Top.Mail.Ru
архив

Сравнительный анализ вермишели

ДО СИХ ПОР отечественные предприятия пищевой отрасли воздерживались от прямой конфронтации, предпочитая решать междоусобные конфликты тихо, или направлять свой гнев на иностранных производителей. Однако появился прецедент открытой борьбы за рынок. Челябинская макаронная фабрика "МАКФА" подала в суд на столичную компанию "Экстра-М" (Московская макаронная фабрика №1. Руководство "МАКФА" не устраивает тот факт, что московские коллеги используют на своем товарном знаке логотип "№ 1 в России". "МАКФА" подразумевает в своем иске, что московская компания присвоила себе не принадлежащий ей титул (производитель №1 макаронных изделий в России скорее "МАКФА", чем "Экстра-М", если судить по объему производства, а сравнительные оценки качества товаров в рекламе согласно законодательству не допускаются). Так или иначе, "Экстра-М" теперь вынуждена в суде объяснять, что она, собственно, имела в виду под утверждением "мы - №1".

"Экстра-М" всегда считалась монополистом на столичном рынке макаронных изделий, конкурируя в этом секторе, пожалуй, только с итальянскими производителями однопрофильной продукции. "МАКФА", имеющей весьма сильные позиции в регионах, удалось во время кризиса, когда с прилавков сметались все продукты длительного хранения, прорваться на московский рынок. Московская макаронная фабрика просто не справлялась с покупательским ажиотажем - мощности "Экстра-М" и сейчас загружены практически до предела, - и на появление конкурента на рынке осенью 1998 года внимания как-то не обратили. Однако, когда спрос стабилизировался, "Экстра-М" попыталась вытеснить новоявленного конкурента и вернуть себе утраченный статус монополиста, активно работая со своей дилерской сетью в Москве. "МАКФА", которой, естественно, в период ажиотажного спроса было не до развития сбытовой сети, осталась в результате с единственным московским дилером.

Чтобы остаться на московском рынке, челябинская компания начала снижать цены и вот теперь затеяла по сути рекламную акцию. Благородное негодование "МАКФА" является элементом продвижения ее торговой марки. Валерий Калуцкий, начальник отдела маркетинга компании "Экстра-М", в интервью "Ко" так и заявил: "МАКФА" вознамерилась за счет нас провести свою рекламную кампанию". Действительно, независимо от исхода судебного разбирательства челябинцам удастся значительно повысить интерес покупателей к своей продукции - хотя бы из-за мелькания на страницах прессы аббревиатуры МАКФА, которая, кажется, удачнее и лучше запоминается, чем "Экстра-М", которую рядовой москвич обычно путает с рекламной газетой. К тому же часть расходов возьмет на себя сама "Экстра-М", если только не решит отмалчиваться.

Однако у конфликта, вероятно, появится еще один аспект. Вероятно, конкуренты "МАКФА" не преминут рассказать о том, кто, собственно, ею владеет. И тут читателей может ждать превращение макаронной конкуренции в "войну компроматов": ОАО "МАКФА" наряду с ОАО "Челябинский первый хлебокомбинат" и ОАО "Сосновский комбинат хлебопродуктов" входит в состав объединения "Темп", возглавляемого достаточно известным уральским бизнесменом Михаилом Юревичем.

Предваряя почти неминуемые публикации-разоблачения, попытаемся рассказать, что нам известно о владельце компании. Михаил Юревич свой бизнес сделал на поставке в Челябинск импортного продовольствия, контролирует значительную часть торговой сети региона. Публикации в местной прессе обвиняют его в связях с местными преступными группировками, а также в незаконной приватизации предприятий, в том числе и все той же "МАКФА". По тем же публикациям, приватизация была успешной лишь потому, что Юревич якобы дал взятку в $300 тыс. руководству Госкомимущества через структуры НДР.

Несмотря на то что большая часть этих слухов в принципе непроверяема, логично предположить, что о макаронном магнате в ближайшее время появятся обличающие публикации уже в московской прессе. Тем более что "Экстра-М" поддерживается московским правительством, на дух не переносящим НДР и все, что с ним связано. Какой будет сюжет - "Отечество" против "Нашего дома": макаронная война"!

"Возможно, нужна разумная монополия на производство продуктов питания", - заявил в одном из интервью Юревич, комментируя конкурентную борьбу производителей на рынке Челябинска, которую он выиграл. Сможет ли те же слова задумчиво произнести руководство "Экстра-М"?

Еще по теме