Top.Mail.Ru
архив

Тарико устал управлять

Рустам Тарико, создатель и совладелец алкогольной компании "Руст", покинул посты президента и гендиректора. Бизнесмен, славящийся жестким стилем руководства, теперь оставляет за собой только стратегическое планирование. Оперативное управление бизнесом одного из крупнейших поставщиков спиртного перешло в руки нового президента и гендиректора - датчанина Яна Анкерсена.

Старый "Руст"

Компания появилась в Москве в 1992 году и занималась поначалу эксклюзивными поставками в Россию алкогольных напитков известных западных брэндов, включая Martini. В 1994 году, когда Bacardi & Co. приобрела Martini&Rossi, "Руст" получил в дистрибуцию и ром Bacardi - самый продаваемый в мире алкогольный брэнд. Именно с этого момента Рустам Тарико стал позиционировать компанию как эксклюзивного продавца элитных алкогольных напитков. Благодаря усилиям компании в 1998 году Россия стала самым крупным импортером Martini в мире.

Вслед за Bacardi-Martini настал черед британской United Distillers. В дистрибуцию "Руста" были включены виски Johnnie Walker, джин Gordon's, другие знаменитые марки. В 1996 году United Distillers объединилась с International Distillers & Vintners (IDV), образовав компанию United Distillers&Vintners (UDV). Портфель московской компании пополнилcя марками водки Smirnoff, виски J&B, Bailey's и бренди Metaxa. Некоторое время назад в ассортимент вошли и две марки дорогого французского шампанского Veuve Clicquot и Krug.

В итоге у "Руста" образовался ассортимент из более чем 90 наименований алкогольной продукции, и, по данным самой компании, она контролирует около 80% продаж premium-алкоголя в России.

Однако еще два года назад Рустам Тарико понял, что по-старому вести дела больше нельзя. То есть столкнулся с проблемой, известной всем компаниям-переросткам: бизнес расширяется, количество вопросов, требующих немедленного рассмотрения руководителем, увеличивается. Соответственно либо решение принимается второпях, необдуманно, либо все больше людей ожидают команды сверху. Сохранение короткой вертикали власти, столь привлекательной для маленькой мобильной компании, становится гибельным. На ее место должна прийти сложная корпоративная структура.

Столь крупный бизнес уже не может обходиться без планирования и бюджетирования, как это до сих пор происходило в "Русте". "Раньше я не понимал, зачем нужно планирование, - признается Тарико. - Я управлял просто: есть рынок, иди и завоевывай его. Но у нас работает много людей из западных компаний, привыкших к иным формам управления. Понятно, что им было тяжело у нас работать. А меня тяготило оперативное руководство бизнесом. С бюджетом раньше тоже все было просто: у меня есть деньги, и я их "расписываю". Теперь же я считаю, что менеджеры должны принимать решение самостоятельно в рамках своих финансовых и административных полномочий".

Тарико утверждает, что реорганизация нужна его компании для расширения сфер влияния. На нынешних же позициях она могла бы беззаботно существовать и с прежней структурой управления. С ним не согласны конкуренты "Руста". Например, вице-президент по маркетингу "Русской винно-водочной компании" (производитель водки "Флагман") Герман Климовский считает, что новые рынки необходимы "Русту" как воздух: "Тарико должен понимать, что с нынешнем портфелем им дальше расти некуда. В тех нишах, где они работают, нет перспектив роста до 2002 года. Их емкость мала по сравнению с теми нишами, в которых концентрируется основное потребление - водка, дешевый коньяк. "Русту" придется тратить много денег, чтобы оборонять позиции от посягательств новых и уже существующих соседей по рынку. С целью поиска дополнительных путей для прироста объема Тарико и хочет сконцентрироваться на новых проектах. Бессмысленно командой, которая занимается дистрибуцией, пытаться решать еще и стратегические задачи. Рустам, скорее всего, уйдет на стратегическое проектирование вместе со своим самым талантливым менеджером Игорем Косыревым".

Отречение

Рустаму Тарико, который сам вырастил свой бизнес, было нелегко расставаться с оперативным управлением. Решение зрело долго. "Вначале я думал, что это будет исполнительный директор, который возьмет на себя часть оперативных функций, а другая часть останется у меня, - вспоминает Рустам. - Потом я искал генерального директора, но только для "Руста", а остальные подразделения хотел оставить себе. Потом я понял, что должен все-таки выйти из оперативного управления бизнесом. Любая форма, где мне принадлежала хотя бы часть оперативного управления, не работала. В этом понимании мне немало помогли консалтинговая группа McKinsey и сотрудники Французского университета, которые в течение года исследовали наш бизнес".

