки шампанское уже раз победило их, сделает это и снова.

Что станет следующим модным винным трендом? 

За последние несколько лет российский потребитель распробовал новозеландский совиньон блан тропического типа. Современная экономика диктует свои условия, скорее всего, новозеландский совиньон блан станет дороже, но в российском виноделии есть попытки создать вино в подобной стилистике. Думаю, что следующим модным российским трендом будет новозеландско-российский совиньон блан — пусть и на основе сорта «цветочный».

Вернется ли мода на кьянти? Думаю, нет. Италия и Франция будут иметь статус бронзовеющих констант виноделия, но модные тенденции винофилы будут искать среди вин других стран, в том числе и России


1 Варюшкин — красный донской технический сорт винограда. Происхождение неизвестно.

2 Глю-глю — фонетическая имитация глотков вина на французском языке. Термин, которым обозначают вина, предназначенные для пития залпом.

3 «Пино менье» — один из основных трех технических сортов, использующихся в провинции Шампань для изготовления шампанского, наряду с «пино нуар» и «шардоне».

4 OIV — Международная организация виноградарства и виноделия.

5 Квеври — глиняные сосуды, изготавливаемые в Грузии для создания, выдержки, хранения вина. В других странах могут иметь иное именование — пифос, карас и т. д.

6 «Кокур» — белый крымский технический сорт винограда. Происхождение неизвестно.

7 Гибрид — виноградная лоза, имеющая в родителях виды, отличающиеся от винограда культурного, vitis vinifera.

8 Петнат — название происходит от французского слова «petillant» и «naturel». В отличие от традиционного метода производства игристых вин, петнаты разливаются в бутылки во время первичной ферментации. Насыщение углекислым газом происходит за счет остановки и возобновления процесса брожения.

9 КФХ — крестьянское фермерское хозяйство, форма объединения для ведения сельского хозяйства, определенная в ГК РФ и 74‑ФЗ.

10  Акратофор — аппарат для получения игристого вина резервуарным способом.

Еще по теме