Top.Mail.Ru
архив

Территория бездорожья

24.03.201400:00

инфраструктура
Аудиторско-консалтинговая компания "ФБК" представила очередной этап оценки отраслей российской экономики в рамках проекта "Сколько стоит Россия: 10 лет спустя". Этап посвящен транспорту, который остается одной из наиболее стратегически важных отраслей экономики РФ в силу ее географического положения и территории.

Анализ был проведен по всем видам транспорта: железнодорожному, трубопроводному, городскому электрическому, автомобильному, воздушному, морскому, внутреннему водному. Согласно итогам исследования, суммарная оценка стоимости транспорта снизилась за последние десять лет в 1,8 раза. Если использовать для расчетов не прогнозное, а фактическое значение темпа роста валовой добавленной стоимости за 2013 г. (опубликовано Росстатом 31.01.2014), составившее 100,2%, то стоимость транспорта составит (29,0+89,8)=118,9 трлн руб.

В частности, эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в России на протяжении последних десяти лет практически не изменилась, составив по состоянию на конец 2012 г. 85 600 км. Если сравнивать сегодняшнюю длину путей общего пользования с 1992 г., то она даже уменьшилась на 1900 км. Россия осталась на втором месте, после США, по протяженности железнодорожных путей.

По плотности железнодорожных путей - 5 км на 1000 кв. км - Россия отстает не только от развитых государств, в которых на 1000 кв. км приходится до 85-95 км дорог (Венгрия, Германия), но и от многих стран СНГ. Например, в Узбекистане и Белоруссии в 2011 г. она составила соответственно 9,5 км и 26,5 км дорог на 1000 кв. км территории.

Протяженность автомобильных дорог в РФ за почти десять лет возросла на 22,1%, составив 1094 тыс. км на начало 2012 г. Рост происходил за счет дорог общего пользования. По плотности автодорожной сети России с показателем начала 2012 г. в 54,2 км автодорог на 1000 кв. км удалось обогнать из постсоветских государств только Казахстан. В большинстве стран СНГ, не говоря о развитых государствах, этот показатель в разы и десятки раз выше (Таджикистан - 95,2 км, Украина - 281,1 км, Китай - 417,5 км, Великобритания - 1724,4 км автодорог на 1000 кв. км).

Автомобильный парк России в период с 2002 г. по 2012 г. значительно увеличился, особенно по части легковых автомобилей. Их количество выросло в 1,7 раза, с 22,3 млн легковых автомобилей в начале 2003 г. до 38,8 млн в начале 2013 г. Доля иномарок среди авто выросла за десять лет в 2,4 раза: если в начале 2003 г. она составляла 22,2%, то по состоянию на начало 2013 г. иномарок было уже 53,1%.


Еще по теме