Судьба империи
Егор Гайдар действительно ученый, - в отличие от большинства его сторонников - аргументация которого всегда стремится к добросовестности. Именно поэтому его программную, по сути, статью "Веймарский синдром" стоит комментировать, даже если вышеуказанный принцип здесь соблюден неполностью. Смысл статьи в общем таков: наша империя рухнула, и слава Богу - она нам не нужна. Все империи в мире рухнули, и наша была последней. Пора избавляться от болезненных ностальгических комплексов.
Сравнение нашего "постимперского синдрома" с Веймарской республикой, породившей Гитлера, банально, но некорректно. Германия в тисках кризиса, униженная и принужденная к выплате репараций, когда дети буквально умирали от голода. И сегодняшняя Россия, описанная самим Гайдаром так: "Когда благосостояние начинает расти, ты увидишь, что в этом году зарплата будет больше, чем в предыдущем... Приятно порассуждать о том, как враги развалили великую державу и как мы всем им теперь показали, кто главный..." И где же связь?
Да, распад СССР был результатом советского внутреннего системного кризиса, а не "заговора инородцев". Только кому это надо доказывать? Те носители "имперского синдрома", которые "рассуждают о величии" на фоне явной реанимации государства и экономики, близко не стояли с некими, Гайдаром сконструированными, закомплексованными аутсайдерами, с которыми автору так легко и приятно полемизировать. Утверждается, что Советский Союз был последней распавшейся империей - а как же Соединенные Штаты? Американцы - во всяком случае, идеологи нынешней администрации - открыто именуют Америку империей, подразумевая под этим, конечно, ее мощь и ее мировую миссию. "Неожиданность, быстрота, с которой рушатся, казалось бы, непоколебимые империи, порождают ощущение нереальности происходящего..." - вот хорошо бы Егор Тимурович применил это знание к анализу нынешнего состояния столь любимой его единомышленниками американской экономики и мировых финансов. А тезис о том, что разрушенные империи никогда не восстанавливаются, тоже не выдерживает исторической проверки. Китайская империя, к примеру, неоднократно рушилась и неоднократно восстанавливалась.
И самое главное - разве теперешняя Россия не империя? Ведь, кроме размера, качественно ничего не изменилось. Под империей подразумевается страна с мультикультурной природой, в которой основная культура (в нашем случае - русская) соединяет, "склеивает" все прочие. С этой точки зрения Украина, Белоруссия, другие отделившиеся от нас куски не менее, а иногда даже более "российские", чем республики, оставшиеся в составе Федерации.
Когда мы говорим о современной империи, мы имеем в виду, конечно, не императорскую власть и не территориальную экспансию. Есть три составляющих современной империи: мультикультурная среда, экономическое и политическое могущество и некая глобальная идея. Поскольку реальным суверенитетом в современном мире обладают только империи.
Что же не устраивает Гайдара? Могущество? Суверенитет? Территории, которые являются органической частью России? Вот это-то и не устраивает. Этого всего не нужно.
А главное, не нужна идеология, выходящая за рамки просто "экономического прогресса". Смысл существования цивилизации, культуры и народа, который всегда был присущ России. Обществу необходима идеология исторического наследия и преемственности, государство нуждается в прошлом для того, чтобы иметь будущее. Дискретно в контексте ультралиберальной доктрины, где есть только западные ценности и нет исторической памяти, идеи - "образа будущего", могут существовать исключительно псевдогосударства, лимитрофы, для которых идея суверенитета бессмысленна.
Еще по теме







