Top.Mail.Ru
архив

Страховая малина

Российские страховщики преуспевают: за последние полгода многие из них собрали денег больше, чем за весь 1999 год. Этот бизнес стал настолько привлекательным, что к нему начали проявлять интерес те финансово-промышленные группы, у которых до сих пор не было в этой сфере серьезных интересов. В частности, МДМ-банк, за спиной которого угадываются "Сибнефть" и "Русский алюминий", прикупил компанию "Ресо-гарантия", а "Альфа-групп", заявив о намерении обзавестись своей страховой компанией, подыскивает подходящую кандидатуру для поглощения. Так что страховщикам предстоит серьезное испытание: на рынке ожидается появление нескольких новых игроков, прежде всего иностранных.

Кому отдать деньги

Текущий год стал самым урожайным в истории российского страхования. "Ресо-Гарантия", СК "ЛУКойл", "Надежда" увеличили сборы почти в три раза по сравнению с прошлым годом. Немного недотянули до них "Спасские ворота", собравшие в два раза больше премии, а также "МАКС", "НАСТА" и "Ингосстрах", которым удалось собрать в полтора раза больше премии, чем в первом полугодии 1999 года. А "Национальная страховая группа" из Долгопрудного за счет повышения суммы страховых премий увеличила свой уставный капитал до 60 млн руб.

Впервые в десятку компаний, которые собрали больше всего страховой премии, попали компании "Якорь" и "ЛК-Сити". Специалисты затрудняются сказать, какими причинами обусловлен столь стремительный взлет этих компаний, которые ранее находились в арьергарде всех страховых рейтингов.

Страховщики констатируют небывалый наплыв клиентов - как частных, так и корпоративных. В прошлом году благодаря повышенному спросу на страхование весь сектор в целом привлек почти 100 млрд руб., а это уже сумма серьезная - она "тянет" на 1,6% ВВП всей страны. В первом полугодии нынешнего года сумма собранных премий составила 77 млрд руб., то есть почти 80% от всей суммы, собранной ими за весь предыдущий год. Но руководители страховых компаний, вместо того чтобы радоваться небывалому прибавлению капиталов, отмечают появление новой для них проблемы: с этими деньгами ничего нельзя сделать, и они лежат на счетах компаний мертвым грузом.

"В основном страховые компании вкладываются сейчас в валютные депозиты и векселя банков, - говорит Сергей Рубашкин, вице-президент СО "Ресо-Гарантия", отвечающий за финансовые вопросы. - Рынок ОФЗ неинтересен: с короткими выпусками работать неудобно, а в длинные вкладывать боязно. На фондовом рынке (имеется в виду рынок корпоративных бумаг. - Прим. "Ко") страховщики сейчас активно не играют, так как он не очень стабилен".

Помочь страховщикам хотя бы частично справиться с этой проблемой взялся Всероссийский союз страховщиков. На прошлой неделе ВСС закончил опрос страховых компаний о том, какой инвестиционный инструмент был бы для них наиболее привлекателен.

В результате выяснилось, что страховщики хотят получить от государства так называемую Страховую облигацию, параметры которой они определили так: это должна быть бумага, выпущенная Минфином при посредничестве Центробанка, номиналом в 1000 руб. (или эквивалент в СКВ), с фиксированным купоном и сроком обращения один год. Руководители страховых компаний считают, что если такой инструмент действительно появится, то спрос на него может составить не менее 5 млрд руб.

Возможно, энтузиазм страховщиков в отношении гособлигаций связан с тем, что они практически не пострадали в финансовом отношении в результате обвала пирамиды ГКО. Правительство сделало для них исключение и возместило им большую часть средств, вложенных в ГКО, выделив на это 40 млрд руб. "Мы с воодушевлением ждем этой бумаги", - говорит Сергей Рубашкин.

Эксперты Минфина не исключают, что правительство и на сей раз пойдет навстречу страховым компаниям, в результате чего наш фондовый рынок может уже в наступающую зиму увидеть новый инструмент, эксклюзивное право на первичное приобретение которого получат страховщики и который будет свободно торговаться на вторичном рынке.

Пока же - за отсутствием других инвестиционных инструментов - страховщики стали увеличивать вложения в паевые фонды. Крупнейшие из них (например, "Пионер" и "Паллада") констатируют значительный приток средств именно от страховых компаний.

Радужные перспективы

Аналитики предрекают стабильный рост страховых премий в течение ближайшего года. Спрос на страхование будет расти, и к концу 2000 года страховщики имеют все шансы собрать не менее 180 млрд руб., а то и все 200 млрд. При этом соотношение долей отдельных видов страхования в общем объеме премий, по мнению большинства специалистов, претерпит изменения. "Зарплатное" страхование, оставаясь одним из самых прибыльных видов страхования, все же будет отходить на второй план.

Все больше приверженцев у добровольного медицинского страхования. "РОСНО МС", "Спасские ворота-М", "Медстрах" и другие компании, специализирующиеся на медицинском страховании, чувствуют себя прекрасно, даже несмотря на некоторую дороговизну полисов.

"Энергогарант", "Геополис", "Юкос-Гарант", как и другие компании, так или иначе связанные со страхованием отраслевых рисков, прогнозируют дальнейший рост популярности страхования имущества и ответственности, обусловленный главным образом спросом со стороны предприятий.

Страхование ответственности владельцев автотранспортных средств пока остается прерогативой крупнейших компаний - таких, к примеру, как "Ингосстрах". Весьма агрессивно заявила о себе в этом секторе Национальная страховая лига. Если в течение осенней сессии парламента Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности будет наконец принят (а это, как утверждают источники в Государственной Думе, вполне реально), то многие страховщики получат возможность проявить себя и на этом рынке.

