Цена ограничений
Данное требование было выполнено государственными компаниями. Но, как известно, любой мораторий на повышение цен в рыночной ситуации, диктующей игру на увеличение, приводит только к возникновению дефицита. Что мы и наблюдали в начале этого года на фоне роста мировых цен.
Увеличение экспорта, вызванное административным сдерживанием цен, и неготовность отдельных заводов выпускать высококачественное топливо (3-го и выше классов) привели к снижению поставок на внутренний рынок на 10%. Товарные остатки автомобильных бензинов у производителей с января неуклонно сокращались, достигнув минимальных значений в мае.
Нефтяные компании, доминирующие на оптовом рынке нефтепродуктов, в этих условиях резко сократили поставки для независимых розничных трейдеров, причем разница в ценах нефтепродуктов, отпускаемых для своих сбытовых структур и независимых, достигала 5000 - 6000 руб. за тонну. В результате административно созданных ценовых перекосов розничный топливозаправочный бизнес стал убыточным как для ВИНКов, так и для независимых АЗС, у которых ликвидировался конечный экономический смысл ведения дела. Дальнейшая монополизация единственного оставшегося конкурентного сектора в системе нефтепродуктообеспечения - розничного - приведет к тем же проблемам, которые наблюдаются на монопольных рынках добычи и переработки нефти и в оптовом звене.
На сегодняшний день товарные запасы продолжают расти, а на бирже спрос по-прежнему существенно превышает предложение, в ряде регионов нефтяные компании под различными предлогами отказывают в поставках топлива независимым трейдерам. Цены на топливо не снижаются, несмотря на падение мировых цен на нефть и нефтепродукты.
На мой взгляд, для выхода из этой ситуации необходимо в первую очередь реализовать решение по возврату на рынок топлива 2-го класса. Для предотвращения повторения аналогичных кризисных явлений нужно снять налоговую нагрузку, создать равноправные экономические условия ведения бизнеса и также исключить возможность административного вмешательства в процессы ценообразования на нефтепродукты.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза, мораторий на повышение цен
Еще по теме
Полисы автострахования, полученные через брокерскую фирму СБК, могут принести своим владельцам серьезные проблемы. Тысячи новосибирских автомобилистов теперь не могут быть уверены в том, что их страховая защита надежна. При наступлении страхового случая они могут не получить страховку, несмотря на честно выплаченные взносы.
Альфа-банк и Промсвязьбанк завершили объединение своих банкоматов в одну сеть. Соответствующего соглашения крупнейшие частные банки страны достигли в июне этого года, и уже к 1 августа проект был реализован. Общая численность сети составила 3000 банкоматов почти в 300 населенных пунктах России, и от месяца к месяцу она будет только расширяться.