Top.Mail.Ru
архив

Тянем – потянем…

Премьер-министр Михаил Касьянов на неопределенное время отложил принятие постановления об унификации ввозных таможенных пошлин на автомобили со сроком эксплуатации от трех до семи лет.

Похоже, власти второй раз наступают на одни и те же грабли: неопределенность и постоянное муссирование вопроса о пошлинах «перегревает» рынок, что самым негативным образом сказывается на сборочном производстве автомобилей на территории России. Действия властей по спасению отечественной автомобильной промышленности напоминают метания неопытного хирурга над телом пациента: резать или не резать; если резать, то как и где, а то, может, само пройдет?

По данным Государственного таможенного комитета, в прошлом году объем импорта подержанных легковых автомобилей вырос на 45%. Огромное количество иномарок было завезено впрок в ожидании повышения пошлин на иностранные автомобили старше семи лет. У перегонщиков был почти год (именно столько продолжались дебаты о пользе или вреде повышения пошлин), для того чтобы перенасытить рынок. В итоге, по данным BostonConsultingGroup, доля российских производителей на автомобильном рынке снизилась с 71% в 2001 году до 63% в 2002 году.

Затянув рассмотрение вопроса о повышении пошлин на подержанные иномарки, правительство в итоге оказало медвежью услугу отечественным производителям. Прежде всего это затрагивает проекты по сборке иномарок на территории России – ведь именно такие автомобили являются главной альтернативой трех-семилетней машине, пригнанной из-за рубежа.

Сегодня власти на словах возлагают особые надежды на такие предприятия, как завод Ford во Всеволожске, тольяттинский GM-АвтоВАЗ, калининградский «Автотор» (выпускает Kia и BMW), таганрогский ТагАЗ (собирает Hyundai и Citroen). Эти сборочные производства должны не только обеспечить российских потребителей качественными и доступными машинами, но и выступить «локомотивом», который вытянет российские автозаводы.

В начале марта Михаил Касьянов во время встречи с главой корпорации Renault Луи Швейцером (речь шла о начале производства в Москве французских автомобилей) пообещал отменить льготный порядок ввоза подержанных иномарок физическими лицами. Инвестиции Renault ($250 млн) – самые крупные капиталовложения иностранной компании в развитие автомобильного производства в России. Для сравнения: вклад Ford в строительство завода во Всеволожске составил $130 млн, GeneralMotors инвестировала в совместный с АвтоВАЗом проект сборки Chevy Niva $100 млн. Тем не менее российский премьер не торопится выполнять свои обещания. Видимо, для правительства вопрос времени и мобильности реформ в автомобильной промышленности по-прежнему не является принципиальным.

Еще по теме