Top.Mail.Ru
архив

Торжествующий евроспекулянт

Европа, уже имеющая единую валютную систему и единое таможенное пространство, делает очередной шаг к "европейскому финансовому миру", который должен стать ответом США и их концепции "мировой экономики". В начале мая 2000 года руководители лондонской London Stock Exchange (LSE) и франкфуртской Deutsche Boerse (DB) подписали соглашение о создании единой биржи для Европы. Фактически это соглашение о слиянии двух крупнейших площадок торговли ценными бумагами в Европе. Новая биржа получила простое, как все великое, название - International Exchanges, сокращенно iX.

История создания общеевропейского биржевого союза началась в 1998 году, когда исполнительный директор LSE Гевин Кеси начал переговоры с DB о формировании единой биржевой платформы для торговли всеми видами европейских ценных бумаг. Предполагалось, что для основания общей системы не нужно будет физически сливать биржи: достаточно унифицировать электронные системы биржевой торговли и подписать договоры о создании телекоммуникационных "линков" из одного города в другой, и панъевропейская торговая площадка практически готова.

За свою уверенность Кеси поплатился креслом. После того как две версии "единой платформы" для Европейской биржи, разработанные LSE, последовательно отказали в ходе эксплуатации в Лондоне, стало понятно, что Великобритания как "объединитель европейских бирж" сейчас несостоятельна. Однако не только неспособность Лондона создать полноценный программный продукт для обеспечения биржевых торгов заставила Кеси подать в отставку: в 1998 году выяснилось, что биржи стран ЕС по-разному понимают, как должна выглядеть панъевропейская биржевая площадка и какое место в ее структуре они должны занимать.

В конце 1999 года Deutsche Boerse и LSE решились на использование нового механизма. 3 мая получила свое название новая европейская биржа, созданная на паритетных основах Лондонской и Франкфуртской бирж. Структура iX и ее операций более или менее определена. В LSE будут переведены торги по европейским blue chips - акциям крупнейших европейских компаний "старой экономики", начиная с Deutsche Telekom и кончая British Airways. Во Франкфурте будет работать биржа компаний "новых технологий" - компьютерных, телекоммуникационных, биотехнологических и Интернет-компаний, европейский аналог NASDAQ.

Судьба LIFFE - лондонской биржи деривативов (производных от ценных бумаг), "дочки" LSE, - пока не определена. Вероятно, она будет продолжать работать самостоятельно при лондонском подразделении iX. "Континентальный" бизнес по торговле корпоративными облигациями останется во Франкфурте. Единой технологической платформой станет модифицированная система торгов во Франкфурте - XETRA. Крупнейшими клиринговыми агентами станут Clearstream (50% акций которого совокупно принадлежит LSE и DB) и Crest, снизивший свои расценки как раз в момент объявления о создании iX. Появились слухи, что два клиринговых дома намерены слиться. Издержки игроков на новой бирже снизятся в несколько раз - за счет укрупнения и сокращения издержек отдельных площадок.

"Лондон - крупнейший в Европе рынок денег, мы завершаем создание крупнейшего в мире рынка деривативов Eurex в сентябре. Вместе мы будем одной из самых крупных биржевых площадок мира", - заявил Вейнер Зейферт, CEO Франкфуртской биржи, получивший такой же пост в iX. Глава LSE Дэн Крушак станет председателем правления iX.

Похоже, что вместе дальше пойдут не только LSE и DB, но и многие другие. Например, по информации Reuters, переговоры о слиянии с iX ведут Миланская и Мадридская фондовые биржи. Уже сейчас понятно, что iX через 2 - 3 года сможет пойти и на агрессивное поглощение ряда европейских бирж. Немецко-английский биржевой союз наверняка попытается присоединить силой те площадки Европы, которые не захотят слиться с iX добровольно.

Впрочем, у европейских бирж, несомненно, есть альтернатива. Единая Европа, как все прекрасно понимают, вовсе не финансовый остров в мировой пустыне - конкурентом iX в деле объединения Европы могут стать американцы.

