Top.Mail.Ru
бизнес

Вливание и поглощение: Uber закрывает специализированный сервис онлайн-заказов алкоголя

Фото: imagebroker.com / Global Look Press Фото: imagebroker.com / Global Look Press

Компания Uber объявила о закрытии онлайн-сервиса по продаже и доставке алкоголя Drizly, в который несколькими годами ранее вложила свыше миллиарда долларов. Почему это не отразится на доле Uber в онлайн-продажах алкоголя, каковы особенности доставки спиртного за рубежом и почему российские власти упорно отказываются разрешить интернет торговлю вином даже в порядке эксперимента. 

Uber и раньше решительно отказывалась от отдельных проектов, но — не связанных с доставкой напрямую. Так, в декабре 2020 года компания продала за $4 млрд свое подразделение по созданию робомобилей стартапу Aurora (получив 26% в его капитале). Следом за $75 млн отдали в чужие руки и Uber Elevate — «дочку», занимавшуюся разработками аэротакси.

В обоих случаях речь шла о долгоиграющих проектах, которые могли еще не скоро начать приносить прибыль. С Drizly ситуация совсем иная: этот сервис — наряду с Total Wine и BevMo! — входит в число ведущих мировых онлайн-ритейлеров алкоголя.

Этот рынок сейчас на подъеме. Если в 2022 году объем выручки платформ электронной коммерции алкогольных напитков во всем мире составлял $2,89 млрд, то к 2030 году он превысит уже $30,49 млрд — следует из материалов Insight Ace Analytic. Среднегодовые темпы роста в этот период ожидаются на уровне 34,8%.

География доставки Drizly — около 1400 городов США, а с учетом партнерских сетей — более 4 тысяч. Услуги сервиса доступны по ежемесячной подписке. 

Компания была основана в 2012 году, и спустя пять лет ее стоимость оценивалась PitchBook в $73 млн. В разгар карантинных ограничений продажи сервиса выросли на 400%. Соответственно, скакнула вверх и рыночная стоимость самой компании — так что в октябре 2021 года Uber потратил на ее приобретение $1,1 млрд. 

Казалось бы, совершенно нелогично покидать перспективный рынок при таких инвестициях в проект…

Только с закуской

На самом деле, ничего катастрофического не происходит, и Uber вовсе не оставит своих клиентов без алкоголя. Более того, доля компании на рынке дистанционной продажи скорее всего останется неизменной. Происходит всего-навсего оптимизация, и функционал Drizly перейдет другому сервису — Uber Eats, который также не первый год занимается доставкой продуктов, и алкоголя в том числе. Часть сотрудников ликвидируемого сервиса переходят как раз в Uber Eats — то есть ресурсы Drizly будут использованы для расширения сети доставки ритейлера широкого профиля.

«В одном приложении пользователям доступно почти все — от продуктов питания до алкоголя», — отмечается в материалах компании. Сейчас Uber Eats доставляет алкоголь в 25 странах мира и 35 штатах США из 50-ти. Приобрести спиртное можно наряду с любыми с другими пищевыми продуктами. 

Однако доставка заказа, в который входит алкогольная продукция, несколько отличается от обычной. Так, в США получить заказ с алкогольной продукцией могут лишь клиенты в возрасте от 21 года — курьеру необходимо предъявить удостоверение личности (водительские права, паспорт или иные документы). Оставлять посылку у двери без личного контакта с заказчиком курьерам запрещено, так что на момент вручения заказа клиент должен находиться дома и, что примечательно, быть трезвым. 

Доставка запрещена на территории школ, общественных парков и других заведений. В случае нарушений курьеры могут быть привлечены даже к уголовной ответственности.

Если клиент не удовлетворяет всем требованиям, доставщик отменяет заказ, при этом сервис оплачивает издержки курьера, и факт отмены заказа не влияет на рейтинг сотрудника.

