Top.Mail.Ru
архив

"Содружество" Автобанка

Консолидация банковского и страхового капиталов становится едва ли не самой актуальной темой для обсуждения в международных финансовых кругах. Примечательно, что российские финансовые институты не просто следуют наметившейся мировой тенденции, но даже сумели в известной степени предвосхитить ее. Во всяком случае, еще в январе прошлого года было объявлено о формировании банковско-страховой группы вокруг Автобанка и "Ингосстраха".

Автобанк в 1999 году увеличил до 900 млн руб. свой уставный капитал. В ближайшее время предполагается увеличить его еще на 500 млн руб. Причем основную часть новой эмиссии Автобанк надеется продать зарубежному инвестору (имя которого до регистрации в ЦБ проспекта эмиссии в банке предпочитают не разглашать). Кроме того, за послекризисный период Автобанк открыл 4 новых филиала и 12 отделений. Стал одним из самых заметных игроков на рынке розничных банковских услуг.

Наконец, сама группа стала расширяться. В сфере ее интересов не мог не оказаться исторически связанный с Автобанком АвтоГАЗ, а также Автосельхозмашхолдинг, созданный "газовским" президентом Николаем Пугиным (напомним, что Пугин возглавляет совет директоров Автобанка).

Вот как комментируют складывающуюся на данный момент расстановку сил в этой пока единственной в России банковско-страховой группе ее руководители - председатель правления Автобанка Наталья Раевская и гендиректор "Ингосстраха" Евгений Туманов

Наталья Раевская: Наша банковско-страховая группа носит неформальный характер. У нас нет обязательного участия в капиталах. Взаимодействие происходит через органы управления и через переплетение услуг.

Кроме Автобанка и "Ингосстраха" в группу входит "Ингосстрах-Россия". Руководство этой компании в том, что касается стратегических планов, создания новых продуктов и т.д., согласовывает свои действия с "Ингосстрахом".

Такая же ситуация у нас и в банковской сфере. Есть банк "Ингосстрах-Союз" и Брянский народный банк. Это нужно хотя бы с той точки зрения, что там, где мы -Автобанк - не можем полностью прокредитовать одного заемщика, мы привлекаем два наших банка. Для этого-то, кстати, и увеличивается уставный капитал "Ингосстрах-Союза". Сегодня его размер должен быть доведен до 250 млн руб.

Брянский народный - очень активный участник группы, серьезный региональный банк. Раньше такие назывались "опорными", а сейчас он в основном поставляет нам клиентуру - и кредитную, и страховую.

Все традиционные взаимосвязи у нас отработаны. Скажем, у нас кредитуется клиент. Мы говорим так: "Сначала получите страховой полис "Ингосстраха", тогда мы вас будем кредитовать. Склады застрахуйте, товары застрахуйте". И теперь мы подошли к совместной реализации определенных программ.

Евгений Туманов: Мы пришли к выводу, что, несмотря на то что у "Ингосстраха" есть зарубежная сеть, кормить-то нас все равно будет Россия. Емкости рынка таковы, что хватит места всем. Несмотря на существование 1300 страховых компаний.

Мы работаем на российского товаропроизводителя, на российскую промышленность. Поэтому свои банковско-страховые услуги мы должны развивать под таким же углом зрения. В "Ингосстрахе" и в Автобанке разработана концепция совместного продвижения продуктов на рынке. "Ингосстрах" "садится" на точки продаж Автобанка. А Автобанк использует возможности "Ингосстраха" в регионах.

Таким образом мы пытаемся занять максимально большую территорию в целях расширения бизнеса, привлечения большего числа клиентов. Это очень важно, поскольку Ингосстрах все большее внимание уделяет страхованию физических лиц.

Выход на этот рынок компания начала осуществлять лишь пару лет назад. С момента основания - с 1947 года и до 1998 года - "Ингосстрах" значился во всех рейтингах как компания, работающая главным образом с корпоративными клиентами. И рентабельность ее определялась на основании работы с такими клиентами.

Ниша физлиц - это особая ниша. Она не приносит разово таких больших денег, как может принести корпоративный клиент. Это совершенно другие технологии продаж, другой менеджмент, совершенно другой подход. А банковско-страховая группа - это та палочка-выручалочка, которая позволяет привлекать розничную клиентуру.

В этом плане показателен недавно внедренный Автобанком вклад "Автолюбитель". Мы предлагаем клиенту разместить в Автобанке депозит под определенный процент, несколько завышенный по сравнению со среднерыночным уровнем. А "Ингосстрах" снижает тарифные ставки для владельца депозита.

"Ко": Примерно полгода назад вы говорили о том, что собираетесь страховать частные вклады в Автобанке. Этот проект переродился в результате в "Автолюбитель"?

Е.Т.: Дело в том, что мы пошли несколько дальше. Мы захотели быть максималистами и в декабре изменили этот продукт, распространив страхование не только на депозиты, но и на векселя, ценные бумаги и т.д. И как все новое, адаптируемое к нашему российскому законодательству, этот продукт должен пройти экспертизу в Страхнадзоре. Таким образом, мы сами, сознательно или несознательно, затормозили процесс лицензирования. Потому что сколько юристов - столько мнений. Но идея не оставлена.

