Top.Mail.Ru
бизнес

«Время наших»: как энтузиасты-авиастроители заняли четверть рынка сельхозтехники в России

Фото: Пегас-Агро Фото: Пегас-Агро

В рамках проекта «Время наших» рассказываем о кейсе «Пегас-Агро». Компания проделала путь от гаража с самодельными станками до крупнейшего в стране производителя опрыскивателей-разбрасывателей для полей.

Рынок российской сельскохозяйственной техники лишь несколько лет назад поднял вопрос о локализации, не ожидая потока санкций и проблем с логистикой. Однако для «Пегас-Агро», крупного производителя техники для обработки полей, кризис проявился только в росте спроса на продукцию. В итоге компания открыла еще один крупный завод и начала разработку новой машины. А когда-то «Пегас-Агро» выпускал кукурузники, проектируя их в гараже.

История «Пегас-Агро» началась в 1998 году с гаража и нескольких энтузиастов — выпускников Самарского авиационного института (сейчас Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева). Еще в вузе они проектировали небольшие самолеты и вертолеты, а потом на них же летали в рамках учебного процесса.

С развалом СССР инженеры-авиационщики стали невостребованными, при этом в стране возник дефицит малой авиации, с помощью которой традиционно обрабатывали поля. «Получилось так, что фермеры сами нас нашли и начали на наших самолетиках обрабатывать посевы», — рассказывает гендиректор «Пегас-Агро» Светлана Линник. По ее словам, работа с ними приносила не только неплохой доход, но и приводила к постоянным недовольствам. На тот момент во всем мире для обработки посевов уже вовсю использовали наземную технику.

На заработанные деньги инженеры-энтузиасты купили 2 тыс. га земли — территорию бывшей животноводческой фермы. На ней, как смогли, построили производственные корпуса на 5 тыс. кв. м и в 2000 году начали проектировать наземную машину, при этом опираясь на основные принципы авиации, — техника должна быть максимально легкой, быстрой и прочной. Получившаяся машина представляла собой самоходную базу, на которую можно установить разные виды модулей в зависимости от задач того или иного фермера. «Техника оказалась настолько хороша, что на нее появился очень высокий спрос», — вспоминает Линник.

Официально «Пегас-Агро» был зарегистрирован в 2010 году в Самарской области. Компания полностью сосредоточилась на производстве своих самоходных опрыскивателей-разбрасывателей «Туман». За 12 лет «Пегас-Агро» прошел путь от малого до крупного бизнеса. Линник, ссылаясь на независимые маркетинговые исследования, отмечает, что на текущий момент более 25% рынка сельскохозяйственных машин в России занимает техника «Туман».

Полевая экспансия

В начале осени 2022 года компания открыла новый завод площадью 20 тыс. кв. м, расчетная мощность которого к 2025-му позволит производить 2,5 тыс. машин в год. И это поможет удовлетворить высокий спрос не только на внутреннем, но и на зарубежном рынке, уверена Линник. При этом компания не исключает, что в ближайшем будущем начнет предоставлять другим игрокам свои мощности в аренду, но сначала нужно оценить объем и потребность в этом, уточняет Линник.

Сейчас «Пегас-Агро» — крупнейший производственный комплекс полного цикла — от проектирования в собственном конструкторском бюро до выпуска готовой продукции. При этом об экспорте компания задумалась только в 2020-м, как раз перед пандемией. Однако до карантина «Пегас-Агро» успел выйти на рынки государств СНГ: Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Молдавии. «Из стран дальнего зарубежья мы успели поработать только с Монголией — теперь там тоже бегает наша техника», — говорит Линник.

Сейчас компания рассматривает для себя рынки Ирана, Аргентины и Египта, где высокий спрос на сельхозтехнику российского производства. Параллельно с этим она разрабатывает новую машину — «Туман-4». По ее словам, выход нового изделия на рынок занимает в среднем 3–4 года.

Кризисный спрос

Уровень локализации «Пегас-Агро» — около 85%. Совсем обойтись без закупки комплектующих невозможно, отмечает гендиректор компании, а в России не так много производств, которые могут дать рынку сельхозтехники нужные запчасти. При этом зарубежные поставщики с началом боевых действий на Украине перестали поставлять технику или начали отказывать в гарантийном обслуживании. «И сельскохозяйственные холдинги столкнулись с большим количеством проблем, в их числе — срыв сроков поставок запчастей либо их высокая стоимость», — объясняет Линник. По ее словам, для «Пегас-Агро» кризис прежде всего проявился в резко возросшем спросе на продукцию компании.

Между тем крупные российские производители сельхозтехники стараются перестать от кого-либо зависеть, поэтому последние несколько лет инвестируют в повышение локализации на своих заводах или закупают лицензии на производство комплектующих, отмечает Линник. По ее словам, государство этому содействует, в частности, через меры поддержки.

Однако в сельхозмашиностроении есть довольно сложные для производства сегменты, например свеклоуборочные комбайны. В России их никто не производит, но таких машин фермерам нужно немного — не более ста штук в год. Если начать создавать такие машины сейчас, то их себестоимость будет очень высокой, потому проще купить. «Для этого есть параллельный импорт, который позволит завезти небольшое количество подобной техники. А то, что можно освоить, будет освоено в ближайшее время», — уверена Линник. Она отмечает, что в России научились делать очень хорошую сельхозтехнику, которая «на каждой мировой выставке имеет награды».

«Любой подобный кризис — это точка роста. Ты либо воспользуешься этой возможностью, либо сядешь и будешь плакать. Но плакать нам некогда — надо работать», — заключила Линник.


«Время наших» — проект журнала «Компания» совместно с Минэкономразвития и ФЦК. В нем мы рассказываем о российских компаниях и брендах, которые смогли импортозаместить производство и уже выпускают действительно отечественный продукт.


Еще по теме