Давний партнер "Руста" - хэдхантинговая компания Ward Howell нашла нужного Тарико человека за пару месяцев. Двух первых предложенных кандидатов на пост гендиректора руководитель отверг, найдя их мышление недостаточно стратегичным: "У человека должны быть хорошие тактические качества, и одновременно он должен видеть дорогу на пять километров вперед. Подобных людей очень тяжело найти, особенно в такой специфической сфере бизнеса, как дистрибуция. Очень многие понимают, как захватить определенное количество магазинов, а что должна будет представлять собой компания через год или два, каковы будут ее показатели, приоритеты, доходность, они не знают".

Ян Анкерсен показался Тарико человеком, который сочетал в себе эти два качества. Его не смущает, что 29-летний датчанин до этого в течение семи лет возглавлял Dandy Distribution, занимаясь распространением жвачек Stimorol и Dirol в России: схемы дистрибуции любых потребительских продуктов в принципе одинаковы.

Правда, именно предыдущая специализация Яна стала причиной того, что в "Русской винно-водочной компании" скептически отнеслись к выбору "Руста": "Я не верю в ключевых топ-менеджеров, которые пришли в алкогольную дистрибуцию из торговли жвачками, - говорит Герман Климовский. - Судя по нашему опыту, они отлично работают как исполнители, администраторы, но им не хватает стратегичности мышления. Ведь в алкогольном бизнесе не все каналы товародвижения задействованы. Каналов мало, и их нужно пестовать. Подход штучный. Потянет ли человек из "тоталовки" такую работу, я не знаю. Ему сложно будет абстрагироваться от текущих операций и текущего успеха и посмотреть чуть дальше".

Однако Ян Анкерсен может похвастать не только работой со жвачкой. Получив в Дании экономическое образование со специализацией "Маркетинг и финансы" в бизнес-колледже, он начал с работы в отделении компании Hugst, которая занималась поставками автомобилей. Затем в Киеве он отвечал за продажу Stimorol и Dirol, а также пищевых продуктов и пива Carlsberg и Guinness. Позже он получил предложение от компании Dandy заняться развитием дистрибуции Stimorol в Казахстане и Белоруссии, где за два года сумел завоевать дополнительных 42% рынка, доведя долю Stimorol до 72% к 1994 году. В ноябре 1996 года менеджер приехал в Москву организовывать структуру Dandy по продажам Stimorol - компания присутствовала в России с 1993 года, но своей дистрибуторской сети не имела.

В ноябре 1997 года Анкерсен получил пост гендиректора Stimorol в России. В результате агрессивного маркетинга доля рынка Stimorol неуклонно росла, но после кризиса 1998 года упала до 38%. В начале 2000 года доля Stimorol на российском рынке достигла 50%.

Предложение, от которого нельзя отказаться

История знакомства Анкерсена с Тарико напоминает шпионский роман. "В 1998 году я выступал с речью в Вене на конференции, организованной журналом The Economist для крупных бизнесменов, - вспоминает датчанин. - Там со мной познакомился человек из Ward Howell. В конце 1999 года мы созвонились друг с другом опять. Я искал рекрутинговую компанию для Stimorol. Из разговора я понял, что они тоже заинтересованы во встрече, но тогда еще не знал почему. Они, оказывается, уже давно отслеживали меня. В феврале 2000 года они обратились ко мне с предложением занять руководящую должность в "Русте", которую представили как очень успешную перспективную российскую компанию".

Тарико произвел на Анкерсена впечатление "открытого, энергичного, быстро мыслящего человека". Но дело было не только в этом. "Руст" привлек датчанина неплохо поставленной системой управления, обилием известных марок и потенциалом, связанным в том числе и с водкой "Русский стандарт", которую, по мнению датчанина, необходимо продвигать не только в России, но и за рубежом. Перспективы, обрисованные Тарико, выглядели не только заманчиво, но и реально. "Для меня это вершина, которую было бы любопытно завоевать", - говорит Анкерсен.

Конечно, прежде чем сесть в кресло генерального директора, датчанин выставил ряд условий. Сам он сформулировал их так: "Контроль, диалог, открытость". Топ-менеджер хочет владеть всей информацией о происходящем в "Русте", держать в своих руках все оперативное управление и иметь возможность в любой момент удостоиться аудиенции с Рустамом Тарико. "Я верю в команду. Когда над проектом работает много людей, дело движется быстрее", - считает Анкерсен.

Свою главную цель датчанин формулирует следующим образом: "С помощью некоторых ноу-хау я попытаюсь привести "Руст" на позицию, которая позволит ей быть конкурентоспособной и в дальнейшем".