Словом, если не вспоминать о малоприятной перспективе возможного появления на рынке новых крупных игроков, - перед страховщиками открывается весьма радужное будущее. "Настало такое время, когда можно просто сидеть и смотреть, как деньги текут к тебе в карман, - говорит высокопоставленный менеджер одной крупной московской компании. - Можно практически ничего не делать на рынке, даже рекламу не давать, а люди все равно будут приходить. Главное, чтобы правительство не сделало ничего такого, что прекратит эту "малину".

Кто съест малину

Ажиотажа по поводу прихода конкурентов среди страховщиков не наблюдается. "Такие слухи ходят на протяжении всех лет существования коммерческого страхования. Дескать, вот-вот появится какой-то новый крупный игрок, - говорит Игорь Жук. - Но эта информация отнюдь не приводит рынок в трепет. Я не вижу проблем в связи с тем, что на рынке появится еще один крупный игрок".

Тем не менее расклад сил может измениться, как только на рынке появится соперник, который собирает в месяц столько премии, сколько все наши компании за год.

Для такой компании в нынешних условиях мог бы быть интересен только один сектор - долгосрочное страхование жизни. Сегодня долгосрочное страхование жизни составляет почти половину объема страхового рынка. Однако большая часть премий, собранных по договорам страхования жизни, - это "зарплатное" страхование, которое используется для оптимизации налогов. Судя по суммам, отправленным на перестрахование, можно предположить, что доля реальных договоров по долгосрочному страхованию жизни не превышают 10 - 15%.

На освоение этого сектора рынка потребуется не один год. Однако специалисты уверены, что доля реальных продаж полисов "жизни" будет стабильно расти. Основанием для таких прогнозов служат грядущие изменения в пенсионной системе. И в долгосрочной перспективе рынок страхования жизни превзойдет все остальные виды страхования.

"Россия - огромный рынок, - говорит Михаил Сафронов, президент страховой компании с участием иностранного капитала "Цюрих-Русь" и один из ведущих российских экспертов в области страхования. - Его можно сравнить только с Китаем, ну, может быть, еще с Индией. Эти три страны еще представляют интерес для инвестиций крупных страховых компаний".

На сегодняшний день планы выхода на российский рынок есть у компаний - лидеров европейского страхового рынка AXA (франко-немецкая компания, вторая по величине в Европе), Assicurazione Generali (итальянская компания, третья по величине в Европе).

По мнению президента ВСС Игоря Юргенса, в перспективе мы неминуемо станем свидетелями изменений в структуре рынка. "Во многом это связано не с внутрироссийскими, а с глобальными экономическими процессами. Для сохранения национального страхового рынка абсолютно необходима поддержка со стороны государства. Естественно, государство потребует чего-то взамен, а именно усиления роли надзора и более ответственной саморегуляции всего страхового сектора. Определенный аванс государство страховщикам уже выдало. Они при посредстве своего профессионального объединения ВСС участвовали в написании соответствующих разделов в долгосрочной экономической программе правительства. Теперь требуются встречные шаги со стороны страховщиков", - говорит он.

Лавирование между либерализмом и протекционизмом - естественная уловка российских компаний, которые надеются нагулять жирок к моменту полного открытия рынка. Естественно, они всеми правдами и неправдами пытаются оттянуть этот момент.

Иностранные страховщики также пытаются получить свое. Еще в начале прошлого года Европейский комитет страховщиков направил в адрес президента РФ, председателей обеих палат парламента выдержанные в жестком тоне письма о том, что пора бы уже подчиниться требованиям ВТО и открыть рынок для иностранцев.

Недовольные протекционизмом государства в отношении российских страховых компаний, иностранцы, похоже, решились на конкретные, а не только "бумажные" меры. Если раньше иностранные компании пытались проводить политику давления на российское правительство, вынуждая его отказаться от заградительных мер, то сегодня они будут действовать иначе, активизировав действия, направленные на захват рынка изнутри.

В связи с этим следует упомянуть о новой мощной компании ERGO Insurance Group, которая организована мюнхенским перестраховочным обществом. Она наверняка будет ориентироваться на Россию как на рынок страхования жизни. Компании "Ост-Вест Альянс" и AIG, которые несколько лет присутствуют на российском рынке, уже работают в этой области, и весьма успешно. Компания "Цюрих-Русь" в этом смысле тоже не является исключением. "Мы серьезно готовимся к долгосрочному страхованию жизни", - говорит Михаил Сафронов.

Весьма вероятно, что эти планы увенчаются успехом, иностранцы обоснуются на рынке долгосрочного страхования жизни, и он станет для них трамплином для проникновения в другие секторы. И тогда шаткое равновесие, установившееся на российском страховом рынке за последние четыре года, будет нарушено.

Тенденции в распределении премий по видам страхования в 1996 - 1999 гг.
ГодЛичноеИмущественноеОтветственностиОбязательное страхование
млн руб. в % к общей сумме млн руб. в % к общей сумме млн руб. в % к общей сумме млн руб. в % к общей сумме
1996 10846,24 37,26 5866,00 20,15 565,31 1,94 11830,62 40,64
1997 12494,34 34,36 8376,48 23,03 1157,32 3,18 14339,31 39,43
1998 17680,13 41,05 9035,52 20,98 1425,35 3,31 14929,36 34,66
1999 44506,39 46,05 26141,08 27,05 4472,14 4,63 21519,88 22,27
Источник: Отчет ВСС за 1-е полугодие 2000 года

Еще по теме