Top.Mail.Ru
архив

Высота

Случившийся на прошлой неделе спор двух крепких хозяйствующих субъектов, новых владельцев Gucci Group из французской PRP, с одной стороны, и легендарного дуэта Доменико де Соле – Том Форд, с другой, пролил неожиданный свет на международный успех российского фильма «Возвращение». Напомню главные этапы победного шествия молодого режиссера Андрея Звягинцева. Сначала его дебютная полнометражная лента «Возвращение» получила два главных приза на Венецианском фестивале, после чего на создателя обрушились взбудораженные репортеры из российских СМИ. Звягинцев держался скромно, молодцом, говорил в том смысле, что снимать надо, не уставляя мысленно свою обратную дорогу с фестиваля триумфальными арками, не трясясь над будущими победами, – снимать надо честно, для души. То есть говорил очень правильные вещи. Потом уже последовали решение российского Оскаровского комитета выдвинуть «Возвращение» на самую резонансную в мире премию, премьера в «Пушкинском», на которой выступил Анатолий Чубайс, назвав творцов фильма «командой молодых профессионалов», наконец, прокатный успех. На прошлой неделе помимо отставки де Соле с Фордом случилось и еще кое-что замечательное: президент РФ встречался с деятелями искусств, в том числе и с молодым триумфатором.

Свидетели этого разговора рассказывают, что Звягинцев держался перед высочайшим лицом слегка разобиженным гением. Хвалил тех критиков, кто понял (то есть хвалил – версия моя) фильм, ругал тех, кто его ругал (то есть ни черта не поняли – тоже моя версия). Он якобы даже назвал президенту неправильных критиков по фамилиям и грустно заметил, что после прочтения таких рецензий хочется уехать из России и больше ничего уже здесь не снимать. Президент, думается, огорчился. Он как раз был озабочен возрождением отечественного кино, его, так сказать, возвращением на высокий мировой уровень.

Ну, из России сейчас многим хочется уехать, и тоже из обиды. Один из оболгавших гения кинокритиков, правда, уезжать из страны, чтобы высвободить комфортное пространство для Звягинцева, не собирается. Напротив, бегает по всем московским улицам радостным зайцем и кричит прохожим, что теперь президент знает его фамилию.

Мне, как и Анатолию Чубайсу, тоже показалось, что «Возвращение» сделано командой молодых профессионалов, то есть людьми, знающими свое дело, понимающими конъюнктуру фестивального рынка. История про двух подростков и дорогу, которую они с трудом осиливают под предводительством невесть откуда взявшегося отца, так сильно пахнет хваленой русской духовностью, так разжижена слезами ребенка, что циничный Запад не мог не выдать подрагивающими руками пару статуэток. Бог даст, и «Оскара» еще вручат.

Циничный Запад не учуял подвоха. Два ребенка, решающие для себя, что делать со свалившимся вдруг на их сиротские головы отцом, – это, конечно, история двух топ-менеджеров, которые жили себе да вершили, а потом вдруг заполучили нового хозяина, к которому надо как-то приноравливаться. То ли слушаться, то ли дерзить, оставляя за собой право творческого решения, то ли умело торговаться. А если торг заходит в тупик, то хозяйствующие субъекты расстаются. После демарша де Соле и Форда высоко взлетевший брэнд Gucci может и свалиться, как это произошло с отцом в «Возвращении». Бизнес есть бизнес. А удачная жалоба отцу нации может принести неплохое финансирование для следующего фильма режиссера Звягинцева.

Еще по теме