Передел

Тарико искал человека под вполне конкретную задачу. Ян Анкерсен должен будет перестроить компанию, наладив в ней регулярный менеджмент. Он полномочен принять любое решение относительно оперативного руководства бизнесом. Согласно контракту Тарико даже не имеет права подписывать оперативные документы. Срок действия контракта не оговаривался.

В числе прочего Анкерсен будет заниматься и кадровыми вопросами. "Ян уже присматривался к компании три месяца со стороны. Теперь он будет делать это изнутри, может, кого-то и уволит", - говорит Тарико.

Владелец компании ждет от Анкерсена непредвзятости в кадровой политике: "Нужно расстаться с человеком - он с ним расстанется, даже если этот человек работает у нас десять лет. Мне такие решения даются тяжело. Если человек не справляется, я подспудно надеюсь, что он исправится. Я же помню времена, когда мы начинали вместе".

Однако датчанин не торопится наполнять компанию "своими" людьми: "О кадровых перестановках говорить рано. Мое первое впечатление - здесь очень высококвалифицированные специалисты".

Единственное, что Тарико обещает наверняка - что в компании появятся новые люди. "Возникает потребность в расширении некоторых направлений, которым мы до этого уделяли недостаточно внимания. Например, маркетинг. У нас появилось очень много зарубежных партнеров. Маркетинг раньше занимал только 10% всей работы, а сейчас требуются дополнительные усилия на этом участке. Появились у нас и крупные клиенты вроде "Рамстора". Работа с ним очень сильно отличается от работы с тем же Новоарбатским гастрономом. Нужны люди, которые специализировались бы по тем или иным клиентам".

Теперь Тарико сможет полностью сосредоточиться на принятии стратегических решений относительно будущих рынков и требуемых инвестиций. Кроме того, он будет заниматься маркетингом и креативом рекламы.

"Я буду зарабатывать деньги, - говорит Анкерсен. - Планировать, куда их тратить, будет Рустам. Моя задача - каждый раз, когда он приходит с огромным количеством планов, понять, можем ли мы действительно их воплотить. Мы начнем планировать вместе. У меня тоже могут возникать идеи, и я буду делиться ими с Рустамом. Но развитие компании в будущем - его задача".

Тарико мягко стелет

"Если когда-нибудь возникнет вопрос об увольнении Яна, то не потому, что я вижу бизнес одним образом, а он другим. У компании есть финансовые показатели, и только они значимы", - говорит Тарико.

Тем не менее настораживает, что у обоих топ-менеджеров есть все-таки области пересечения компетенции. Формулировка Рустама Тарико звучит обтекаемо: "Куда пойдет "Руст", мы будем решать вместе".

Однако именно в таком подходе таится опасность для сотрудничества владельца компании и его наемного менеджера. История отечественного бизнеса знает немало примеров, когда нанятые было иностранные менеджеры вскоре увольнялись, не соглашаясь с тем, что глава фирмы ставил их в определенные рамки. А организацию дела в компании Тарико конкуренты называют не иначе как "полувоенной", подразумевая под этим его требовательность.

Рустам Тарико не спорит с этим мнением: "Мы работаем много и очень интенсивно. Мы очень агрессивны с точки зрения захвата рынка. Это не то место, куда вы можете прийти, попить кофе и поговорить про футбол. У нас четкие показатели эффективности работы каждого сотрудника. Мы не принимаем ситуации, когда магазин не хочет покупать нашу продукцию. Это не ответ менеджеров. Если ты хочешь работать менеджером, вот тебе десять магазинов, в них должна стоять наша продукция. Не можешь - до свидания. Причин, по которым ты этого не сделал, может быть много, но они никого не интересуют. Кто-то делает деньги, а кто-то ищет способ облегчить себе задачу, но такие сотрудники нам не нужны. Термин "полувоенная организация" придумали люди, которые ушли из компании".

Некоторые из конкурентов "Руста" признают, что, пригласив иностранного специалиста, Тарико сделал сильный ход. "Рустам сумел доказать всем, что он бизнесмен, который постоянно развивается, - считает Андрей Осипов, гендиректор компании Master Distributors, занимающейся дистрибуцией брэндов Martell, Chivas Regal, Absolut, Almeca. - Он готов меняться в зависимости от рыночных тенденций, позиции компании на рынке и собственных стратегических устремлений. Рустам доказал, что способен работать с яркими личностями. В его команде много таковых".

Сам Анкерсен верит, что с помощью диалога ему удастся преодолеть любые разногласия с боссом: "Никто не гарантирует, что у нас не будет споров. Это здоровая атмосфера, когда любой из нас может открыто высказать свои претензии. Мы обсудим проблему и придем к общему знаменателю. Наши навыки вполне совместимы: Рустам - очень одаренная творческая личность, я хороший исполнитель".

Еще по теме