Top.Mail.Ru
архив

Тот самый слон

Вокруг одной из старейшей российской чайных марок - "Чая со слоном" разворачиваются серьезные судебные баталии. Как оказалось, не все производители чая согласны с тем, что "тот самый чай" может изготавливать лишь торговый дом "Никитин", запатентовавший эту марку в 1996 году. В Московском арбитражном суде сейчас рассматривается иск к ТД "Никитин" Уфимской чаеразвесочной фабрики. Истец пытается оспорить права конкурента на торговую марку.

"Индийский", или, как его называет большая часть потребителей, "Чай со слоном", по сути стал брэндом только недавно, и в основном стараниями "Никитина". А прежде это была обычная упаковка советского образца для "индийского" - в терминологии ГОСТа СССР - чая (в том смысле, что не грузинского: происхождение "индийского" чая 70-х годов может стать предметом докторской диссертации по истории промышленности). В таком оформлении индийский чай упаковывался на всех чаеразвесочных фабриках. Потому-то в конце 80-х в Москве была популярна народная примета о том, что качественным является лишь тот чай, на упаковке которого слон держит хобот поднятым. Поставляла "тот самый чай" и башкирская фабрика. И вот теперь Уфимская ЧРФ, по-прежнему выпускающая 10% своей продукции в упаковках "со слоном", требует отозвать регистрацию марки у ТД "Никитин" (в настоящий момент доля "того самого чая" составляет 46% от общего объема выпуска "Никитина"), поскольку "Чай со слоном", по мнению истца, - видовое понятие, которое не может быть закреплено за одной компанией.

Стоит обратить внимание на то, что бои за марку начались лишь через три года после ее регистрации "Никитиным". Связано это, видимо, с изменением положения российских чайных брэндов на отечественном рынке после кризиса 1998 года. Так, по данным GfK, объем продаж российского чая вырос на 11% - при одновременном сокращении продаж иностранных марок чая на 14%. Индийский же "Чай со слоном" увеличил за это время свое присутствие на российском чайном рынке вдвое - с 2% до 4% от его общего объема. Причем не менее 2,8% из этих 4% - брэнды "Никитина". По данным AC Nielsen, торговый дом "Никитин" контролировал на август 1999 года 5,2% чайного рынка России.

Так что уфимцам нельзя отказать в сообразительности. Сейчас, после активной рекламной кампании "Никитина", стоимость торговой марки - а по сути внешнего вида упаковки - возросла в сотни раз. Теперь можно доказать, что "тот самый чай" вовсе не брэнд "Никитина", и спокойно пользоваться плодами деятельности конкурента.

Еще по теме