еще по теме:
Новая алкогольная реальность
В России не бросили пить, что бы ни доказывал Минздрав, но пить без концепции сейчас немодно. Как меняется культура потребления спиртного в России
Бар

Вывезти в правовое поле

Пока в мире оценивают радужные перспективы онлайн-продаж алкоголя, в нашей стране они запрещены с 2007 года. Вот уже как минимум пять лет ведутся активные дискуссии о том, чтобы разрешить маркетплейсам легально продавать и доставлять спиртное. Однако разработанный Минфином законопроект о легализации онлайн-продаж алкоголя в июне 2019 года не поддержали МВД и Минздрав РФ. 

С 2021 года ведутся разговоры о том, чтобы в качестве эксперимента разрешить доставку алкоголя «Почте России», а ассортимент ограничить только российским тихим, игристым и крепленым вином из утвержденного Минсельхозом РФ перечня производителей. В апреле 2023 года идея была озвучена в очередной раз: предполагалось начать продажу спиртного в Москве и области через интернет с 1 ноября 2023 года. А Торгово-промышленная палата РФ призвала принять закон о торговле спиртным онлайн, не дожидаясь завершения эксперимента, а сам пилотный проект сократить до одного года, распространив на все регионы.

Однако МВД в очередной раз высказалось против продаж алкоголя через интернет, пусть даже и в порядке эксперимента. Более того, с правоохранительным ведомством неожиданно оказались солидарны и маркетплейсы: они были недовольны предоставлением «Почте России» монопольного права торговать вином онлайн. В итоге эксперимент так и не стартовал.

Тем временем в России объем теневого рынка алкогольной продукции, продаваемой  в интернете, по оценкам российского Минфина достиг 30 млрд рублей, а по оценкам АКИТ — 50 млрд рублей. При этом более половины онлайн-продаж спиртного приходится на фальсификат.

Интернет отберет хлеб и вино у оффлайна

В  настоящее время легально приобрести алкоголь онлайн можно только посредством онлайн-витрин торговых сетей. Пользователь заходит на сайт ритейлера, выбирает продукт, а заказ забирает самостоятельно из магазина, подтверждая возраст.

Такой способ реализации крайне неудобен, считает директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» Вадим Дробиз. По его словам, алкоголя достаточно в любом магазине поблизости, из которого и предлагается забрать онлайн-заказ. «Возможно, покупателя привлекут скидки маркетплейсов на самовывоз спиртного», — полагает эксперт.

Дробиз считает, что в России через рестораны, кафе и бары (HoReCa) — ввиду существенных наценок — отпускается лишь 4,5% алкоголя, а 90,5% — через магазины. В Европе 12% алкоголя реализуется дистанционно, через интернет; 30-35% — через HoReCa, около 50% – через офлайн-ритейл, добавил эксперт.

Минпромторг и Минфин, по словам Дробиза, вероятно, ждут, пока у торговых сетей появятся собственные системы доставки, не уступающие в удобстве маркетплейсам.

еще по теме:
«Мы готовы к онлайн-неизбежности»
Исполнительный директор LUDING Group Эрнест Хачатурян — об изменении структуры алкогольного рынка России
Эрнест Хачатурян

«Никто за дешевой водкой в интернет не пойдет. Если сейчас маркетплейсам разрешить продавать алкоголь, то офлайн-сети потеряют огромные объемы продаж. Большим спросом у интернет-покупателей, на мой взгляд, пользовались бы недорогое пиво и крепкий алкоголь, прежде всего — винодельческая продукция: вино среднеценовой, дорогой и премиальной категорий. По моим оценкам, 60% премиум-алкоголя продавалось бы через интернет. Основная аудитория этого канала продаж — средний класс», — спрогнозировал Вадим Дробиз.

По его прогнозам, в интернете даже в рамках эксперимента вряд ли стали бы продавать только российский алкоголь: «Никакого пилотного проекта тогда не получится: объемы онлайн-продаж отечественных вин оказались бы невелики в сравнении с другими видами алкоголя, в том числе крепкого импортного», — отметил он.

Еще по теме