Top.Mail.Ru
рынки

Власти начали подготовку к переходу на альтернативную энергию

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Правительство создаст рабочие группы для «адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу» — сокращению спроса на традиционное топливо на фоне развития альтернативной энергетики. Курировать вопрос будет первый вице-премьер Андрей Белоусов. К его обсуждению привлекались также Герман Греф и Анатолий Чубайс.

«Стоит задача — определить риски и возможности глобального энергоперехода для российской экономики, оценить сценарии по всем развилкам и выработать оптимальный. Важно обеспечить сбор достоверных данных, координацию ведомств, организаций и экспертов», — цитирует РБК собеседника, близкого к правительству. Эту информацию подтвердил участвующий в работе федеральный источник.

Решение об энергопереходе приняли в июне на фоне планов Китая по борьбе с изменением климата и радикальных инициатив Евросоюза по защите своего рынка от товаров, загрязняющих окружающую среду.

В середине июля Еврокомиссия опубликовала первые предложения по введению в Евросоюзе трансграничного углеродного регулирования. Меры затронут крупнейших экспортеров, в том числе из России, поставляющих в ЕС товары, при производстве которых происходят выбросы парниковых газов.

По подсчетам Минэкономразвития РФ, под «углеродный налог», вводимый с 2023 года, попадает российский экспорт металлов, удобрений, электроэнергии и цемента на $7,6 млрд в ценах 2020 года.

прочитать весь текст

Один из собеседников издания рассказал, что за последний месяц в кабмине прошло несколько закрытых дискуссий о перестройке экономики в сторону низкоуглеродного развития. Летом в правительстве сформировали предварительный состав рабочих групп, вице-премьеры проводили совещания за закрытыми дверями. На них обсуждались предварительные результаты анализа рисков и возможностей для страны, отмечает собеседник издания. По его словам, правительство осознает, что вопросы климатической повестки уже пора ставить в приоритет.

Такой позиции придерживается источник, близкий к кабмину. Он отметил, что снижение углеродоемкости экономики — «важный фокус». «Его нужно рассматривать как драйвер технологического развития в сторону снижения потребления углеводородов и увеличения доли зеленой энергии», — объяснил он.

Кто будет курировать переход

В регионах работой по энергопереходу займется Минэкономразвития. Оно будет отвечать не только за аналитику и регуляторику, но и за зеленое финансирование и частично — за международное взаимодействие вместе с МИДом и Минприроды.

Также ответственными назначили:

  • Минобрнауки — за научное сопровождение энергоперехода;

  • Минпромторг — за реструктуризацию реального сектора;

  • Минэнерго — за реструктуризацию энергетики и водородные проекты;

  • Минприроды — за климатические проекты.

К обсуждениям привлекались, в частности, предправления Сбербанка Герман Греф и спецпредставитель президента России по связям с международными организациями по вопросам устойчивого развития Анатолий Чубайс.

Собеседники издания уточнили, что основные цели создаваемых рабочих групп — определить, как глобальный энергопереход будет влиять на российскую экономику, оценить возможные «развилки», разработать оптимальный сценарий адаптации всей страны к энергопереходу. Сейчас более 50% российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары.

Рабочие группы должны будут подготовить прогноз до 2050 года, а также обозначить цели до 2030. При этом долгосрочная стратегия перехода должна быть связана с текущими планами правительства.

Далеко не первые

Россия в 2019 году присоединилась к многостороннему Парижскому соглашению по климату, формально взяв на себя обязательство сократить объем парниковых выбросов к 2030 году на 25–30% от уровня 1990 года, но с оговоркой «с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов». Другими словами, власти России оставили возможность не снижать объемы выбросов, если леса страны смогут забирать достаточные объемы углекислого газа. Согласно Индексу эффективности энергоперехода Всемирного экономического форума за 2021 год, Россия занимает в нем 73-е место с 56 баллами, расположившись между Оманом и Таджикистаном. В первой тройке находятся Швеция (79 баллов), Норвегия (77) и Дания (76).

По данным проекта Climate Action Tracker, Россия резко сократила эмиссию парниковых газов с 1990 по 1998 год, но с 2000-го постепенно наращивала выбросы (без учета поглощения лесами). Аналитики проекта отмечали, что в стране по-прежнему наблюдается «общее бездействие в вопросах климатической политики». Climate Action Tracker утверждает, что цель по сокращению выбросов к 2030 году не амбициозная и будет достигнута сама по себе, без внедрения новых мер.

По словам директора по проектам российского отделения Greenpeace Владимира Чупрова, Россия пока «выглядит белым пятном» на карте углеродных рынков. Он указывает, что введение платы за парниковые выбросы считается одним из самых эффективных механизмов стимулирования к снижению вредных выбросов.

«Наплодить комиссий и рабочих групп — это не выход из положения», — уверен партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.* В разговоре с журналом «Компания» он напомнил, что в РФ все еще действует доктрина энергетической безопасности, которая провозглашает ископаемые виды топлива основой российской энергетики, а другие виды возобновляемого и энергоэффективного топлива — «вызовами и рисками».

По словам Крутихина, в России пока нет альтернатив на замену нефти, газа и угля. Первое, что следует сделать, считает эксперт, — изменить базовую структуру отрасли «без опоры на таких гигантов, как “Газпром” и “Роснефть”». 

«Второе — абсолютно необходима интеграция в мировой энергетический процесс: двигаться туда, куда идут передовые страны мира», — заявил Крутихин. У этих государств есть соответствующие технологии, инновации и капитал, объяснил он. «Когда мы в стране видим лозунг импортозамещения: “Справимся без заграницы”, — это консервация отсталости», — заключил он.


* признан в России иноагентом.

Еще по теме