Н.Р.: Мы же вообще хотим застраховать не те краткосрочные депозиты, которые люди и так открывают в банке. Мы нацелены на долгосрочную перспективу. Как говорится, "в чулках" лежит $40 млрд. Как их привлечь? Процентными ставками зачастую не возьмешь. Мы пытаемся с помощью страхования вкладов.

"Ко": Не проще ли прибегнуть к такому инструменту, как страхование жизни?

Е.Т.: И проще, и сложнее. Рынок не готов чисто технически. И дискредитирован всякими пирамидами. Для того чтобы завоевать доверие страхователей к этому продукту, должно пройти определенное время. Хотя попытки такие есть. И есть тенденции на рынке по возврату к классическому страхованию жизни. Наверное, в скором будущем эти продукты пойдут. Мы в группе к этому тоже готовимся. Собственно говоря, отчасти поэтому мы и начали переориентацию "Ингосстраха" на физлиц.

Сейчас часто спрашивают, как мы разделяем бизнес с "Ингосстрах-Россией". Когда придет время для внедрения страхования жизни, мы должны будем поделиться. Департамент страхнадзора заставит. Во всем мире жизнь и "не жизнь" поделены.

Для нас не будет больших проблем. Мы просто перераспределимся. Собственно говоря, в некоторых компаниях так уже сделано. Есть просто "Спасские ворота", а есть "Спасские ворота-L".

"Ко": Судя по всему, такой долгосрочный инвестиционный ресурс, как средства, привлеченные в результате реализации программ по страхованию жизни, очень бы пригодился вашей группе в свете того, что в ней отчетливо просматривается уже и мощное промышленное направление.

Н. Р.: Да, наша неформальная группа постепенно разрастается.

Прежде всего, конечно, нашим партнером является АвтоГАЗ и Николай Андреевич Пугин вместе со всем своим направлением.

Основная доля "газовских" финансов проходит через Автобанк. И раз так, мы должны блюсти все финансовые интересы завода : вести расчетные счета, проводить зарплатные платежи. Мы собираемся устанавливать банкоматы, участвовать в программах по страхованию рабочих.

Я думаю, что ГАЗ будет привлекать нас, когда будет проводить модернизацию, привлекать инвестиции по развитию мощностей.

К тому же нельзя забывать, что Горьковский завод - это не просто Горьковский завод. Это огромная взаимосвязь предприятий. Сам завод потребляет много металла. Уже есть взаимосвязь между металлургическим комплексом и машиностроением.

А предприятия, которые поставляют на ГАЗ запчасти, комплектацию, электрооборудование? У нас недаром подписан договор с АСМ-холдингом. Это направление, машиностроительное или автомобильное, которое возглавляет у нас Пугин, тесно связано с работой АСМ-холдинга.

Таким образом, постепенно формируется промышленное ответвление нашей группы. Кроме ГАЗа сюда обязательно войдет НОСТА. Потому что наши акционеры, у которых есть доли и Автобанка, и "Ингосстраха", действительно имеют довольно серьезные интересы на этом комбинате. В этот же сектор будут входить и кузбасские "угли", "Кузбассуголь" и ОАО "Междуречье". Это то, о чем мы можем говорить сегодня.

И если в банковско-страховой группе банковское направление курирую я, страховое - Евгений Михайлович Туманов, а машиностроительный блок - Николай Пугин, то металлургический сектор в нашей группе, как планируется, будет возглавлять бывший директор Орско-Халиловского металлургического комбината Павел Гуркалов. Эту идею поддержал и губернатор Оренбургской области Чернышев.

"Ко": Понятны исторические корни ваших взаимоотношений с "Ингосстрахом" и АвтоГАЗом. Но как вы познакомились с группой "Стилтекс", которая обеспечила вам столь успешное проникновение в металлургический комплекс?

Н.Р.: Со "Стилтексом" мы познакомились, когда был переток клиентов из Токо-банка. Сначала они просто обслуживались в Автобанке. Потом стали нашим акционером. Это очень опытный металлургический трейдер. Они работали и продолжают работать с "Северсталью", со многими металлургическими комбинатами.

Никого с улицы не бывает. Сначала нужно очень хорошо познакомиться друг с другом. Это люди, которые выполняли свои обязательства перед банком. Мы убедились, что их направление в промышленности нас устраивает. Мы можем с ними работать. Мы можем вместе с ними, с учетом нашего чисто кредитного опыта, строить наше будущее в промышленности.

"Ко": Сейчас, когда ваша группа столь существенно разрослась, не возникает ли желания все же формализовать ее? Не говоря уже о терминологическом неудобстве, связанном с отсутствием названия.

Н.Р.: Название есть - "Содружество". Оно, правда, пока тоже неформальное. Может быть, оно поменяется со временем. Но пока мы его используем между собой. Скажем, когда мы говорим, что что-то делается "в интересах группы "Содружество", это значит - в интересах тех, кто поддерживает наши идеалы.

Скорее всего, формализована наша группа не будет. Почему и название такое. Это "Содружество" юридически самостоятельных, но очень нуждающихся друг в друге структур.

Еще по теме