Первая реакция американских биржевых и фондовых институтов на создание iX была нервной. Например, Майкл Маркс, исполнительный директор Merrill Lynch по Европе, Ближнему Востоку и Африке, тоже считает, что биржа будет иметь успех: "В нынешней ситуации недопустимо, чтобы национальные барьеры ограничивали возможности фондовых рынков. iX будет биржей Европы, и американские компании выиграют от снятия биржевых границ". А национальная ассоциация фондовых брокеров США, которой принадлежит система NASDAQ, заявила, что американская площадка упускает возможность глобализации, которая у нее имеется.

Проблемы NASDAQ в деле глобализации очевидны. Сегодня площадка установила рекорд по количеству запущенных и замороженных проектов по слиянию с мировыми биржами и по числу дочерних биржевых структур в Азии и Америке. Например, неизвестна судьба NASDAQ Canada, а также проектов NASDAQ в Мехико, заморожен проект создания японского NASDAQ на базе биржи Осаки.

Руководство NASDAQ обещает разморозить эти проекты, но рискует опоздать: менеджеры iX уже объявили, что iX будет следовать "реформированной стратегии NASDAQ". В Европе ходят слухи, что NASDAQ ведет тщетные переговоры с iX о слиянии или хотя бы об установлении свободного взаимного доступа в системы, а хитрые немцы и надменные англичане предлагают пока обождать.

Немногим лучше обстоят дела у другой крупной американской фондовой биржи - Нью-Йоркской. NYSE уже объявила о переговорах по поглощению бирж в Сантъяго и Мехико, что, по сведениям "Ко", имеет прямое отношение к идее слияния европейских бирж. В апреле 2000 года появилась информация о том, что электронная биржа, совместное детище бирж Брюсселя, Амстердама и Парижа, в результате поглотит три материнские компании - причем промоутером этого процесса станет покупка блокирующего пакета акций Euronext американской NYSE. Нью-Йорк также предложил iX установить "линки" между двумя торговыми системами - вероятнее всего, англо-немецкое партнерство, которое привержено идее свободного доступа, согласится.

В целом же NYSE и NASDAQ являются тем "камнем преткновения", о который может споткнуться iX. Обе компании имеют теснейшие партнерские отношения с компаниями-эмитентами - например, с французской Vivendi, австралийской News Corp, а также с крупнейшими инвесторами - например, с японским Softbank, которые вне зависимости от своего национального происхождения интегрированы в европейскую экономику. Прежде всего - в сектор hi-tech. Иными словами, iX не может не учитывать позиции этих эмитентов и инвесторов. А учитывать интересы американцев достаточно сложно: в любом случае создание высокоэффективной биржевой торговой системы в масштабах двух крупнейших экономик Европы обязано вызвать отток средств с NYSE, NASDAQ и American Exchange.

Кто безусловно пострадает, так это некрупные биржи Европы. Так, на следующий день после объявления о создании iX руководитель швейцарской биржи SWX Жорж Фишер выступил с настоящим обличением национальной налоговой системы, не дающей бирже успешно конкурировать в Европе. Венская Wiener Boerse более оптимистична: вероятно, именно она станет ключевой в создании "восточноевропейской биржи высокотехнологичных компаний", которая в отличие от проектов ММВБ и РТС имеет приличные шансы получить в листинг огромную часть российских, равно как и польских, чешских, венгерских Интернет- и телекоммуникационных эмитентов. Вероятно, не стоит беспокоиться и небольшим биржам в странах с достаточно изолированными экономиками. Аналитики оптимистично оценивают перспективы бирж в Осло и Стокгольме: присутствие в листинге Nokia, Telia, Telenor, Ericsson - лидеров "новой электронной эры" - дает им возможность ограничиться лишь технологическими, но не имущественными контактами с iX, Euronext и NYSE. Более изолированные экономики смогут сохранить свои биржи как символ собственной самобытности - и незначительности в масштабах Европы. Это касается и России.

Жаль, правда, что котировки Европейской единой биржи, которая наверняка будет создана в ближайшие 2 - 3 года, уже не сможет обвалить Джордж Сорос. На прошлой неделе он официально объявил о "смене парадигмы инвестирования на консервативную", сокращении примерно на треть объемов группы фондов Quantum и Quota, а также об уходе из компании Стэнли Дрюкенмиллера и Николаса Родити, двух финансовых гуру мира 80 - 90-х годов. На едином биржевом пространстве Европы будут зарабатывать свои миллиарды новые финансовые хулиганы.

Еще по теме